Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Создатель чемпионов

Газетный выпуск № 2023_126
20 октября 2023 09:10 Спорт

Памяти легендарного тренера Михаила Скрыпова, которому в этом году исполнилось бы 85 лет

Создатель Курской школы дзюдо заслуженный тренер СССР и РСФСР Михаил Скрыпов скоропостижно скончался в 2010 году – на следующий день после своего рождения. Родился 5 октября, а умер 6-го. В этом году ему могло бы исполниться 85 лет.

На нынешний год приходится ещё один юбилей: курской школе дзюдо – детищу Скрыпова – 50 лет. Михаил Григорьевич ушёл из жизни, подготавливая очередной традиционный открытый российский юниорский турнир на свои призы. В итоге соревнования были переименованы в турнир памяти, который проводился ежегодно (кроме пандемийного 2022-го), трансформировавшись в первенство ЦФО, с гарантией победителям путёвок на чемпионат России. К сожалению, в этом году, юбилейном для курской школы дзюдо, турнир проводиться не будет. Но готовится к изданию книга о курском дзюдо, которую тренер мечтал написать. В ожидании её выхода мы вспоминаем Михаила Григорьевича. Тем более что он долгие годы был внештатным корреспондентом «Курской правды».

Задуманное исполнится

В числе авторов книги – дочь прославленного тренера Елена Скрыпова. Она убеждена: творческим планам отца – быть.

– Конечно, книга получится другой, но максимально приближенной к плану отца. Скрыпов никогда не думал рассказывать только о себе, – делится Елена Михайловна. – Речь пойдёт о наставниках, коллегах и любимых учениках, а также о тех, кто помогал развитию курской школы дзюдо. Отдельные главы посвящаем лучшим тренерам и мастерам татами – нашим знаменитостям, которыми куряне гордятся. В основе книги – архив отца, разнообразный, многогранный. Фотоматериал интересный, в том числе суперуникальный, который мы представим читателю впервые. Опубликуем и часть спортивной статистики, которую отец собирал, бережно переписывая в свои знаменитые блокноты и тетради, формируя из них справочники. Особую ценность представляют воспоминания очевидцев. Информация подкрепляется объективными источниками, в частности, архивными, статейными и статистическими. Всё верифицируем. Вольное повествование – не для нас. Как-то один из собеседников отметил, что ему важна истина. Надеюсь, приблизимся к ней максимально, не умаляя ничьих достижений. В соавторах со мной цвет спортивной журналистики курского края: Воробьёв, Василиади, Степаненко – наши ВВС. Такая образовалась мощная аббревиатура – явно не случайно. У каждого свой фронт работы, друг другу не мешаем, конкурировать не пытаемся, даже наоборот. Дорого то, что авторы, работающие над темой, погружены в неё профессионально, а не надуманно.

Что касается названия, в процессе работы появлялись разные варианты. И вдруг осенило сочетанием слов, в которых таятся и символизм, и конкретика. Название книги в итоге сложное, двойное: «Курский бросок: от самбо до дзюдо в очерках о людях и событиях».

– Оно не изменится? Ведь книга ещё не закончена?

– Нет, не изменится. Хочется, чтобы это название вызывало эмоции и гордость за легендарное прошлое и настраивало на яркое будущее. Да и эпиграф, который выбрал отец, тоже глубок и патриотичен: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Эти слова Ломоносова очень актуальны и сейчас, и всегда.

Лыжи, колёса, борцовский ковёр

– Вы вспомнили Ломоносова, а ведь Михаил Григорьевич – его земляк…

– Михаил Григорьевич родился в Архангельской области, но он не помор. Деревня Черновская находится ближе к Вологде. А вот закалка характера у отца, однозначно, северная. Северные люди крепче, они с малых лет воспитываются на выживание, что, однозначно, помогает в жизни выстоять и реализоваться.

– В книге будет рассказано о его семье или это сугубо спортивная хроника?

– Да, будет. Тем более что отец оставил воспоминания. Он появился на свет в 1938 году в семье столяра, а позже фронтовика Григория Иринеевича. Мама (моя бабушка) Анна Ивановна всю жизнь работала дояркой. У них родилось пятеро детей, в трудных условиях послевоенных лет выжили трое: старший Миша, его младший брат-погодка Володя и самая младшая сестра Нина. Все с малых лет отлично бегали на лыжах. Зимы в том краю холодные и снежные, так что приходилось катить несколько километров до ближайшего села, где продолжали обучение. Потом была школа в районном центре. Как вспоминал отец, класса с восьмого лыжи уже серьёзно вошли в его жизнь. Кстати говоря, и брат, и сестра в будущем окончили ленинградский институт физкультуры имени Лесгафта. Оба специализировались по лыжным гонкам. А отец, как известно, переквалифицировался на самбо.

– Бросается в глаза, что у вас в архиве много и армейских спортивных снимков.

– Немудрено. Армейская жизнь отца – это не столько построения, стрельбища и дежурство на тумбе, сколько спортивная подготовка и соревновательный процесс. Он многократный победитель и призёр Северного военного округа по лыжным гонкам и легкоатлетическому кроссу. А служил Миша Скрыпов в Петрозаводском гарнизоне, где кроме спортивных навыков развивал водительские. Но водитель из отца получился таким, что ездить с ним на гражданке, мягко выражаясь, было не для слабонервных – гонял на всю катушку. Это тоже своеобразная характеристика человека, который спешил не опоздать.

– Как Скрыпов превратился из лыжника в самбиста?

Юный лыжник Миша Скрыпов (первый слева)

– После воинской службы он поступил в Ленинградский государственный институт физической культуры и спорта имени Лесгафта. Собирался достичь успехов в лыжных гонках, но очень скоро на курсе открылось отделение самбо, и отец сразу заинтересовался этим видом спорта. Борьба его заворожила и поглотила. Не помню, чтобы он вспоминал о том, как любил подраться в детстве или юности, боролись между собой деревенские мальчишки больше на забаву взрослым. Скорее, попробовав себя в самбо, отец понял уже в процессе, что это его стезя.

Курск считал родным

В Курск Михаил Григорьевич приехал в 1964 году по приглашению братьев Данилиных – своего тренера, педагога по лесгафтскому институту Михаила Тимофеевича и его родного брата Виктора Тимофеевича, трёхкратного чемпиона СССР.

– Виктор Тимофеевич тоже не курянин. Он приехал сюда работать и остался навсегда, – рассказывает Елена Скрыпова. – Развивал самбо на разных территориях: в Доме пионеров с подростками, в небольшом помещении Дома офицеров с ребятами постарше – там тоже была секция. Практиковал самбо в сельхозинституте – по основному месту работы. Когда его пригласили динамовцы, организовал очередную секцию. На «Динамо» не хватало методически грамотного дипломированного тренера, поэтому сориентировали Скрыпова в Курск. Виктору Тимофеевичу было непросто и тренировать, и заниматься научной деятельностью. У него, конечно, был огромный спортивный опыт, приобретённый в Северной столице. В послевоенные годы он неоднократно признавался лучшим самбистом Ленинграда в своей весовой категории. Не меньший практический спортивный опыт, в том числе судейский и тренерский, имел и его старший брат Михаил Тимофеевич.

По воспоминаниям отца, Михаил Данилин был его первым и единственным тренером. До последних дней отец не выпускал из виду своего наставника, который пережил воспитанника на год, а младшего брата на 38 лет, и ушёл в почтенном 93-летнем возрасте в любимом городе на Неве. Увы, почти в одиночестве.

Этим двум замечательным ленинградцам, оказавшим огромное влияние на события, разворачивающиеся на курском борцовском ковре, будет уделено немало строк. А современникам и будущим поколениям мы подарим уникальные фотографии, в том числе из архива отца, ранее никогда и нигде не публиковавшиеся.

– И всё-таки Михаил Григорьевич осел в Курске не только из-за интересной работы? Он ведь нашёл здесь свою судьбу.

– Да, нашёл судьбу, жену, крепкую семью и большую поддержку. Маму считал талисманом: если провожает на вокзале, значит, будет успех. Если мама едет на соревнования, да ещё и болеет на трибунах, принимай, Курск, победителя. Кто-то скажет, что это суеверие, но оно действовало. Однажды мы с ней должны были ехать на чемпионат СССР, и мама отпросила меня у директора школы «по семейным обстоятельствам». Но соревнования транслировались, был и сюжет в программе «Время», где нас – рьяных болельщиц – показали крупным планом, такой вот курьёз. К счастью, всё обошлось, нас никто не ругал.

– И что в итоге, сработало?

– Разумеется! Оба курских Александра – и Шуров, и Сивцев – стали вторыми призёрами.

Время расцвета

– Получается, ваш отец был суеверным человеком?

– Были и другие работающие предрассудки, но все карты раскрывать сейчас не стану. Многие, кто хорошо знал отца, понимают, о чём я говорю. Были и суеверия, и редкий дар предвидения, поэтому планировал результаты и шёл к ним упрямо и сосредоточенно. В том числе и к самому главному, олимпийскому, переориентировав в начале 70-х курских самбистов на дзюдо. Самбо, к слову, ведь совсем недавно вошло в олимпийскую программу, а выйти на международную арену требовалось уже тогда! Не только курские самбисты были переориентированы. Вся страна открыла двери этому олимпийскому виду спорта в 1972 году. Секции и отделения дзюдо массово открывались по всей стране. Но и самбо оставалось – его никто не отменял. Хотя некоторые пытаются оспорить этот факт. Проходили разные, в том числе и ведомственные соревнования, например, по линии «Динамо». Просто дзюдо однозначно давало больше шансов на крупных соревнованиях.

– Тогда и появилась курская школа дзюдо?

– Курская школа дзюдо ведёт летопись с 1973 года, когда была образована областная федерация. Но первый успех в этом виде спорта пришёл в Курск с победами тогда ещё учащегося школы Александра Белоглазова, который отличился на международных юношеских турнирах по дзюдо. Дело в том, что советские самбисты ещё с 60-х годов активно участвовали в международных дзюдоистских турнирах и становились даже призёрами чемпионатов, показывая высокий класс и удивляя зарубежных противников своим мастерством. А вот о том, почему самбистам это удавалось в, казалось бы, незнакомой японской борьбе, а также за счёт чего им было легко переквалифицироваться, мы тоже расскажем в нашей книге.

– Каковы главные достижения курских дзюдоистов?

– Куряне дважды становились чемпионами и призёрами Олимпийских игр (Николай Солодухин выиграл золото на московской Олимпиаде 1980 года, а Юрий Стёпкин – бронзу в 2000-м в Сиднее). Шесть раз наши спортсмены поднимались на мировые пьедесталы. Николай Солодухин дважды победил на чемпионате мира в 1979 году в Париже и в 1983 году в Москве, Александр Шуров – чемпион мира-1982 среди студентов в Финляндии, Юрий Стёпкин – второй мировой призёр среди студентов в 1994 году в Германии и победитель в 1995 году в Японии, Ирина Боломутова – третий призёр среди студентов в 2000 году в Турции. На Кубке мира победителями и призёрами становились дважды: Николай Солодухин – первый в 1985 году и Игорь Глывук – третий в 1986 году в Париже. Чемпионы Европы – 27 раз: с 1976-го по 2001 год – Николай Солодухин, Александр Шуров, Василий Губанов, Владимир Снеговой, Александр Сивцев, Юрий Меркулов, Олеся Коваленко, Юрий Стёпкин, Александр Благодарный. Трижды наши покоряли японский «Кодокан»: Александр Шуров – первый чемпион «Кодокана» из состава сборной СССР в 1981 году и второй призёр в 1982-м, Александр Сивцев – победил в 1985 году. Дважды победили на турнире «Дружба-84» – альтернативе Олимпийским играм: это Николай Солодухин и Юрий Меркулов. И дважды оказали высокий класс на «Играх доброй воли» 1986 года: первое место у Александра Сивцева и второе у Игоря Глывука.

– Каким должен быть спортсмен, чтобы достичь высоких результатов?

– Дзюдоист, конечно же, должен быть ловким, сильным, умным, со спортивной злостью, крепким стержнем и огромной волей к победе. А ещё сытым и спокойным! Этой части жизни своих учеников отец придавал огромное значение. Чтобы ребята хорошо питались не только дома, но и на выездах, где в меню была даже чёрная икра (необходимый спортсмену белок), которая для курских результативных дзюдоистов входила в привычный рацион, её отец покупал зачастую на собственные средства и по госцене. Что и говорить, в те времена это было возможно.

– Такая забота сродни отеческой любви…

– Согласна. Отец их любил и принимал каждого со своими достоинствами и недостатками, непростыми характерами, сложной внутренней организацией. Занимался их бытом, помогал и в учёбе, и в жизни. Желал им состояться не только как отличным спортсменам, но и быть хорошими людьми.

ПАМЯТЬ

Михаил Скрыпов тяжело переживал 90-е годы. На его глазах рушилось то, чему он посвятил всю жизнь. Казалось, спорт, победы стали никому не нужны. Финансирование спортивной отрасли было почти прекращено. Однако до последних дней Михаил Григорьевич был верен любимому виду спорта, верил в будущее своих учеников, продолжал тренировать. Были ученики, которые поддерживали своего великого тренера – человека, подарившего им блестящее будущее, которому они обязаны всеми своими победами. Сейчас в большей мере о сохранении памяти Михаила Григорьевича заботится его ученик, представляющий сегодня курскую ассоциацию спортсменов Владимир Снеговой, главный помощник Елены в подготовке книги. Подключились курское министерство спорта и Олимпийский комитет. Память о выдающемся тренере в Курске увековечена. На здании «Динамо» стараниями регионального отделения спортобщества в честь Михаила Скрыпова установлена мемориальная доска.

Елена ГАМОВА
Фото из архива Елены СКРЫПОВОЙ


Пишет Александр | 2 Ноя 2023 18:03
Очень хорошая статья , особенно для учеников Михаила Скрыпова . Спасибо большое Лене и всем , кто принимает участие в написании книги .

Обсуждение ( 1 комментарий )

Читайте также