Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Курский мушкетёр

Газетный выпуск № 2023_140
24 ноября 2023 14:27 90 лет Курской области

Осенью исполнилось 220 лет со дня рождения декабриста Александра Мозалевского

Восстание Черниговского полка

Одним из активнейших участников восстания Черниговского полка, поднятого на Украине в 1824 году под руководством Муравьёва-Апостола, был наш земляк – прапорщик Александр Евтихиевич Мозалевский. В этом году исполнилось 220 лет со дня его рождения, и это хороший повод вспомнить биографию «курского мушкетёра».

Александр Мозалевский родился в 1803 году в селе Ольшанец Фатежского уезда а семье небогатого помещика. Офицерский чин получил в мае 1824 года. Служил в 6-й мушкетёрской роте Черниговского полка. Там сблизился с революционно настроенными офицерами и был принят в члены тайного Общества соединённых славян. Как пишет краевед Михаил Шехерев, курянин своей деятельностью завоевал уважение не только простых членов общества, но и его руководителя.

Из государевых людей

«Мозалевские на Курской земле проживали издавна…» – так начинает свой очерк о декабристе-курянине железногорский литератор, журналист и краевед Геннадий Александров, хорошо изучивший биографию земляка. Семья Мозалевских была из так называемых «государевых людей», исполнявших сторожевую военную или гражданскую службу. В основном это были мелкопоместные дворяне.

В «Отказных книгах» XVII века есть такие записи: «1642 г. Дело Семёна Андреева сына Мозалевского о даче ему за службу после дяди его родного Фёдора Иванова сына Мозалевского выморочного поместья (то есть такого, на которое не было наследников. – «КП») в Курском уезде в Усожском стане на колодце Мальце в деревне Гнездиловой».

А в январе 1700 года запись такова: «Дело Фёдора Афанасьева сына Мазолевского о справке за ним поступных поместий в Курском уезде в Усожском стане по реке Ольшанец по обе стороны с урочищи, деревни на колодце Ольшанце на реке Усоже выше церковной Никольской земли».

То есть Мозалевские владели землёй и крестьянами в деревне Гнездиловой и селе Ольшанец, что сегодня находятся на территории Железногорского района, в Троицком и Линецком сельсоветах. Там, продолжает Александров, в 1803 году в селе Ольшанец и родился будущий декабрист Александр Евтихиевич Мозалевский. Небольшое имение его семьи находилось неподалёку от Николаевской церкви (сгорела от поджога травы в 2007 году).

Отец был коллежским регистратором – это самый низший гражданский чин 14-го класса. Его носителей называли всего лишь «ваше благородие», а старшие чины издевались над «елистратишками» как хотели (вспомните хотя бы станционного смотрителя у Пушкина).

Ольшанецкие Мозалевские не были богаты – всего 12 «мужеских душ» и примерно столько же женских, скромная усадьба. Ведение хозяйства едва обеспечивало семью самым необходимым. Оклад отца составлял всего 215 рублей в год. Чин давал ему право лишь на личное дворянство, а потомственное родовое должны были подтверждать дети.

Александр Евтихиевич начал служить в армии весной 1821 года в Черниговском пехотном полку корнетом, через три года стал прапорщиком, младшим офицером мушкетёрской роты.

Русские д’Артаньяны

Российские мушкетёры

Здесь стоит сделать небольшое отступление, чтобы рассказать о российских мушкетёрах. Несмотря на художественный образ, созданный романом Дюма, мушкетёры представляли собой стрелковые части пехотных полков. В созданной императором Петром I регулярной армии стрелковые роты формировались в гвардейских полках и в полевых пехотных полках под названием фузелёров (от названия тогдашней длинноствольной винтовки фузея). Впоследствии их переименовали в мушкетёров.

После этих слов напрашивается вывод, что подразделения вооружили мушкетами. Но это не так. Вооружение русских мушкетёров (мушкатёров, как тогда произносили) составляла всё та же фузея с шомполом и штыком, патронная сума с перевязью и шпага с портупеей.

Впервые мушкетёры появились в начале XVI века в Испании, а затем и в других странах Западной Европы. Из-за большой массы (8-10 кг) мушкетов и сильной отдачи при стрельбе подразделения комплектовались, как правило, отборными солдатами.

В бою мушкетёры поддерживали огнём пикинёров, применяя боевой порядок «караколе» (улитка) – построение в 8-10 шеренг, беспечивавшее непрерывность ведения огня (впереди стоявшая шеренга, отстрелявшись, отходила за последнюю для перезарядки мушкетов, а её место занимала следующая шеренга и т.д.).

На рубеже XVII–XVIII веков с появлением кремневого ружья мушкеты были сняты с вооружения большинства западно-европейских стран, однако название «мушкетёры» по традиции сохранялось вплоть до начала XIX века.

Во Франции, кроме мушкетёров-пехотинцев, в 1622–1775 годах существовала особая часть, носившая название «королевские мушкетёры (комплектовалась из дворян и составляла личную охрану короля). Именно в подразделении королевских мушкетёров служили всем известные герои Дюма. Но как же получилось, что Мозалевский из мушкетёра его величества превратился в противника, скажем так, царского режима? Об этом мы и расскажем.

Объединить всех славян

Александр Мозалевский – декабрист из Курской губернии

Как уже говорилось, в Черниговском пехотном полку юный прапорщик познакомился с революционно настроенными офицерами, был принят в Общество соединённых славян, ставившее целью объединение всех славянских народов в единую демократическую республиканскую федерацию.
Позже «славяне» объединились с Южным тайным обществом, которое в Черниговском полку возглавляли Сергей Муравьёв-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин. Все они тайно готовились к вооружённому выступлению против царя. Когда весть о неудавшемся восстании на Сенатской площади в Санкт-Петербурге достигла полка, было решено немедленно идти в поход на город Васильков, занять его и оттуда развивать действия по всему югу. Мозалевский во главе двух рот присоединился к походу.

Муравьёв-Апостол направил нашего земляка в Киев. Александр Мозалевский должен был вместе с солдатами, сопровождавшими его, распространить в городе «Православный катехизис», который являлся своеобразным агитационным документом декабристского движения.

«Катехизис» был составлен Муравьёвым-Апостолом и Бестужевым-Рюминым «для воззвания к возмущению против монархической власти». Кроме того, как показал на следствии Муравьёв-Апостол, отправляя прапорщика Мозалевского с солдатами в Киев, он вручил ему письмо к офицеру Курского полка Крупенникову, но Мозалевскому увидеть его не удалось.

«Православный катехизис» декабристов

Горный Зерентуй – место каторги декабристов

«Православный катехизис» – это революционная прокламация, составленная из вопросов и ответов. Был размножен и распространён среди солдат и крестьян во время восстания Черниговского полка.

Воззвание – яркое свидетельство республиканской идеологии восставших. Оно было облечено в религиозную форму, чтобы сделать его более доступным для народа. По словам декабристов, катехизис «состоял из чистых республиканских правил, приноровлённых к понятию каждого».

«Вопрос. Для чего Бог создал человека?

Ответ. Для того, чтобы он в Него веровал, был свободен и счастлив.

Вопрос. Что значит веровать в Бога?

Ответ. Бог наш Иисус Христос, сошедши на землю для спасения нас, оставил нам святое своё Евангелие. Веровать в Бога – значит следовать во всём истинному смыслу начертанных в нём заповедей.

Вопрос. Что значит быть свободным и счастливым?

Ответ. Без свободы нет счастья. Святой Апостол Павел говорит: вы куплены ценой крови, не будьте рабы человекам.

Вопрос. Почему же русский народ и русское воинство несчастно?

Ответ. Оттого, что цари похитили у них свободу.

Вопрос. Стало быть, цари поступают вопреки воле Божией?

Ответ. Да, конечно, Бог наш рек: больший из вас да будет вам слуга, а цари тиранят только народ.

Вопрос. Должны ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воле Божией?

Ответ. Нет! Христос сказал: не можете служить Богу и маммоне; оттого-то Русский народ и русское воинство страдают, что покоряются царям.

Вопрос. Что же святой закон наш повелевает делать русскому народу и воинству?

Ответ. Раскаяться в долгом раболепствии и, ополчась против тиранства и несчастья, поклясться: да будет всем один Царь на небе и на земле – Иисус Христос.

Вопрос. Что может удержать от исполнения святого сего подвига?

Ответ. Ничто! Те, кто воспротивятся святому подвигу сему, суть предатели, богоотступники, продавшие души свои нечестию, и горе им, лицемерам, страшное наказание Божие постигнет их на этом свете и на том.

Вопрос. Каким же образом ополчиться всем чистым сердцем?

Ответ. Взять оружие и следовать за глаголющим во имя Господне, помня слова Спасителя нашего: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся, и низложив неправду и нечестие тиранства, восстановить правление, сходное с законом Божиим.

Вопрос. Какое правление сходно с законом Божиим?

Ответ. Такое, где нет царей. Бог создал всех нас равными и, сошедши на землю, избрал Апостолов из простого народа, а не из знатных и царей.

Вопрос. Стало быть, Бог не любит царей?

Ответ. Нет! Они прокляты от Него, как притеснители народа, а Бог есть человеколюбец. Да прочтёт каждый желающий знать суд Божий о царях, книги Царств главу 8-ю… Итак, избрание Царей противно воле Божией, ибо один у нас Царь должен быть – Иисус Христос.

Вопрос. Стало быть, и присяга царям богопротивна?

Ответ. Да, богопротивна. Цари предписывают принуждённые присяги народу для губления его, не призывай всуе имени Господня. Господь же наш и спаситель Иисус Христос изрёк: «а я говорю вам – не клянитесь вовсе». Итак, всякая присяга человеку противна Богу, ибо принадлежит ему одному.

Вопрос. Что же, наконец, подобает делать христолюбивому российскому воинству?

Ответ. Для освобождения страждующих семейств своих и родины своей и для исполнения святого закона христианского, помолясь теплою надеждой Богу, поборающему по правде и видимо покровительствующему уповающим твердо на него, ополчиться всем вместе против тиранства и восстановить веру и свободу в России.

А кто отстанет, тот, как Иуда предатель, будет проклят. Аминь».

Семь тысяч верст в кандалах

Ножные кандалы, в которых шли на каторгу

Пока Мозалевский в Киеве договаривался с некоторыми офицерами из воинских частей, солдаты разведки распространяли среди военных и жителей города «Катехизис». Тем временем все заставы были перекрыты правительственными войсками. При выезде из Киева Мозалевского арестовали. А восставшие не дождались поддержки и вскоре были разбиты верными императору Николаю I войсками. Бестужева-Рюмина и Муравьёва-Апостола повесили.

Нашего земляка вначале приговорили к смертной казни, но затем, совершив над ним и его товарищами Сухиновым и Соловьёвым гражданскую казнь перед полком (преломление над ними шпаги), объявили о взыскании с имения денег за потраченные на подавление бунта финансы и сослали на вечную каторжную работу.

В Сибирь их отправили из Киева 5 сентября 1826 года пешком, в кандалах, вместе с партией уголовных каторжан. Пройдя беспримерный и многострадальный путь в 7000 верст за полтора года, они прибыли 12 февраля 1828 года в Зерентуй.

Сколько невзгод испытали в пути эти «рыцари свободы», можно узнать из «Записок» декабриста Горбачевского, из книг Нечкиной, Иосифовой. Даже много лет спустя ссыльные не забыли ночи, проведённой в городе Кромы Орловской губернии. Для ночёвки отвели уже набитые до отказа измученными людьми две комнаты. Здесь находились воры, убийцы, бродяги, а также женщины – последователи скопчества с вырезанными грудями, члены фанатической религиозной секты…

Уже на следующий день после прибытия каторжане спустились на работу в Зерентуйский рудник. В каких условиях они трудились, можно лишь представить. Через некоторое время Сухинов попытался и на каторге поднять бунт.

Попытка освобождения

Памятник декабристам в Горном Зерентуе. Нерчинско-Заводской район Забайкальского края

С планом восстания были знакомы около двадцати человек. Восстание намечалось на 25 мая 1828 года. Сухинов вместе с казарменным старостой Голиковым и купеческим сыном Бочаровым достали оружие, порох, свинец, до тысячи патронов. Заговорщики планировали освободить каторжан Нерчинских рудников, напасть на казармы, захватить оружие, вооружить каторжан Нерчинских заводов и освободить декабристов из Читинского острога. После этого заговорщики намеревались совместно обсудить план дальнейших действий.

Из-за предательства заговор был раскрыт, участники заговора арестованы. Бочаров и Голиков убили предателя. Затем Бочаров бежал, но был пойман. Во время следствия Сухинов дважды принимал яд. Суду было предано 22 человека.

По указу императора коменданту Нерчинских рудников было предоставлено право принимать окончательные решения по приговорам суда. Суд приговорил наказать Сухинова и ещё пять человек 400 ударами кнута и повесить.

Комендант отменил наказание кнутом и заменил повешение расстрелом. Сухинов об этом не знал и покончил с собой. Пять человек были расстреляны (среди них Голиков и Бочаров), девять наказаны плетьми. Мозалевский и Соловьёв были освобождены от наказания и отправлены в Читу.

Добрая память

В 1832 году срок каторги Мозалевскому был сокращён до 15 лет, а в 1835 году – до 13 лет. После окончания срока каторги Мозалевский был переведён на поселение в село Устьянское Енисейской губернии.

Но каторга надломила здоровье Мозалевского. Умер Александр Евтихиевич 7 июня 1851 года. В городском саду Горного Зерентуя нашему земляку и его товарищам установлен памятник.

Геннадий Александров заканчивает свою статью о курском декабристе следующими словами: «Давайте добрыми словами вспомним этого героя Свободы, желавшего счастья всем россиянам и братьям-славянам». Добавить тут нечего.

СКАЗАНО!

– По сути, декабристы были первой политической оппозицией в истории России, созданной по идейным основаниям (а не в порядке борьбы придворных группировок за доступ к власти), – считает историк Ольга Эдельман. – Советские историки привычно начинали ими цепочку революционеров, которая продолжалась Герценом, петрашевцами, народниками, народовольцами и, наконец, большевиками. Однако декабристов отличало прежде всего то, что они не были одержимы идеей революции как таковой, не заявляли, что любые преобразования бессмысленны, пока не свергнут старый порядок вещей и не провозглашено какое-то утопическое идеальное будущее. Они не противопоставляли себя государству, а служили ему и к тому же были важной частью российской элиты. Они не были профессиональными революционерами, живущими в рамках очень специфической и во многом маргинальной субкультуры – как все, кто позднее пришёл им на смену. Они мыслили себя возможными помощниками Александра I в деле проведения реформ, и если бы император продолжил ту линию, которую он на их глазах так смело начал, даровав конституцию Польше в 1815-м, то они были бы счастливы помочь ему в этом.

Подготовил Юрий МОРГУНОВ

Фото из открытых источников

­



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также