Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

След в небе

Газетный выпуск № 2023_147
08 декабря 2023 15:33 90 лет Курской области

Рассказ о жизни Бориса Вронского – замечательного геолога, писателя и исследователя Тунгусского метеорита

115 лет назад произошло одно из самых необычных природных событий в новейшей мировой истории.

Место падения Тунгусского метеорита на карте

«С ужасом и недоумением следили жители центральной части Сибири за полётом внезапно появившегося огненного тела, похожего на второе солнце. С гулом и грохотом стремительно пронеслось оно по безоблачному небу и скрылось за горизонтом. А вокруг тряслась земля, ходуном ходили избы, из окон вылетали стёкла, а из печей – горящие дрова и угли, с шумом распахивались двери, со стен и потолков осыпалась штукатурка, падала с полок посуда, с божниц слетали иконы. Во многих местах вспыхнули пожары…» Так начинается книга о Тунгусском метеорите «Тропой Кулика». Её автор – курянин Борис Вронский. Он не просто писал об этом событии, он был активным участником экспедиций в зону падения небесного тела. Да, да – куряне тоже внесли свой вклад и в изучение Тунгусского метеорита.

Листок календаря

Но почему книга называется – «Тропой Кулика»? Кто такой Кулик? Объясняем: Леонид Алексеевич Кулик – первооткрыватель Тунгусского метеорита. Именно ему наука обязана тем, что этот удивительный феномен не канул в Лету.

Научные исследования тунгусской проблемы начались с заурядного события. В 1921 году, оторвав листок календаря, 38-летний геофизик Кулик, ученик и сотрудник академика Вернадского по Минералогическому музею Академии наук, прочёл сообщение о метеорите 1908 года (календари раньше, как, впрочем, и сейчас, снабжались интересной информацией).

Так он впервые узнал о наблюдавшемся в Енисейской губернии пролёте большого болида и сразу же загорелся желанием найти место его падения, а сам метеорит сделать достоянием науки. Потом были экспедиции. А тропа Кулика – это путь длиной около 80 километров от ближайшего посёлка до места падения небесного тела. Действительно – таёжная тропа, пригодная для передвижения на оленях и лошадях.

Проложена она была при содействии местных властей и стала называться тропой Кулика. Но вернёмся к курянину Вронскому.

Трудное детство

Геолог Борис Вронский рассказывает о своих исследованиях

Родился Борис в 1898 году в слободе Михайловке (ныне Железногорский район Курской области) в семье актёра Ивана Вронского, работавшего в гастролирующей театральной труппе. Мать до замужества была кассиршей в одной из театральных трупп, где и познакомилась с Иваном Петровичем.

Вскоре после женитьбы Вронский-старший купил небольшой домик в Дмитриеве, в 20 километрах от Михайловки. Здесь Юлия Николаевна и поселилась с сыном Борисом и дочкой, которая была младше его на два года. Отец иногда навещал семью, но, когда Борису было пять лет, родители окончательно расстались. Российское театральное общество выплачивало Юлии Николаевне небольшое пособие на каждого из детей до 16-летнего возраста.

Также она подрабатывала в местной библиотеке и уроками. Некоторую помощь оказывала неполной семье незамужняя сестра, которая заведовала сиротским приютом в Михайловке. Там Борис в школьный период своей жизни проводил все свои каникулы.

Из автобиографии: «Детство я провёл на родине в прекрасном уголке Курской области – селе Михайловке, около которой в настоящее время ведётся разработка Михайловского железорудного месторождения».

Заботами матери и тёти Борис с сестрой получили среднее образование. Он учился в реальном училище Дмитриева, которое закончил в 1914 году. Осенью этого же года поступил в Варшавский политехнический институт на горное отделение.

Однако начавшаяся Первая мировая война всё осложнила. Вронскому пришлось прекратить учёбу и вернуться домой. После долгих раздумий матери было решено, что Борис будет поступать в Киевский коммерческий институт. В отличие от Политехнического института здесь учебный курс не был перегружен чертежами и лабораторными работами, и Вронский мог в свободное время подрабатывать на жизнь. Большую помощь в этом отношении оказывало ему Курское землячество.

Помимо денежной помощи оно снабжало Бориса Ивановича талонами в студенческую столовую. Сама учёба в институте Бориса мало увлекала. Он всё более осознавал, что выбор института не соответствует внутренним запросам. Однако учился успешно.

Революционный восторг

Через курских земляков Борис Вронский вошёл в студенческую революционную организацию. Вместе с друзьями он ходил на завод, распространял листовки, посещал собрания, читал запрещённую литературу.

Началась Февральская революция, которая была восторженно встречена будущим учёным. В начале 1918 года Вронский вступил в ряды Коммунистической партии большевиков Украины. Затем ушёл добровольцем на фронт. Вскоре непосредственная опасность для Киева миновала, и многие партийцы, в том числе Вронский, были отозваны с фронта гражданской войны.

По возвращении в Киев Борис Иванович был назначен политконтролёром и затем политкомом Киевской радиостанции. Вскоре началось широкое наступление на Украину деникинских войск. Большевики бросили лозунг: «Все на борьбу с Деникиным!». Начался массовый приток добровольцев в ряды РККА.

Вронский вступил в Шулявский добровольческий рабочий отряд. Однако вместо деникинского фронта отряд направили на ликвидацию петлюровского атамана Зелёного, резиденция которого находилась в 40 километрах от Киева, в посёлке Триполье на правом высоком берегу Днепра, откуда Зелёный прочно блокировал Киев, полностью отрезая снабжение по реке.

Эта операция вошла в историю под названием: «Трипольская трагедия». Здесь погибла большая часть киевского комсомола. Но Вронский остался жив. По возвращении его отозвали для работы в подполье. Положение в Киеве в это время было напряжённое, и большевистское руководство заблаговременно готовилось к переходу на нелегальное положение.

Вронскому было поручено добраться до Одессы и передать в обком киевскую явку – пароль и адреса для одесских товарищей. По выполнении поручения они получили задание вернуться в Киев и передать туда одесскую явку.

Вронскому удалось вернуться в Киев, который уже был занят Деникиным. Передав явку, он перешёл на подпольную работу и вскоре оказался в тюрьме, где долго и трудно болел тифом. За время болезни оторвался от товарищей и общественно-политической жизни и механически выбыл из партии.

Голодная, но прекрасная жизнь

Осенью 1920 года Борис Вронский уехал в Сибирь и работал учителем в школе для взрослых в селе Верх-Чумысском Барнаульского уезда. Восстановив здоровье, летом 1921 года он вернулся в Киев завершать учёбу, но вскоре пришёл к выводу, что коммерческий институт не соответствует внутренним запросам, и решил стать геологом.

В начале 1922 года Борис Иванович вернулся в Михайловку, где ещё жила его тётя Мария Николаевна (мать умерла от тифа в 1920 году). Сестра вышла замуж и уехала. В Михайловке Вронский встретился с будущей женой Варсеникой Месроповной, которую перипетии Гражданской войны забросили
в Михайловку, где она работала учительницей.

В феврале 1923 года Борис Иванович уезжает в Москву с намерением поступить в Горную академию на геологоразведочный факультет. Борис Иванович был принят на 1 курс с условием сдать к весне все необходимые экзамены.

Осенью 1923 года Вронский с женой окончательно перебрались в Москву, где она поступила в Первый Московский государственный университет на геологоразведочный факультет.

Для Бориса Ивановича началась вновь голодная, но прекрасная студенческая жизнь. Госстипендия была слишком мала, и будущему учёному приходилось браться за любую работу: уроки, переписка, земляные работы, погрузка и разгрузка вагонов.

Весной 1926 года из треста «Алданзолото» в Горную академию поступила заявка, приглашающая студентов 3-го курса и старше на полуторагодовую практику на Алдан. Вронский взял весной 1926 года академический отпуск и с небольшой группой однокурсников уехал на поиски месторождений золота.

Студенты получили хорошую практическую школу. Борис Иванович окончательно убедился в правильности выбранной специальности. Вернувшись с Алдана, в 1930 году он окончил Московскую горную академию, а через год был зачислен начальником геолого-поисковой партии на Усть-Среднекане.

С этого времени и до конца своей трудовой деятельности Борис Иванович работал сначала в качестве начальника геологоразведочных партий, а впоследствии главным геологом в различных районных геологоразведочных управлениях «Дальстроя», организованного в бассейне реки Колымы в конце 1931 года.

Вронский является первооткрывателем нескольких промышленных месторождений Северо-Восточной Сибири: это россыпные месторождения золота, Аркагалинское каменноугольное месторождение (этим углём до сих пор обогревают Колыму). Геолог был награждён орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями.

Умер он в 1980 году и похоронен в Москве на Митинском кладбище.

Вопрос о метеорите

Окрестности места падения спустя 70 лет. Фото 1978 года

Вопрос о природе Тунгусского метеорита заинтересовал Вронского ещё в годы студенчества, после первых экспедиций Леонида Кулика. У Бориса Ивановича было сильное желание принять участие в его предполагаемой третьей экспедиции.

Но благоразумие взяло верх, и он окончил МГА, а затем его затянула Колыма. Но все годы своей работы на Колыме он интересовался находками метеоритов при земляных работах, собирал их и частично доставлял в Москву в Комитет по метеоритам. В 1958 году, в 50-летний юбилей падения метеорита, Комитет по метеоритам при Академии наук СССР направил экспедицию в район его падения.

Вронский не мог остаться равнодушным и предложил свои услуги в качестве геолога. Так что его участие в Тунгусской экспедиции 1958 года было обоюдно согласовано. С тех пор в течение примерно десяти лет он неизменно бывал участником Тунгусских экспедиций, ежегодно организуемых Комитетом по метеоритам, или комплексных самодеятельных экспедиций.

Этот период деятельности и нашёл отражение в книге «Тропою Кулика», впервые изданной в 1968 году и переизданной в 1977-м и 1984-м. Книга была переведена и издана также в Чехословакии и Югославии.

Книга Вронского

Пересказывать книгу – дело неблагодарное. Книги лучше читать. Но всё же немного надо сказать. Причём словами самого автора. «Книга «Тропой Кулика» – отнюдь не научный труд. Это простое и бесхитростное повествование о буднях исследователей проблемы Тунгусского метеорита, работавших непосредственно в районе его падения, в глухих таёжных местах в бассейне Подкаменной Тунгуски.

В течение нескольких лет автор принимал участие в официальных и самодеятельных экспедициях, занимающихся разрешением этой проблемы. В экспедициях работали люди разных профессий, возраста, национальностей. А главное – с различными взглядами на природу Тунгусского феномена. Из-за этого работа шла вразнобой и как следует запутала эту и без того сложную проблему. Затем произошёл перелом. Учёные и энтузиасты с не меньшим усердием стали её распутывать и добились в этом значительных успехов.

Как это произошло, вы можете узнать из книги. Кроме того, вы узнаете из неё, что поиски Тунгусского метеорита – это не увеселительная прогулка, а большой и упорный труд, требовавший временами полного напряжения духовных и физических сил.

В основу книги легли впечатления автора, преломлённые сквозь призму его восприятия мира, причём многие высказывания в той или иной мере субъективны. Впрочем, это вполне естественно, так как полного единства мнений в таком сложном вопросе, как проблема Тунгусского метеорита, нет и быть не может.

Природа этого явления ещё полностью не раскрыта, и для энтузиастов, заинтересованных в скорейшем разрешении проблемы, надолго хватит работы в местах, где проводили изыскания Кулик и более поздние исследователи.

Если книга заинтересует читателя и вызовет у него желание побывать в местах, где когда-то работал основоположник проблемы Тунгусского метеорита, пройти по его всемирно известной тропе или даже самому включиться в исследование Тунгусской проблемы, автор будет вполне удовлетворён».

Вронский пишет, что пройти тропой Кулика – это не увеселительная прогулка. Между тем сейчас это и на самом деле может стать развлечением, так как создан Тунгусский заповедник (см. ниже – Справка «КП»).

Что это было?

И всё же… Что это было? На этот вопрос точного ответа нет до сих пор. А последствия удара были поражающие. На площади 2200 квадратных километров были повалены все деревья, начался огромный лесной пожар, а взрыв был такой силы, что взрывная волна дважды обогнула земной шар.

В небе возникло странное белое свечение, которое не пропадало более суток. В тех городах, где отродясь не было белых ночей, они наступили. Жители Великобритании и Дании могли ночью читать газеты, как при дневном свете.

Озеро на месте падения метеорита. Одно время считалось,что это воронка

Сам же взрыв в месте падения был такой мощности, что в 2000 раз превосходил мощность атомной бомбы, сброшенной на японский город Нагасаки в 1945 году.

Вначале полагали, что это и на самом деле метеорит. Оказалось, что нет. Найти остатки метеорита не удалось. Думали, что можно отыскать их на дне озера, которого вроде бы ранее на картах не было. Но выяснилось, что это не воронка. Озеро появилось раньше падения небесного тела. Тогда решили, что это была комета, состоящая в основном изо льда. Поэтому, мол, и следов не осталось после взрыва.

Потом возникла версия, что это астероид прошёл очень близко над Землёй по касательной и вновь умчался в просторы космоса. А может быть, это был корабль пришельцев?.. В общем, ответа на многочисленные вопросы пока нет.

Но изучение продолжается. Нам же важно помнить, что курянин Борис Вронский внёс свой вклад в попытку раскрыть одну из любопытнейших тайн планеты Земля.
Ну и последнее. «Тропой Кулика» не единственное произведение геолога. Он написал ещё две книги о своей работе на Колыме. Издан и поэтический сборник. У супруги тоже есть том воспоминаний.

СПРАВКА «КП»

Тунгусский заповедник был создан в 1995 году. Он знаменит на весь мир. Заповедник можно разделить на две части. Первая площадью 2 тысячи квадратных километров пострадала от взрыва. А на вторую катастрофа не оказала никакого воздействия, и теперь учёные используют её как фон для изучения последствий. В заповеднике есть на что посмотреть и помимо легендарного места падения метеорита. Природа здесь очень разнообразна и красива. Главная ценность – сосново-лиственничные леса, занимающие 70 процентов территории заповедника. Территория заповедника патрулируется. На отдалённых кордонах есть вахтовые посёлки. В заповеднике проложены пеший, вертолётный и водный маршруты к эпицентру взрыва метеорита.

Подготовил Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников

 



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также