Фотограф, эколог и поэт Павел Эшов готовит к выпуску сборник фотографий и стихов, посвящённых Луне
Фотографии Павла Эшова часто удивляют неожиданным ракурсом. Вот, казалось бы, в кадре – парусник. Но если посмотреть чуть внимательнее – на фото Луна и пролетающий под ней самолёт.
Павел – победитель и призёр различных конкурсов, в том числе Первого областного конкурса социальной фотографии памяти Геннадия Бодрова, организованного Союзом журналистов Курской области. Но самые необычные работы, ставшие своего рода визитной карточкой Эшова, – фотографии Луны. И не только фотографии. Он подготовил поэтический сборник, посвящённый Луне. О лунных фото мы и поговорили с мастером.
– Расскажите, с чего началось ваше увлечение фотографией?
– Вообще и мои старшие братья, и сестра в той или иной степени были увлечены фото. Поэтому оборудование для фотопечати у нас дома было всегда, сколько себя помню. Ребёнком я уже участвовал в этом процессе. А когда учился в 10-м классе, старший брат подарил мне свою камеру «ФЭД». Это плёночный фотоаппарат в кожаном футляре, который хранится у меня до сих пор. Тогда я начал снимать и печатать фотографии сам. В школе, институте, на работе было сделано много снимков, которые напоминают мне о том, что происходило со мной. Но назвать удачными снимки тех лет я не могу, за редким исключением. Когда появилась цифровая техника, я стал относиться к фотографии более осмысленно. Ведь появилась возможность предварительно построить кадр, увидеть, каким он будет.
Стал читать фотоучебники, знакомиться с теорией. Особое впечатление на меня произвела книга фотографа и исследователя фотографии Александра Лапина «Фотография как…», в которой автор проводит аналогию между фотографией и поэтическим произведением. После такого курса самообразования ещё больше моих старых фотографий перешло из разряда «шедевров» (как я их раньше оценивал) в «просто фотки».
– Вы много лет работаете экологом. Как сочетается эта профессия с увлечением? Помогает ли одно другому?
– Я фотографирую город, его благоустройство, некоторые мои снимки участвовали в оформлении стенда города Курска на Курской Коренской ярмарке. Также комитетом экологической безопасности издавался календарь, в котором большинство месяцев иллюстрировали мои работы. Ну и они, как правило, демонстрировались на церемонии награждения победителей ежегодного городского экологического конкурса «Лучшая усадьба, придомовая территория, улица».
– Когда и почему начали фотографировать Луну?
– Когда приобрёл свой первый цифровой фотоаппарат. Но особенно интенсивно – после начала работы над сборником своих стихотворений «Половина Луны». Некоторые из них должны были быть проиллюстрированы. Сборник пока не издан, но есть цикл фотографий. Вообще Луну люблю с детства. Первые стихи в юношестве были посвящены, конечно, девочкам, но и Луна тоже фигурировала в качестве главной героини или фона. Когда же я приобрёл хороший телеобъектив, позволяющий разглядеть лунные кратеры, то появилось вдохновение, а с ним и серия фотографий и стихотворений. Конечно, в таких случаях, когда Луна – не второстепенный персонаж, приходится прибегать к небольшой цифровой редактуре снимков.
– Какие нюансы нужно учитывать, чтобы делать «космические» снимки?
– Это зависит от того, какие цели ставит автор. Если снимать просто Луну над вечерним пейзажем, то достаточно обычной «мыльницы» или телефона. А чтобы увидеть рельеф нашего спутника, нужен длиннофокусный объектив. Кратеры видны на Луне, очерчены тенями в те дни, когда Луна неполная. В полнолуние они засвечены прямым солнечным светом. Ну а если хочешь снять и Луну, и пейзаж, то рекомендую снимать не в тёмное время суток, а в сумерки, когда и Луна в небе уже видна, и пейзаж хорошо различим.
– Сколько фотографий в лунном цикле в данный момент? Планируете ли его продолжить?
– К поэтическому сборнику «Половина Луны» я сделал около 10 фотографий. Часть – оригиналы, часть создана с помощью фоторедактора: наложение двух снимков, передвижение объектов на одном снимке. Например, самолёт с инверсионным следом я переместил ближе к Луне, чтобы получилась моя любимая фотография «Парус». Теперь я просто фотографирую Луну, её восходы, а когда удаётся – лунные затмения. Таких фотографий у меня сотни.
– А какая фотография была первой?
– Сначала был снимок Луны с кратерами. Он сделан цифровой компактной камерой с использованием телескопа. Какие-то ребята на Театральной площади установили телескоп и предлагали желающим за небольшую плату посмотреть на Луну и планеты. Я посмотрел через объектив своего фотоаппарата. Если есть возможность лишний раз снять Луну, особенно если она неполная, с кратерами, рельефом, то я использую этот шанс. Поэтому снимки делаю везде, где бываю: в Минске, Коктебеле, Щёлкино и других городах. В Казани снимал частичное затмение Луны, в Курске – полное. А так Луна – она всегда одинаковая. Одна и та же. Но улыбаться или печалиться на снимке может по-разному. А самую лучшую Луну и лунную дорожку, думаю, я ещё не запечатлел.
– Какую фотографию Луны считаете самой удачной?
– Как я сказал – «Парус». Но и «Полнолуние» тоже. Кстати, последняя сделана без фотошопа.
– Что ещё вдохновляет взять с собой камеру?
– Мечта снять фотошедевр (собеседник смеётся. – «КП»). Но вообще сложно ответить. И забавная сценка, разыгравшаяся неподалёку, и пчёлка, севшая на цветок, и шествие Дедов Морозов, и самолёт, оставляющий в небе след.
– Скажите как профессиональный фотограф, в чём секрет удачного кадра?
– Для меня, как правило, удачный кадр – это дело случая. Мало увидеть что-то интересное, нужно ещё достать фотокамеру (а это не всегда удобно: не всем нравится, когда на тебя направляют объектив), да и камера должна быть при себе (не всё же время тяжёлую технику носишь с собой). Я, кстати, не считаю себя фотографом, а тем более профессионалом. Я – фотолюбитель, просто с хорошей фотокамерой, возможности которой мною до конца ещё не изучены. Не считаю, что у меня есть тот самый «взгляд фотографа». Между прочим, насколько я знаю, иные всемирно известные мастера фотографии снимали знаменитые кадры не только на профессиональную камеру, но и с помощью «мыльниц». Не думаю, что имею право что-то кому-то советовать, поучать. Просто у меня есть удачные снимки, которые, в моём понимании, становятся всё менее удачными по мере роста моего фотоархива… Совет всё же такой (если уж совсем для начинающих): понимать, что такое фотокомпозиция, как должен падать свет на объект съёмки, – в общем, изучать теорию. Учиться!
Первый День На Луне
Позову за собой за пределы Земли,
Улетим от сует, и печали, и лжи,
Например, на Луну – мы б с тобою смогли –
Где мы только вдвоём, и кругом ни души.
В первый день на Луне я тропу проторю
И построю дворец на крутой вышине,
Где мы будем пьяны, созерцая зарю,
Мы поселимся в нём в первый день на Луне.
В первый день на Луне – мы же боги почти!
Хочешь, я сотворю луг для ласковых серн?
Хочешь, кратер смету, что у нас на пути?
Хочешь, я превращу этот кратер в бассейн?
Хочешь, я заменю все орбиты-круги
Всевозможных планет в первый день на Луне?
Хочешь, стану собой? Хочешь, стану другим? –
Хочешь, брошу курить в первый день на Луне?..
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛУНЕ
Вероника ТУТЕНКО
Фото Павла ЭШОВА
Обсуждение ( 0 комментариев )