Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Маску нужно больше читать Циолковского»

Газетный выпуск № 2024_043
12 апреля 2024 11:44 День космонавтики

Наш корреспондент пообщался с правнуком Константина Циолковского – одного из основоположников мировой космонавтики

12 апреля 1961 года лётчик-космонавт Юрий Гагарин совершил первый в мире пилотируемый полёт в космическое пространство. Этому полёту предшествовал огромный труд тысяч людей. Но ещё раньше, в конце XIX – начале XX века теоретические вопросы покорения космоса начал изучать скромный учитель и изобретатель из Калуги Константин Циолковский. Его наследие – множество научных статей, фантастические произведения и фильмы.

Накануне Дня космонавтики наш корреспондент встретился с правнуком «дедушки русской космонавтики», главным специалистом ракетно-космической корпорации «Энергия», почётным профессором ЮЗГУ Сергеем Самбуровым.

Сергей Николаевич – основоположник любительской радиосвязи на орбитальных станциях, участник создания станции «Мир», на протяжении многих лет занимается подготовкой космонавтов к полётам. Как учёный-исследователь, он продолжает развивать идеи своего великого прадеда. Самбуров – автор более 150 научных публикаций. Совместно с учёными ЮЗГУ участвует в разработке малых космических аппаратов, их проверке и отправке на орбиту.

Всё начинается с мысли

– Сергей Николаевич, расскажите, что вас связывает с Курском? Вы ведь довольно часто бываете в нашем городе.

– Да, бываю почти каждый месяц. Пятнадцать лет я сотрудничаю с ЮЗГУ и даже являюсь почётным профессором этого одного из самых молодых космических университетов. Совместно мы делаем целые системы спутников. Это будущее нашей космонавтики. В вузе создан НИИ космического приборостроения и радиоэлектронных систем, установлен бюст Константина Циолковского. Университет выпустил его книгу «На Луне», а затем и её второе издание на русском и английском языках. Книга эта написана в 1887 году. Циолковский рассказал в ней, как на поверхности Луны передвигаться, когда тяжесть в шесть раз меньше, как выглядят там звёзды и небо, какая там почва. Как-то я спросил астронавтов из Америки: «США когда на Луне были?» Те ответили: «В 1969 году первый раз полетели». А я им говорю: «А вот Циолковский был на Луне в 1887 году и всё подробно описал».

Всего Константин Эдуардович написал около 600 работ. В его кабинете в мемориальном доме-музее в Калуге, где он жил первое время (потом на его 75-летие дали другой дом, где я и родился), не было книг о космонавтике. Да даже электричества не было! А он при керосиновой лампе, сидя в Калуге, думал о благе всего человечества, о грядущем мироустройстве. Конструкция ракеты – это не его изобретение, что некоторые ошибочно ему приписывают, но он задал вектор исследования космического пространства.

Например, в одной из своих работ «Исследование мировых пространств реактивными приборами» Циолковский изложил план освоения Вселенной в 16 пунктах, в то время как тогда, в начале XX столетия, братья Райт в США делали первые робкие попытки подняться в воздух на самолёте. Авиация только зарождалась, а он уже писал о космонавтике. О том, как создавать колонии на других планетах. Из этих 16 пунктов мы освоили пока только половину. Самые примитивные, наши космические станции пока ещё «не разорвали пуповину с матерью-Землёй», и всё необходимое для жизни туда приходится привозить на грузовых кораблях. А дальше сложнее – поселения вокруг Земли, космические оранжереи…

Циолковский считал, что их нужно создавать.

Всё начинается с мысли. Один гений придумал радио, второй – паровоз, третий – самолёт, а четвёртый – космонавтику, и все вместе они продвинули нашу цивилизацию на много лет вперёд в развитии техники. Но когда Циолковский писал о космических полётах, считалось, что это фантастика в чистом виде. Он посылал свои научные труды в Академию наук, но не получил поддержки. Конечно же, он заслужил получение Нобелевской премии.

У меня много друзей-космонавтов. Ещё Гагарин сказал: «Меня ничего не удивило в космическом полёте. Всё о нём я прочитал у Циолковского». И все остальные космонавты, с которыми я общался и общаюсь, говорят, что все явления в космических полётах прадед правильно описал. Прадед был консультантом и соавтором сценария фильма «Космический рейс», который вышел в 1935 году. То, что он нарисовал тогда на рисунках, всё сходится – и как закрепить человека в скафандре, и как входить и выходить через шлюзовые камеры в открытый космос, как есть и как пить, как ведёт себя вода в невесомости и многое другое.

Чтобы дальше успешно развивать космонавтику, по моему мнению, нужно больше читать Циолковского. Вот Илон Маск собирается создавать колонии людей на Марсе, решая при этом только технические задачи. Но переселить на другую планету представителей разных наций – это не просто прилететь и дома построить. И хотя Илон Маск высоко оценивает Циолковского, ему нужно больше читать его труды об организации жизни человеческого общества во Вселенной.

– Каким человеком Циолковский был в быту?

– Мой прадед удивительный человек – он не пил, не курил, не ругался, отличный семьянин. Его имя ассоциируется с Калугой, но здесь он провёл вторую половину жизни. Первая прошла в селе Ижевское Рязанской губернии. В 10 лет у него начались проблемы со слухом, и с тех пор источником знаний для прадеда стали книги. В 16 лет он поехал учиться в Москву поступать в МВТУ, но стал ходить в библиотеку. Там снял какую-то комнату, спал на сундуке, питался только водой и хлебом, а по выходным – пил сладкий чай…

Всё свободное время проводил в Румянцевской библиотеке от открытия до закрытия, читал всё подряд. У нас сегодня много увлечённой молодёжи, но кто поедет, скажем, из Курска, спать на сундуке в погоне за знаниями? У Циолковского была кружка с надписью: «Бедность учит, а счастье портит». Когда человек беден, он стремится что-то создать, а в излишестве не стремится к познанию. Под счастьем он понимал то, когда всё у человека есть.

Родство не афиширую

– В какой момент вы осознали, что являетесь правнуком великого учёного?

– Наверное, когда в наш дом в Калуге в гости пришёл Гагарин. Сергея Павловича Королёва, создателя космических ракет, я как-то ещё не очень запомнил. А когда человек, в честь которого люди на улицах кидают в воздух шапки, подходит и гладит тебя по голове… Хотя и с Королёвым у меня связана забавная история.

100-летие Циолковского было отмечено важнейшим событием – началась космическая эра. То есть родился он 17 сентября 1857 года, а первый спутник полетел в 1957 году, 4 октября. Разница всего две недели. Открывалась космическая эра, и я был одним из первых, кто об этом узнал. Узнал от Королёва, который приехал в Калугу накануне празднования 100-летия учёного, но родители сказали мне держать это в строгом секрете до поры. А я был шестилетним мальчиком, две недели мучился – очень хотелось с кем-нибудь поделиться тайной.

Наконец, объявили, что полетел спутник, а я радовался ещё и тому, что можно рассказать, наконец, о том, что мне всё это было известно заранее. А потом Гагарин заложил традицию: после полёта космонавты должны приезжать в семью к дочери Циолковского, моей бабушке, и рассказывать о том, как прошёл полёт. Он приехал в Калугу через два месяца после своего полёта, но, так как ему сказали, что дочь учёного приболела, он передал записку и свою фотографию, которую я храню.

К нам в гости он приехал в 1964 году. Вся семья собралась в кабинете прадеда. Гагарин меня увидел, погладил по голове: «Давай к нам в космонавты!» Видимо, пошутил, да и вообще, говорил это всем, а я воспринял его слова всерьёз, стал готовиться в космонавты, занялся учёбой и борьбой. Но, наверное, закон Вселенной решил, что это слишком много для одного человека – быть и правнуком Циолковского, и космонавтом. Тем не менее я всё равно всю жизнь работаю в космической отрасли, занимаюсь любимым делом и, конечно, счастлив.

– Каково быть родственником Циолковского? Не давит ли это осознание?

– Конечно, давит, потому что надо выступать, что-то рассказывать, выглядеть соответствующе, быть примером для детей. В этом году мне исполняется 73, но на здоровье не жалуюсь. Два сына тоже ведут здоровый образ жизни. В семье два внука, две внучки. Надеюсь, что младший внук Максим станет космонавтом. Он хорошо учится, знает английский, французский, итальянский языки, играет на скрипке, занимается дзюдо.

Конечно, есть соблазн – мне миллион раз предлагали сменить фамилию, но я не стремлюсь особо афишировать родство с Циолковским. Нельзя хвастаться этим. Надо оставаться честным и порядочным человеком, чтобы быть счастливым. Как писал Циолковский, мы живём больше законами Вселенной, чем законами Земли. Всегда, когда выступаю перед школьниками, говорю им: «Ребята, живите честно и порядочно, не совершайте подлых поступков. Если вы кого-то оклеветали, нечестным путём заработали какие-то деньги, это не принесёт вам счастья. Чтобы быть счастливым, нужно жить с чистой совестью, достойно трудиться».

Моя мама окончила МГУ с красным дипломом, но не осталась в Москве в аспирантуре, а вернулась в Калугу и работала всю жизнь простым учителем русского языка и литературы в школе, где преподавал Циолковский. И там честно работала, хотя ей предлагали высокие должности. И я всегда стремился не к продвижению по карьерной лестнице, а старался быть хорошим специалистом по космической технике.

Побывал в космосе заочно

– Говорят, в калужском музее подержаться за ручку двери в кабинете Циолковского считается хорошей приметой у космонавтов?

– Не совсем так. В Калугу приезжали сначала первые космонавты. Герман Титов раз десять был в доме, Андриян Николаев, Павел Попович и другие посещали наш дом. В доме много раритетов, связанных с освоением космоса, – книга с подписью Гагарина, оренбургский платок, подаренный маме Валентиной Терешковой. С 1966 года ежегодные научные чтения по развитию научного наследия и идей К.Э. Циолковского проходили в Калуге, и многие известные учёные заходили к нам в кабинет Циолковского. Так что моя жизнь тесно связана с космосом. В кабинете Циолковского есть дверь с латунной ручкой, как раньше делали. И когда приезжают молодые, не слетавшие ещё космонавты, я говорю им: «Вот потрогайте латунную ручку, и тогда полетите».

– Ваши фотографии всё-таки слетали в космос. Как это произошло?

– Мой хороший друг, космонавт Олег Артемьев, когда выходил в космос 17 августа 2022 года, произнёс в видеотрансляции с МКС (а принимали её не только все центры управления, но и шла прямая трансляция в интернете): «У моего друга, Самбурова Сергея Николаевича, сегодня день рождения. Он всю жизнь мечтал слетать в космос, и вот сейчас он с нами». Все были поражены. Так не принято говорить, потому что это служебный канал связи. Мне стали отовсюду сразу звонить и поздравлять, в том числе из разных стран, из NASA. А Олег Артемьев взял ящик с оборудованием и обклеил его моими фотографиями.

– Расскажите о совместной работе с ЮЗГУ – разработке, проверке, отправке малых космических аппаратов.

– Около 15 лет сотрудничаю в этом направлении с ЮЗГУ. Это самый передовой и молодой космический университет в стране. Ни в Московском авиационном институте, ни в Бауманке не делают сейчас такие интересные разработки. Курск не космический город, но когда я предложил ректору Сергею Геннадьевичу Емельянову заниматься космическим исследованием, он дал нам зелёный свет.

Начинали мы с того, что проводили уроки космоса между космическими станциями и университетом, потом стали разрабатывать с ребятами малые космические аппараты. Представьте, они сами ещё студенты, а у них уже есть свой космический аппарат, который они сделали и управляют им, получают с него научную информацию. Перед нами стоит сейчас важная задача создать группировку спутников. Молодые специалисты-учёные готовятся её воплотить, следуя методике Циолковского.

У меня, профессора этого университета, большое желание вырастить космонавта из ЮЗГУ, который полетел бы в космос. В этом году полетит космонавт из Железногорска, Саша Горбунов. При условии хорошего здоровья выпускники этого университета могут составить хорошую конкуренцию другим кандидатам. Они глубоко занимаются космосом, знают историю космонавтики.

– За разработками NASA следите?

– Не столько по работе, сколько по зову души. Слежу как правнук Циолковского, потому что интересно: по Циолковскому развивается космическая наука или нет? Константин Эдуардович мечтал, чтобы люди единой семьёй исследовали Вселенную, потому что, если смотреть из космоса, нет границ между странами.

– Вы согласны с тем, что наука в наше сложное время остаётся над политической ситуацией, а учёные продолжают сотрудничать по разным направлениям?

– Сейчас на Международной космической станции находятся белорус и американка. Были японцы, европейцы, и между ними не возникает споров. Как говорят, космонавт улетает гражданином одной страны, а возвращается гражданином всего мира. Потому что с МКС видно, какая хрупкая Земля. Две трети её – вода, а много из оставшейся суши – территория, не приспособленная для человека, как пустыня Сахара. И совсем мало места, где жить.

СПРАВКА «КП»

Потомок древнего польского дворянского рода Константин Циолковский родился в маленьком рязанском селе и всю жизнь работал простым школьным учителем. При этом он создал труды по философии, социологии, аэродинамике и космонавтике, стал основоположником различных научных теорий, писал фантастические произведения, переработал «Евангелие» и оспаривал теории Альберта Эйнштейна.

Циолковский первым предложил идею аэростата с металлической оболочкой. Аэростат должен был быть огромным даже по современным меркам: объёмом до 500 000 кубических метров, что более чем в два раза превышало объём знаменитых немецких дирижаблей «Гинденбург» и «Граф Цеппелин II».

Первая попытка воплотить проект была предпринята только в 1931 году на комбинате «Дирижаблестрой». Аэростат не был построен «из-за низкого технологического уровня предприятия». Впоследствии инженеры убедились, что теоретические предположения учёного были верны.

В 1887 году Циолковский пишет фантастическую повесть «На Луне», в которой удивительно точно описывает поверхность спутника Земли, а также вид Солнца и Земли с поверхности Луны.

Учёный создал в своей квартире первую в России аэродинамическую лабораторию и в 1897 году самостоятельно построил прототип первой аэродинамической трубы. По этому прототипу под руководством великого инженера Николая Жуковского и была создана в 1902 году аэродинамическая труба в Московском университете.

В 1927 году в брошюре «Сопротивление воздуха и скорый поезд» Циолковский опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

В 1929 году Циолковский издаёт книгу «Космические ракетные поезда». Речь идёт о комплексах ракет, которые по мере отработки топлива сбрасываются на Землю. Лифт, с помощью которого можно попасть в космос, тоже идея Циолковского. Описание и проект такого устройства он изложил в своём труде 1895 года. И только в 2005 году NASA объявило конкурс на создание современного проекта космического лифта.

Полагаясь лишь на расчёты, учёный описал невесомость, необходимость скафандра при выходе из ракеты, определил оптимальные траектории полёта при спуске на Землю, предсказывал создание искусственных спутников Земли и орбитальных станций.

Вероника ТУТЕНКО
Фото из семейного архива Сергея Самбурова



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также