Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Хочешь рекламу? Плати!

Газетный выпуск № 2024_025
05 марта 2024 12:57 Актуально

Как бороться с обилием «макулатуры» в почтовых ящиках

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Директ-мейл – так красиво называются рекламные листовки, торчащие во все стороны из почтовых ящиков. Эта картина знакома каждому курянину – жителю многоэтажки. Услуга, подразумевающая доставку рекламной корреспонденции прямо в почтовые ящики, активно предлагается рекламными агентствами
и весьма востребована.

Что самое неприятное: закон здесь не на стороне владельца почтового ящика, уставшего выбрасывать из него горы рекламного хлама. Можно ли противостоять обилию бумажного спама, разбирался наш корреспондент.

Предложенного три года ждут

Сначала поговорим об истоках проблемы. В существующей редакции Закона о рекламе вопрос об адресной рассылке рекламных листовок никак не проработан. В нём установлены ограничения в сфере наружной рекламы, рекламы на транспорте теле- и радиорекламы. А по поводу использования почтовых ящиков никаких ограничений нет.

«Закон о почте», регламентирующий работу объектов почтовой связи, этот вопрос тоже обходит. В нём говорится лишь о том, что обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых ящиков возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации и осуществляются за счёт собственников жилых домов.

Осенью прошлого года появилась обнадёживающая информация о том, что в Госдуме разработали законопроект о штрафах за рекламу в почтовых ящиках. Тогда об этом написали все российские СМИ, поскольку вопрос давно уже вышел на государственный уровень. По словам зампредседателя думского комитета по строительству и ЖКХ Светланы Разворотневой, депутаты регулярно получают жалобы граждан на мусор из-за листовок в почтовых ящиках.

– Зачастую люди из-за этих бумаг теряют важные документы, в том числе платёжки на оплату ЖКУ, – констатировала она.

В пояснительной записке к документу говорится, что пространство внутри подъезда, а также почтовые ящики – это такое же общее имущество жильцов, как стены и крыша дома. И в случае, если жильцы не дали разрешения на размещение рекламы на общем собрании, предполагается административная ответственность: размер штрафа для граждан составит от 2 тысяч до 5,5 тысячи рублей, для должностных лиц – от 4 тысяч до 20 тысяч рублей, для юридических лиц – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Отслеживать нарушителей предлагается при помощи видеокамер в подъездах. А дальше дело техники: снять на видео человека, который распространяет несогласованные листовки, и передать фрагмент записи в правоохранительные органы.

К сожалению, вышеупомянутый законопроект до сих пор остаётся «декларацией о намерениях». По крайне мере, в плане работы Госдумы на ближайшие месяцы его обсуждение пока не значится. Автор этой статьи лично отправил запрос в думский комитет по строительству и ЖКХ, но ответа пока не получил.

Суд да дело

Жильцы многоэтажек, не надеясь на законодательную помощь, пытаются решить проблему подручными способами. Как правило, дело ограничивается обычным выбрасыванием листовок. В лучшем случае – в специально поставленный мусорный ящик, а в худшем – и вовсе на пол подъезда. Сотрудники курской полиции говорят, что рекламный мусор в подъездах – одна из самых частых жалоб со стороны курян. Есть жалобы и на регулярные визиты рекламных курьеров с универсальными ключами от домофонов. Но и им, по большому счёту, предъявить нечего. И даже задерживать для снятия показаний нет оснований.

В последнее время в интернете появились сообщения о нападениях на курьеров, разносящих бумажный спам. Правда, чаще всего разгневанные жильцы вымещают свои эмоции на подростках, которые таким образом подрабатывают.

Что же касается судебной практики, прецеденты имеются. Но тоже не в пользу жильцов. Например, в 2022 году житель Омска обратился сначала в антимонопольную службу, а затем и в суд с требованием возбудить дело по факту распространения рекламы через почтовый ящик в многоквартирном жилом доме. По мнению истца, ящик предназначен исключительно для получения почтовых отправлений, а реклама к таковым не относится.

Мужчина дошёл со своими требованиями до кассационного суда, но в итоге проиграл. По мнению судей, ему не удалось представить убедительных доказательств того, что рекламные листовки стали препятствием для получения корреспонденции, направляемой в его адрес.

Помоги себе сам

Впрочем, не всё так безнадёжно. Наш корреспондент посоветовался с юристами и выяснил, что запрет на распространение рекламы через почтовые ящики в многоквартирных домах может быть введён по решению самих жильцов.

Чтобы он стал официальным, необходимо написать заявление в управляющую компанию (УК), решить этот вопрос на общем собрании собственников жилья, прописать в договоре с управляющей компанией положение, где указать обязанность УК по контролю и обслуживанию абонентских почтовых шкафов. А также обозначить согласие или отказ на получение безадресной рекламы.

Поможет ли такой подход? Специалисты говорят: однозначно поможет, пусть и не сразу. В качестве примера можно привести казавшуюся неразрешимой лет 10 назад проблему с провайдерами интернета и кабельного ТВ, которые, как термиты, без всяких на то разрешений дырявили стены многоэтажек под свои кабели. Вот уже несколько лет о них ничего не слышно – потому что теперь согласие на их деятельность должно давать большинством голосов общее собрание жильцов.

Ещё один вполне действенный способ – повесить рядом с входной дверью в подъезд решение общего собрания жильцов с расценками на аренду почтовых ящиков. За каждой рекламной листовкой стоит конкретная компания, которой можно выставить счёт за распространение рекламы. Что-то подсказывает, что она вряд ли захочет раскошеливаться.

КСТАТИ

Комитет архитектуры и градостроительства города Курска проводит еженедельный мониторинг рекламных конструкций на предмет законности их размещения и содержания.

Параллельно выявляется незаконная расклейка различного рода объявлений и информации, в том числе рекламного характера, в местах, не предусмотренных для этого, что влечёт за собой нарушение Правил благоустройства.

Как объяснили в администрации Курска, ответственность за размещение различного рода объявлений и информации, в том числе рекламной, несёт лицо, их разместившее, а также лицо, в интересах которого размещены различного рода объявления и информация. Лицо, разместившее информацию, в том числе рекламную, обязано принять меры по удалению такой информации.

С этой целью после выявления фактов нарушения комитет направляет заявку в Управление по делам ГО и ЧС для подключения абонентов, указанных на рекламно-информационных листовках, к системе автоинформирования о нарушении Правил благоустройства.

За 2023 год к системе автоинформирования о незаконном размещении мелкоформатной рекламно-информационной продукции были подключены 295 абонентов, после устранения нарушений 73 абонента были отключены. За период 2024 года было подключено порядка 30 абонентов. Работа в данном направлении ведётся на постоянной основе.

Татьяна ЛАСТОЧКИНА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также