В экспозиции представлены 50 работ из фондов областной картинной галереи имени Дейнеки
25 ноября в выставочном зале Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки открылась выставка «Итальянская коллекция». На ней представлена живопись XVII–XIX веков.
Авторы – как известные мастера, так и анонимы. Глядя на эти работы, можно дать характеристику целой эпохе истории искусств. Большая часть произведений входила в усадебные и государственные коллекции.
На выставке представлены как подлинники, так и копии известных работ. В копиях нет ничего плохого. В европейских дворцах XVIII–XIX веков было привычным делом держать именно картины – повторения известных шедевров. Чаще всего копировали Рафаэля, Фра Бартоломео и Корреджо. Не менее популярны были мастера XVII века: Гвидо Рени, Доменикино и Карло Дольчи. В основе большинства работ – библейские сюжеты. Но есть картины, связанные с античной мифологией.
После многолетнего перерыва (с конца 40-х годов прошлого века) курянам покажут отреставрированную копию картины Бернардино Меи «Отцелюбие римлянки», созданную неизвестным мастером. Искусствоведы считают, что она, как и оригинал, была создана в XVII веке. Это сюжет из древнеримской истории. Старик ожидал казни в тюрьме и поэтому был оставлен умирать от голода. Тюремщик разрешил его дочери навестить отца, и из сострадания та накормила его своим молоком. Это так впечатлило официальных лиц, что осуждённого помиловали.
– Работа происходит из собрания князей Барятинских, – рассказывает куратор выставки искусствовед Марина Тарасова. – Екатерина Петровна Гольшейн-Бек, владелица земель в Курской губернии, будучи в Италии, заказала множество уменьшенных повторений картин итальянской школы, которые ей понравились. Иван Иванович Барятинский – строитель дворца Марьино в Курской губернии – просил в переписке Леопольдо Чиконьяра, президента Венецианской академии художеств, чтобы он проследил за тем, как для него изготавливаются копии работ Тициана и Джорджоне.
Произведения итальянской школы приобретали несколько поколений семьи Барятинских. Так, из усадьбы Марьино происходят и представленные на выставке работы римских и неаполитанских караваджистов («Святое Семейство», «Апостол Пётр», «Святая Екатерина Александрийская»).
Шедевр собрания – «Портрет девочки» работы художника второй половины XVI века Федериго Бароччи. На картине мы видим не по годам серьёзную малышку. Когда-то картина входила в коллекцию великой княгини Марии Николаевны. Дочь Николая I, будучи вице-президентом Академии художеств, всю жизнь собирала коллекцию живописи. Она подолгу жила в Италии, где приобретала произведения искусства. После национализации 1918 года её коллекция оказалась в Государственном музейном фонде.
Анонимный «Портрет Луки Питти» искусствоведы относят к числу произведений позднего Возрождения. Работу флорентийского художника, творившего во второй половине XVI века, не так давно возродили реставраторы Курской картинной галереи. Портрет скрывался под картиной «Святое семейство», долгие годы находившейся в коллекции музея.
Выставка продлится до конца января 2024 года.
СКАЗАНО!
– Мы давно не показывали итальянскую живопись отдельно от других школ, – говорит куратор выставки Марина Тарасова. – А ведь за несколько прошедших десятилетий какие-то работы были отреставрированы, по поводу других сделаны уточнения, касающиеся возможного авторства, сюжетов или происхождения. Теперь всё это представлено курским ценителям живописи.
Елена ГАМОВА
Обсуждение ( 0 комментариев )