Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Куклы – как люди

Газетный выпуск № 2024_029
15 марта 2024 14:19 Культура

В Курском театре кукол представили зрителям сказку для взрослых

Как быть, если ваша избранница не такая, как все? Даже если женщина вашей мечты – русалка или лесная ель, её нужно любить и делать всё, чтобы она была счастлива, отвечают авторы нового спектакля Курского театра кукол «Такая вот любовь». Их история даёт возможность зрителям на некоторое время вернуться в Новый год. Созвучна она и весне – ведь это история любви.

Спектакли, поставленные режиссёром Игорем Семяновским, всегда оригинальны. На этот раз режиссёр обратился к взрослым сказкам Кирилла Ситникова. Это истории о любви, одиночестве, поисках счастья, рассказанные с некой долей юмора и иронии.

Барбухта в двух действиях

По сюжету герои спектакля встречаются в придорожном заведении – баре «Бухта». Из-за аварии молодая хозяйка кафе Рита и случайные посетители оказываются на несколько часов отрезанными от всего мира. За это время им предстоит в чём-то стать другими, а значит, изменить свою судьбу. Посетители кафе совершенно разные, но в новогоднюю ночь им предстоит открыться друг другу.

– В этом празднике всегда есть доля грусти по тому, чего уже не вернуть, – говорит Игорь Семяновский. – Мы не успели кому-то улыбнуться, сказать доброе слово. Но чтобы это понять, надо на минуту остановиться. Потому я «запер» героев в баре «Бухта». Название бара переросло в более широкое понятие и стало жанром. Это микс, где перемешаны реальная и нереальная жизнь, быт и волшебство. Так родился новый жанр – барбухта. «Такая вот любовь» – барбухта в двух действиях.

Есть ещё одна причина, по которой режиссёр на время отрезал обитателей бара от внешнего мира.

– Взрослые всегда ждут чуда, как и дети, они любят сказки, – поясняет режиссёр. – А где они могут их услышать? Конечно, вдали от суеты.

Язык жестов и живой звук

В сказке Кирилла Ситникова «Любовь зла» Гаврилов не знал «елового» языка» и слова своей возлюбленной и её мамы – старой ели (которую великолепно «воплотил» Вадим Козлов) – едва «разобрал сквозь шорох старых ветвей». В спектакле «Любовь зла» актёры используют язык жестов.

– Я решил, что это должна быть «глухонемая» история, связанная с жестовым языком, – поясняет постановщик. – В сказке «Любовь зла» жест – очень важный элемент. Ведь и с Гавриловым ёлка до своего воплощения тоже разговаривает жестами: машет ему лапами.

Во время спектакля в исполнении одного из героев звучит живая классическая фортепианная музыка. Специально для этого театр приобрёл цифровое фортепиано Roland. Роль Валерчика, музыканта бара, который играет на фортепиано, исполнил звукорежиссёр театра Антон Бессчастный. Он управляет всем звуковым оформлением спектакля, работает на сцене и как музыкант, и как звукорежиссёр.

– Когда я придумывал спектакль, для меня стало очевидным, что исполнять мелодии, создавать настроение спектакля должен профессиональный музыкант, – говорит Игорь Семяновский. – Антон Бессчастный – большой талант, любит музыку Рахманинова, Шопена. Мне показалось, что в спектакле должна звучать именно эта музыка. Услышат зрители и композицию Микаэла Таривердиева на стихи Григория Поженяна «Я такое дерево».

Планшеты вместо лиц

На сцене присутствует ещё один персонаж – телевизор. Оказавшиеся в снежном плену посетители бара «Бухта», как и герои их историй, следят за новостями. Участниками телерепортажей становятся и куклы.

– Новости просто «вырваны» из нашей предновогодней жизни, – пояснил Игорь Семяновский. – Это записи новостей, которые телеканалы передавали в предпраздничные дни. Конечно, я их редактировал, дописывал кукольные репортажи.

В спектакле используются различные системы кукол: маппет-куклы (то есть классические – управляемые артистами), планшетные, тростевые куклы «чёрного кабинета» («чёрный кабинет» – особая форма представления, когда артисты находятся на сцене, при этом световой поток подаётся так, что их не видно).

Самое сложное было создать взрослых русалок из первой сказки. Размахивая серебряными хвостами, они ныряют в воду. При этом зрителю невдомёк, как художнику и мастеру удалось «уговорить» их прыгать так красиво. В спектакле используются неожиданные визуальные решения. Особенное сильное впечатление производят маски с искажёнными лицами. Это рабочие, которые хотят спилить ёлку и построить на этом месте торговый центр.

– Я придумал людей, у которых вместо лиц маски-планшеты, – говорит Игорь Семяновский. – Это настоящие электронные устройства, замкнутые в каркас и приделанные к каскам. Меняющиеся лица на них – гиф-картинки.

В спектакле вообще много живого плана – актёры работают как в драматическом театре. Несколько ролей исполнили всем полюбившиеся мастера театра Юрий Лисняк и Вадим Козлов. Прекрасно показали себя молодые артисты – Анастасия Окунева, сыгравшая хозяйку кафе, Юлия Ризак, блестяще «оживившая» куклу-Пугачёву, и дебютант Федор Левантовский, исполнивший роль Гаврилова.

КСТАТИ

Кукол и декорации к спектаклю придумал известный курский режиссёр и художник Андрей Золотухин, руководитель театра «Смотри».

– Это его первый опыт в Театре кукол, – рассказывает Игорь Семяновский. – У Андрея Золотухина прекрасный вкус, я не раз бывал на его спектаклях, мне нравятся его работы и как режиссёра, и как художника. Особая изюминка – авторские костюмы к спектаклю.

СПРАВКА «КП»

Игорь Семяновский – актёр и режиссёр Курского театра кукол, на сцене создал множество неповторимых образов. Лауреат премии А.П. Буренко. Дебютировал в качестве режиссёра в спектакле «Золотой цыплёнок», затем поставил «А Колобок гулять выйдет?», «Ладушки», «Огниво», «Волшебное кольцо», «Муха-цокотуха», «Рыжий», «По щучьему веленью», «Пиковая дама», «Любопытный слонёнок».

Елена ГАМОВА
Фото Александра МАЛАХОВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также