Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Больше чем мамы

Газетный выпуск № 2023_140
24 ноября 2023 12:52 Праздничное

Накануне Дня матери наши корреспонденты поговорили с тремя женщинами, воспитавшими множество детей, но не считающими себя героинями

Каждой дочке – по удочке

Многодетная мама из Тима Лидия Павлова уверена, что лучший подарок в День матери – пополнение в семье. Полтора года назад мы уже писали о ней. Но сейчас появился новый повод: недавно в свои 36 лет Лидия родила шестого ребенка.

– Мы её назвали Злата, что значит «золото». Она наше маленькое золотце, – говорит мама малышки.

Лидия замечает, что с каждым новорождённым счастье материнства ничуть не тускнеет. Всё те же яркие эмоции, и даже становится больше осознанности. С такой проблемой, как послеродовая депрессия, многодетная мама никогда прежде не сталкивалась, а сейчас вообще недосуг. Сейчас Лидия получает третье образование – учится на воспитателя. Также у неё есть профессии бухгалтера и экономиста.

У Златы пять сестёр. Старшей Насте – шестнадцать, Полине – двенадцать, Кристине – десять. Наде – шесть лет и Веронике три года. Все пятеро девочек с нетерпением ждали, когда её заберут из роддома.

– Вероничка, когда увидела, как я кормлю Злату, удивилась: «Она из пупочка кушает?» – улыбается Лидия. – Все дочки стараются мне помочь с маленькой, а младшие повторяют с куклами то же, что я делаю со Златой, – кормят, купают, пеленают.

Будущие супруги познакомились в юности, понравились друг другу при первой встрече в техникуме, а вскоре и поженились. Первую дочь Лидия родила незадолго до своего двадцатилетия. Все дети у Павловых желанные. И первым словом у каждой девочки было слово «мама».

– Лучшее воспитание – любить ребёнка, а не наказывать, – уверена Лидия. – Да, я мягкая мама. Иногда слишком. Даже поругать детей бывает жалко, и иногда они этим пользуются.

Дочки в папу

Девочки занимаются волейболом, танцами, ходят в воскресную школу. У младших любимая игра – это дочки-матери, а вот старшая девочка куклам предпочитала машинки. Но, когда подросла, решила, что хочет работать с детьми. Теперь мечтает стать педагогом, но работать не с дошкольниками, как мама, а с более старшими ребятами.

Большое увлечение Павловых – рыбалка. Поэтому у каждой девочки есть своя удочка, у кого-то побольше, у кого-то поменьше.

– Так что, можно сказать, рыбалка – это тоже наша семейная традиция, – улыбается Лидия.

Юные рыбачки очень любят плавать на лодке с папой. Кристина в августе поймала щуку и помогла приготовить её. Папа тоже, конечно, не остался без улова. Так что рыбы хватило и на котлеты, и на засол.

Впрочем, сама Лидия, пока муж и дочки добывают рыбу, ждёт большое семейство с уловом на берегу. Пожалуй, она единственный человек в семье, который боится воды. Так что, получается, дочки пошли в папу. Кстати, девочки мужской работы не боятся.

– Все друг другу помогаем, – улыбается Лидия. – И не только на кухне. Например, недавно муж делал погреб, так дочери вызвались ему помогать – кто чем может, кому что по силам.

Девочки не боятся мужской работы, а глава семьи – женской. У всех девочек, как и у их мамы, длинные волосы, так что папе, в свою очередь, пришлось освоить искусство плетения кос, что очень пригодилось недавно, пока Лидия была в роддоме.

– Муж, конечно, выручает, – улыбается молодая женщина. – Если бы не он, было бы очень сложно совмещать учёбу и домашнюю работу.

Дети – главное призвание

Самым уютным местом на земле Лидия считает свой дом. Старается создать в нём уют, но без фанатичного пристрастия к порядку в ущерб общению с близкими.

– Даже когда в роддоме лежала, хотелось поскорее вернуться домой к своим любимым. Мне никогда не хочется отдохнуть от дома, мне нравится проводить время с семьёй, – говорит Лидия.

Дом и семья для Павловых – главные ценности. Всё свободное время супруги проводят вместе. На праздники дети готовят родителям концерты, стараются собственноручно делать подарки.

Родственников у них очень много – с обеих сторон наберётся около ста человек. Но праздники чаще отмечают в узком кругу, с тортиком и другими угощениями. Хотя можно ли назвать «узким кругом» семью из теперь уже восьми человек? Лидия уверена, что дети – её призвание.

– Бухгалтерия, экономика – это тоже мне было интересно, но всё-таки ничто не приносит столько радости, сколько семья и дети, – говорит многодетная мама. – Поэтому и учусь на воспитателя, и работать хочу с детьми.

Признаётся, что, несмотря на тот огромный опыт, который получила как многодетная мама непосредственно на практике, узнаёт сейчас от своих преподавателей много нового, того, что пригодится ей и как маме, и как педагогу. Например, с интересом изучала материал о том, как игры помогают развивать мелкую моторику детей.

– Когда тебе улыбается незнакомый ребёнок, невозможно не улыбнуться в ответ, – продолжает молодая женщина. – Недавно с воскресной школой были в Щигровском детском приюте, ребята собственноручно готовили для сверстников подарки. Дети подбежали обнимать нас, это было так трогательно, что я даже расплакалась. Ребята спрашивают: «Почему вы плачете?». А это от радости, сердце тает.

«Где есть трое, с четвёртым уже нетрудно»

В июле прошлого года супруги Дильшад и Оксана Худобахтовы приняли непростое решение стать приёмными родителями сразу троих детей, родных сестёр Софии, Маргариты и Любы Самодуровых. Идею подал не кто иной, как глава семьи.

Прожив в счастливом браке 17 лет и воспитав дочь Арину, Дильшад всегда мечтал о сыне. Своё желание супруг озвучил второй половине. Жена, которая всегда во всём его поддерживала, согласилась с этим предложением.

– Мы собрали необходимый пакет документов и обратились в местную опеку. Были настроены взять именно мальчика, но, как это часто бывает, всё решил случай, – говорит Оксана. – Нам рассказали о трёх родных сёстрах, которые находились в приюте уже почти год, и спросили, не хотим ли мы познакомиться с ними. Удивительно, что необычное предложение не смутило мужа, мечтавшего о сыне, и мы дали согласие.

Прежняя семья, в которой воспитывались 13-летняя София, 12-летняя Маргарита и 5-летняя Люба, относилась к категории неблагополучных. Мама девочек могла прийти домой глубокой ночью пьяной или вовсе пропасть на несколько дней. При этом её не волновало, что дочкам нечего было есть.

Старшие девочки искали пропитание самостоятельно. Они выходили из своей квартиры, стучались в двери к соседям и просили еду. Получив бутерброд, малышки возвращались обратно, кормили Любу и продолжали ждать маму.

Их папа часто проявлял агрессию. Любые мелочи: пролитый чай или ночной плач – выводили его из себя и становились поводом для побоев всех дочерей. До сих пор слово «папа» ассоциируется у Любы с удушением. Она берёт себя за шею и показывает движения отца, который когда-то в ярости на неё накинулся.

Понятно, что долго так продолжаться не могло. Учителя звонили в управление опеки. Оттуда в полицию. В конце концов девочек изъяли из семьи и отправили в приют.

Ты наша мама!

Попав в новую семью, сёстры сразу же начали называть Оксану мамой.

– Они сказали мне: «Ты наша мама!» – вспоминает женщина. – Это было неожиданно и очень приятно.

Но безоблачно всё бывает только в сказках. Предыдущая жизнь детей оставила свой отпечаток. Самой проблемной сферой была учёба. Пробел в этой области был настолько велик, что старшая Соня в четвёртом классе даже осталась на второй год.

– Девочки не знали таблицу умножения и читали по слогам. Можно сказать, что вся начальная школа прошла мимо них, – поясняет Оксана. – Моя мама Елена Петровна, в прошлом учитель начальных классов, взяла на себя роль репетитора. День за днём упорно навёрстывала с внучками упущенные знания.

Девочки признавались, что в их дневниках оценки выше тройки никогда не было. Именно поэтому первая четвёрка в школе стала для Худобахтовых настоящим семейным праздником!

В новом учебном году девочки стали посещать детскую школу искусств. Занимаются рисованием и лепкой. Родители надеются, что приобщение к миру прекрасного окажет положительное влияние на развитие дочек. А этим летом они впервые увидели море. Путёвки в санаторий в Анапу для всей семьи предоставили местные органы власти.

Сложнее всех в новой семье пришлось старшей Соне. Несмотря на ужасную прошлую жизнь с биологическими родителями, она всё-таки надеялась на возвращение к ним. Это желание в ней поддерживал родной отец, который поначалу часто звонил и говорил, что заберёт всех девочек обратно домой.

Но время шло, редкие телефонные звонки прекратились совсем, а эмоциональное состояние ребёнка пошатнулось. Новой семье пришлось даже прибегнуть к помощи психолога. Сейчас биологические отец и мать девочек лишены родительских прав. А сын в семье всё-таки появился…

Сына дождались!

Пару недель назад в семье Худобахтовых появился ещё один приёмный ребёнок – шестилетний Владислав Совчук.

– Наша анкета продолжала находиться в базе данных потенциальных усыновителей. Правда срок её действия истекал, а муж всё время меня подталкивал взять ещё мальчика, мечты о котором не оставлял, – говорит Оксана.

Два года из своих шести лет Слава пробыл в щигровском приюте. Его мама сама из числа сирот, а папа – беженец с Украины, родители которого отказались признавать внука. Когда появился Владик, молодые родители поначалу вели нормальный образ жизни, но со временем оба стали злоупотреблять алкоголем. Так мальчик оказался в приюте.

Ещё рано говорить о каких-то результатах его пребывания в семье: слишком мало времени прошло. Но уже сейчас новый член семьи деловито заявляет младшей Любочке: «Я помогаю нашему папе!»

На вопрос о мотивах принятия в свою семью такого количества детей многодетная мама ответила без лишнего пафоса и отнюдь не заученными формулировками.

– Если в нашем доме не будет детского смеха, торопливых шагов и весёлого гама, тогда зачем всё? – спрашивает она и сама же отвечает: – Тогда в жизни попросту не будет смысла.

Есть женщины в русских селеньях

Если бы поэт Николай Некрасов жил в наше время, Фаина Даниловна Лунёва, мать-героиня из села Поздняково Фатежского района, вполне могла бы стать одной из его героинь. Пожилая женщина пережила Великую Отечественную войну, родила и вырастила десятерых детей.

Родилась она в соседней Конышёвке, а в Поздняково её привёз муж. Получилось как-то само собой. Увидел красивую девушку из соседнего села – вскоре приехал свататься. Праздновали в Поздняково, много было гостей. Платье на невесте было повседневное, как и у большинства сельских невест в послевоенные годы. Праздновали скромно, но весело.

– Даже не думала, что стану матерью-героиней, – признаётся Фаина Даниловна. – Нас у мамки было трое, папа погиб на войне. Но значит судьба такая.

Был у Фаины Даниловны одиннадцатый ребёнок. Но мальчик умер в два с половиной года. Свой дом от государства многодетная семья получила только в 1983 году. Сейчас Фаина Даниловна живёт там вместе с сыном и старшей сестрой. Муж работал в колхозе трактористом и умер в 1996 году. Остальные дети выросли и разъехались.

– А я вот дальше райцентра вообще никуда не выезжала, как-то всё было недосуг. Но у нас и здесь уютно, красивая природа, – говорит мать-героиня. – Свою деревню я люблю. На восьмидесятилетие дети и внуки поприезжали ко мне отовсюду. Негде было машинам встать.

Спрашиваем: «А есть кто-то ещё многодетный в семье?»

– Нет, я такая пока что одна, – говорит наша собеседница. – У всех детей один-два. А я, хоть и на пенсии, волнуюсь то за одного, то за другого.

Вероника ТУТЕНКО

Марина БЛУДОВА (РИА «Курск»)

фото из архива героев материала



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также