Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Единый непобедимый: как облегчат процедуру ЕГЭ

Газетный выпуск № 2024_029
15 марта 2024 16:04 Общество

Госэкзамен в будущем может стать электронным и дистанционным

Фото Дмитрия Коротаева, «Известия»

Школьники смогут пересдать ЕГЭ только по одному предмету, причём первый полученный результат при любом исходе будет аннулирован, сообщили в Рособрнадзоре. Ранее право на пересдачу школьникам предложил дать президент России Владимир Путин. Эта реформа спровоцировала новый всплеск идей о том, каким должен быть единый госэкзамен, у которого по-прежнему достаточно много противников. О том, будет ли меняться ЕГЭ в ближайшие годы, – в материале «Известий».

Как будут пересдавать ЕГЭ

Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию предложил дать ученикам возможность выбирать один предмет для пересдачи ЕГЭ до конца приёмной кампании в вузы. На днях в Рособрнадзоре предупредили, что школьникам важно правильно оценить свои возможности: «Первый результат будет аннулирован независимо от того, будет он выше или ниже». Причём в случае с ЕГЭ по иностранным языкам можно пересдать экзамен только полностью – отдельно письменную или отдельно устную его часть исправить не получится.

Также президент в послании призвал в принципе совершенствовать механизм единого госэкзамена. После этого появилось несколько инициатив, касающихся ЕГЭ, которые, впрочем, совершенствованием сложно назвать. В частности, в очередной раз прозвучала идея о том, чтобы отменить обязательную сдачу госэкзамена при выпуске из школы, разрешив выбрать традиционные выпускные испытания. Законопроект на этот счёт собираются внести депутаты ЛДПР, которые назвали ЕГЭ вредным механизмом. К поэтапной ликвидации госэкзамена призвали и в партии «Справедливая Россия – За правду».

Могут ли отменить ЕГЭ

Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии Борис Илюхин заметил, что можно рассуждать об отмене ЕГЭ в перспективе до 2030 года, но в этом «не будет практического смысла»: за последние годы ЕГЭ стал реальным инструментом, который объективно показывает уровень учебной подготовленности каждого школьника.

Эксперты подчёркивают, что идеи о кардинальном изменении и тем более об отмене госэкзамена чаще всего оказываются самым простым способом понравиться избирателям.

– На предвыборных этапах вопрос о ЕГЭ возникает всегда, потому что это очень чувствительная тема, – сказала «Известиям» профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. – Другим поводом для таких предложений служат обычно ежегодное подведение итогов госэкзамена и обсуждение новостей с его изменениями.

Академик Российской академии образования, экс-глава Рособрнадзора Виктор Болотов отмечает, что подобные разговоры часто ведутся людьми, которые никогда с ЕГЭ не сталкивались. Это, кстати, доказывают и различные исследования. Так, опрос SuperJob на днях показал, что почти две трети россиян выступают против ЕГЭ (хотя среди педагогов число противников сокращается), но, если верить прошлогоднему опросу фонда «Общественное мнение» с похожими результатами, в подобных опросах участвует больше половины респондентов, в чьих семьях никогда никто ЕГЭ не сдавал.

– Соцопросы авторитетных социологических служб подтверждают – те, кто сами сдавали экзамен или готовятся его сдавать, а также учителя, знающие и понимающие все его нюансы, относятся к ЕГЭ положительно или нейтрально, – заявили «Известиям» в Рособрнадзоре.

По мнению ведомства, критика звучит в основном со стороны тех, кто не имел личного опыта сдачи ЕГЭ. В доказательство в Рособрнадзоре приводят данные опросов ВЦИОМа.

– Подобные разговоры в пользу бедных: если население не любит ЕГЭ, нужно предложить его отменить, – сказал Виктор Болотов «Известиям». – То же самое со стрессом детей якобы из-за наличия камер в кабинетах. Но разве мешают им камеры в магазинах, в аэропортах? Думаю, никаких послаблений, связанных с самой процедурой проведения ЕГЭ, ждать не стоит.

В Рособрнадзоре заявили «Известиям», что «изменений в процедуре проведения ЕГЭ не планируется, так как и организационная, и технологическая, и содержательная части ЕГЭ показали свою эффективность в плане обеспечения объективной оценки уровня освоения выпускником школьной программы».

– Вместе с тем процедура проведения ЕГЭ ежегодно совершенствуется с учётом предложений региональных органов управления образованием и профессионального сообщества, – подчеркнули в ведомстве. – Прежде всего предложения касаются технологических аспектов экзамена, направленных на информационную безопасность, вопросов совершенствования контрольных измерительных материалов и создания безопасных и комфортных условий при проведении экзамена.

Член общественного совета при Рособрнадзоре, начальник отдела методического обеспечения процедур оценки Московского центра качества образования Роман Дощинский подчёркивает, что за 20 лет с того момента, как впервые появился ЕГЭ, механизм сдачи экзамена всё время совершенствовался – и с технической точки зрения сейчас «всё на своём месте».

– Если говорить о каких-то изменениях в процедуре, то важно понимать, что, как только мы сдвинем что-то в одном месте, придётся менять что-то в другом и третьем, – сказал он «Известиям». – Даже пересдача одного экзамена повлечёт за собой изменение расписания ЕГЭ, дополнительную работу с документами и т.д.

ЕГЭ как отражение школьных знаний

Роман Дощинский считает, что обсуждение совершенствования механизма ЕГЭ должно касаться не организационных процедур, а других сопутствующих вещей. В частности, он полагает, что претензии к ЕГЭ могли накопиться в связи с тем, что ранее в стране допускалась большая вариативность используемых в школах учебников. Разработчикам контрольно-измерительных материалов (КИМ) всегда задавали вопрос, на какое же из учебных пособий они ориентируются.

– Но пройдёт ещё несколько лет, и мы перейдём на единые учебники, – сказал он. – По истории это уже произошло, и всё, что есть в этом учебнике, по идее должно плавно перетечь в экзамен. В русском языке мы только на полпути, потому что пока министерство сохранило переходный период с учебниками из-за невозможности сразу сделать новую закупку. Но вообще это очень верный шаг: если есть единый экзамен, то должны быть и единые учебники.

Эксперт подчёркивает, что считает даже более важной в послании президента фразу о том, что экзамен должен реально отражать то, чему учат на уроках. А это значит, что следует больше доверять школе в подготовке к экзамену, отходя от практики привлечения армии репетиторов в 10-м и 11-м классах.

– У нас есть целый пакет государственных документов, связанных с образованием, в том числе федеральная государственная образовательная программа, в которой всё прописано: в каком классе какая тема и по какому предмету должна изучаться, – продолжает Роман Дощинский. – Соответственно, в едином государственном экзамене тоже всё должно быть чётко соотнесено с этой федеральной образовательной программой. У ученика не должно складываться впечатление, что ему чего-то недодали в школе. В принципе, я и сейчас не вижу этого.

Причём речь не должна идти об упрощении ЕГЭ, говорит Борис Илюхин.

– Мне кажется, упрощать некуда, – сказал он. – Нужно реально посмотреть на положение дел – около 30% выпускников 9-го класса испытывают проблемы со сдачей математики ОГЭ. Доля выбора физики и химии в 9-м классе минимальна. Огромное число детей – около 40% – сдают географию не потому, что её знают, а потому, что хотят просто получить аттестат с минимумом усилий.

В конечном итоге проблемы образования не находятся в плоскости единого государственного экзамена, подчёркивает эксперт Президентской академии: важнее решать вопросы нехватки учителей, взаимоотношений ученик – учитель, перегрузки школьной программы в среднем звене и низкой мотивации детей к получению знаний.

Каким ЕГЭ будет в будущем

Виктор Болотов замечает, что сейчас всерьёз прорабатывают вопросы, связанные с дистанционным прохождением ЕГЭ.

– Но тут встаёт очень сложный вопрос прокторинга (процедуры контроля соблюдения правил во время дистанционного тестирования. – Ред.), причём во всём мире он до конца не решён, – сказал эксперт. – Как гарантировать, что ребёнок не списывает, ему никто не подсказывает? Тем не менее над этим активно работают, и ситуация с пандемией коронавируса эту тему форсировала.

Ирина Абанкина также отмечает со ссылкой на руководителей Минпросвещения и Рособрнадзора, что школьников ожидают постепенный переход на электронный формат сдачи экзамена и привлечение искусственного интеллекта к проверке работ. И в целом возможна некоторая аккуратная «либерализация» экзамена, говорит она: организаторы будут стараться привносить больше спокойствия в проведение ЕГЭ, нивелируя риски, связанные с плохим самочувствием, с трудностями дороги, нервными срывами и так далее.

Сергей ГУРЬЯНОВ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также