Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Царь игрушек

Газетный выпуск № 2024_049
26 апреля 2024 17:32 90 лет Курской области

Жизнь и увлечения Николая Бартрама – курского помещика и собирателя игрушек

Николай Дмитриевич Бартрам – царь игрушек

«Если вам придётся побывать в Сергиевом Посаде, то не забудьте посетить единственный в России Музей игрушки. Основал его и долгие годы был первым директором замечательный человек Николай Дмитриевич Бартрам. Талантливый художник, любознательный исследователь, увлечённый энтузиаст, энергичный организатор, всю свою жизнь посвятивший изучению, сохранению и распространению русских народных ремёсел. А начиналось всё в деревеньке Семёновка Льговского уезда Курской губернии».

Это фрагмент одной из статей курского краеведа Михаила Лагутича о замечательном нашем земляке, которого называли «царём игрушек». Но большинству курян это имя почти неизвестно.

Нормандская кровь

Дед Николая Дмитриевича, Эрнест Иванович Бартрам – выходец из Шотландии. Дослужившись в русской армии до полковника, вышел в отставку и приобрёл в Льговском уезде две деревеньки – Семёновку и Анастасьевку. Его жена умерла рано. А сын Дмитрий пристрастился к рисованию ещё в раннем возрасте и, несмотря на протесты отца, решил учиться живописи. Рос он упрямым, молчаливым, серьёзным, и отец нередко говорил: «Это моя кровь, нормандская».

Да, главным, кто повлиял на жизнь Николая, был, несомненно, отец. Тот всё время чем-то занимался, что-то мастерил на своих любимых верстаке и токарном станке. Он сам делал рамки для своих акварелей, безвозмездно раздариваемых, разнообразные шкатулки, скамеечки, столики, альбомы. Кабинет и мастерская отца были сказочно волшебными местами для мальчика.

В них он впервые увидел чудо творчества, чудо появления красоты и гармонии, созданных руками человека. И этот детский восторг, преклонение перед творениями рук человеческих остались на всю жизнь.

Между Москвой и Семёновкой

Особняк Хрущёвых-Селезнёвых на Пречистенке – первое здание Музея игрушек

В 16 лет Николай поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И уже на следующий год получает приглашение иллюстрировать книги, выполнять рисунки образцов для мебельных мастерских.

В издательстве Сытина он иллюстрирует сказки Пушкина и Аксакова, оформляет журналы «Путеводный огонёк», «Светлячок», «Потеха и дело». Николай Бартрам первым придумал приложения к журналам в виде плотных листов с картинками, вырезая и склеивая которые, дети могли получать сказочные дворцы, деревни папуасов или заснеженные юрты эскимосов.

Приезжая на лето в Семёновку, Николай Дмитриевич не прекращает работу и регулярно отправляет в Москву свои эскизы мебели, гобеленов, панно. Между делом в отцовской мастерской вырезает игрушки на сказочные темы и раздаёт их крестьянским детям.

Постепенно созрела мысль из нескольких талантливых мальчишек организовать мастерскую. В 1893 году Бартрам создаёт для крестьянских детей учебную мастерскую игрушечно-столярного дела. Навыки работы с деревом помогли ему создавать собственные никогда не появлявшиеся ранее образцы.

Первыми в мастерской стали работать, как выяснил Михаил Лагутич, Ваня Шепелев, Антон Стрекалов, Паша Асадчих. Особым старанием отличался Деменко Константин, ставший впоследствии старшим мастером.

Книга Николая Бартрама «Игрушка. Её история и значение», 1912 год

Из воспоминаний Павла Никитича Асадчих: «Первые месяцы учёбы денег получали мало, но на второй год зарабатывать стали прилично. Слух о мастерской быстро распространился, и потянулись в неё уже и из дальних сёл Льговского уезда. Учеников стало столько, что, как выйдем гулять на бугор, так весь и займём. Пришлось при мастерской открывать столовую. Николай Дмитриевич зайдёт, одних похвалит, кто хорошо работает, другим покажет и разъяснит, как надо делать. Никогда никого не ругал».

Мастерская стала приобретать известность не только в Курской губернии. Её изделия появлялись на выставках в Киеве и Москве. В Семёновку стали приходить похвальные грамоты, дипломы, золотые и серебряные медали. Только Деменко имел их более пятнадцати.

В 1904 году в Москве вышла книжечка «Маленькое дело маленьких людей» с рисунками Бартрама. В ней рассказывалось о работе Семёновской мастерской. В этот период среди прочего проявляется склонность Бартрама и к педагогике. Он не просто даёт задания, а старается выработать у ребят наблюдательность и умение творчески мыслить, гордость за свой труд. Основным увлечением Николая Дмитриевича становится игрушка, ярко украшенная, пестро расписанная в народном духе.

Бартрам обратил внимание, что на ярмарках во Льгове большим спросом пользуются лепные, расписные игрушки, чаще всего свистульки. И он освоил нехитрые «секреты» этого мастерства. И дети сами стали лепить дам и кавалеров с румянцем во всю щеку, кошек с котятами, гордых петухов и круторогих баранов. Всё это яркое, свистящее. Казалось бы, всё одинаковое, но двух одинаковых найти было невозможно.

Земля – крестьянам, мастерская – потомкам

Фрагменты экспозиций в Музее игрушек

Со временем Николай Дмитриевич всё чаще уезжает в Москву и всё реже бывает в Семёновке. Ведь у него столько планов и ещё не реализованных замыслов. С целью изучения организации игрушечного дела за рубежом посещает музеи Франции и Германии. Побывал почти во всех игрушечных мастерских, привезя в Россию чемоданы кукол, солдатиков, игрушечных животных.

 

С 1904 года Бартрам работает художником Московского губернского земства, живёт с семьёй на Арбате. Всё вокруг дышит приближающимися революционными событиями. В квартире Бартрамов организуется столовая для рабочих. Одновременно Николай Дмитриевич вместе с женой Горького Екатериной Пешковой увлекается организацией воскресных школ.

В этот период Бартрам в последний раз посетил Семёновку и на крестьянском сходе предложил селянам взять у него землю. Но крестьяне боялись непредвиденных последствий. Порешили на том, что земля будет распродана за символическую плату по отрезкам, в таком случае и крестьяне будут довольны, и закон соблюсти удастся.

Об одном просил хозяин: сохранить мастерскую для подрастающей молодёжи, чтобы выходила она в жизнь, приученная к ремёслам, влюблённая в творения рук своих, понимающая искусство. А в своём доме открыть просил школу. Сам же обязался, пока жив, помогать всемерно. И буквально до прошлого года в сохранившемся доме располагалась школа.

Больше чем просто игрушка

Революция 1905 года потрясла Николая Дмитриевича. Он создаёт набор игрушек «Война грибов». В нём под видом разных пород грибов выведены представители различных общественных классов. Это было настолько явно, что набор был запрещён цензурой. Эти годы стали временем подъёма национального искусства, его признания. Репин с Поленовым положили начало Абрамцевскому собранию народного искусства. Бартрам активно включился в это движение, заняв в нём бесспорно лидирующее место.

Его по-прежнему привлекает Курская губерния, где на стыке русской и украинской культур возникло оригинальное смешение разных стилей и методов народного творчества. Путешествуя по сёлам и деревням, он собрал богатую коллекцию старинной одежды, головных уборов, вышивок, предметов быта.

Фрагменты экспозиций в Музее игрушек

Особый интерес представляли поселения старообрядцев. Они считали грехом носить одежду фабричную, поэтому было распространено домашнее ткачество. Вышивки Льговского уезда отличались большим разнообразием как по расцветке, так и по технике исполнения.

В Москве Бартрам начинает активную пропаганду народной игрушки. В 1906 году организует выставку «Как делают игрушки». Она вызвала большой интерес общественности. В витринах разместили свистульки, сделанные в его мастерской резные деревянные игрушки, рисунки, объясняющие принципы производственного процесса. Тут же сидели его помощники и на глазах у всех кусок дерева превращали в сказочных персонажей. Николай Дмитриевич выступал в роли экскурсовода и давал пояснения.

Слухи о необыкновенной выставке долетели до столицы. В 1908 году в Петербурге открывается следующая выставка «Искусство в жизни ребёнка». Николай Бартрам говорил, что «детская игра – это зеркало, отражающее жизнь взрослых, мы сейчас только намечаем пути художественного воспитания ребёнка, и значение искусства для детей – вопрос совершенно новый».

В следующем году в Москве открывается ещё одна выставка «Русская игрушка прошлого». В статьях этого периода Бартрам пишет: «Игрушка – радость ребёнка, не умеющего ещё читать, она развивает его творчество, наблюдательность, приучает к образам и формам. Пройдёт немного времени, и от народной игрушки не останется и следа. Наша задача – сохранить и помочь в развитии этого дела».

Николай Дмитриевич приходит к мысли о необходимости создания национального центра отечественной игрушки, где была бы возможна и научная работа.

Время энтузиазма

Здание Музея игрушек в Сергиевом Посаде

Наступил ноябрь 1917 года. Дочь Бартрама Анастасия вспоминает, как однажды не вернулся с работы отец: «Ждать больше не было сил, вышли на улицу, постояли в подьезде и вдруг видим, идёт вдали посередине дороги отец. Кинулись к нему. А он смеётся, рассказывает, как задержал его солдатский патруль, хотели арестовать. Вдруг красноармеец спрашивает: «Не помните, мол, меня? Шуригин я, в 1905 году в вашей столовой питался». Всякое добро добром откликается, закончил отец».

 

С приходом Советской власти наступило время энтузиазма и созидания. Это соответствовало духу Бартрама. Всё вокруг пришло в движение. Он добивается организации профессионального союза работников прикладных и декоративных искусств, объединяющее художников, мастеров, музейных деятелей, учащихся профессиональных училищ. 27 апреля 1918 года единогласно председателем союза избирается Николай Бартрам.

Основной целью союза было способствовать развитию и внедрению прикладного и декоративного искусства в промышленность. Одновременно Николая Дмитриевича выдвигают в комиссию по делам музеев Народного комиссариата просвещения, где он работает в контакте с Крупской и Луначарским.

Также он был в составе комиссии по разработке новой формы для бойцов Красной Армии. Именно благодаря его рекомендациям, пишет Михаил Лагутич, были введены легендарная «будёновка» и шинель до пят, придававшие бойцам былинный вид. Здесь, конечно, стоит уточнить, что существует немало версий, кто именно стал автором «будёновки». Версия о Бартраме имеет место быть, но она не стопроцентная. Как говорится, «одна из».

Также при активном участии Бартрама создаются новые музеи, в том числе музей-квартира Льва Толстого, музей мебели и фарфора. Наконец-то он приблизился к осуществлению мечты своей молодости – из собранной коллекции создать Государственный музей игрушки. В конце 1918 года решение о создании его было принято.

Просто удивительно – холодный и голодный 1919 год. До игрушек ли тут было? Как говорится, быть бы живу. Но Бартрам вместе с такими же энтузиастами по всей Москве собирает экспонаты для музея. Сначала он был открыт в квартире Николая Дмитриевича.

С 1920 года Бартрам работает деканом факультета художественной игрушки в Московском техникуме кустарной промышленности, первом в мире, специализирующемся на изготовлении детских игрушек. Он сам разработал программу преподавания: история игрушки, скульптура, формовка из папье-маше, роспись, игрушки резные, игрушки из ткани. Николай Дмитриевич учил студентов: «Вы должны себе ясно представлять, для какого возраста предназначена игрушка, она должна подойти внутреннему миру, психике ребёнка и по форме, и по цвету, и по содержанию».

В 1920 году Бартрам становится действительным членом Академии художеств. В этом же году музей переезжает в новое помещение. Целый зал там был отдан кукольному театру. Это был первый Государственный театр кукол. О необходимости такого театра Бартрам говорил в своей книге «От игрушки к детскому театру».

Затем новый вид искусства вторгается в жизнь – кинематограф. Николай Дмитриевич решает, что и он должен служить детям. По его сценарию режиссёр Рошаль снимает один из первых кукольных фильмов «Приключения Болвашки». Взрослую роль в нём исполнил сам Бартрам. Эта лента сохранилась в архивах, и мы можем увидеть самого художника.

Окружающая действительность вся в коллективном труде, вся в движении, и Бартрам понимает, что совместная игра для детей гораздо интереснее. И его мастерская начинает выпускать наборы игрушек по определённым темам.

Трудный период

Дом Николая Бартрама в Семёновке Льговского района

Постепенно страна вступает в трудный период своей истории. Всё меньше понимания и доброжелательности встречает Бартрам. Начинается «обострение классовой борьбы» и открыто признаётся «порочная роль» сказки в воспитании ребёнка, якобы уводящая его от энтузиазма реальных будней.

Не рекомендуется производство традиционных кукол, кроме «пионера», «колхозницы», «рабочего». Празднование Нового года с ёлками также оказывается моральным разложением. Но, несмотря ни на что, популярность музея росла с каждым днём. Скоро по посещаемости он занял второе место после Третьяковской галереи. Возможно, это тоже, как и с будёновкой, не более чем версия или легенда, но в любом случае – красивая.

В 1931 году принимается решение о выселении Музея игрушки в провинциальный Загорск. Художник Михаил Нестеров написал: «Уничтожают Музей игрушки». Николай Дмитриевич тяжело переживает всё это. «Планов много, а сил уже нет», – говорит он. Воспитана целая плеяда учеников и последователей. Написаны ценные руководства, намечены новые направления в педагогике. Однако судьба уже подводила черту.

16 июля 1931 года перестало биться сердце создателя музей. Но имя Бартрама не забыто. Музей игрушки под руководством Академии педагогических наук стал художественно-педагогическим.

В 1973 году широко отмечалось 100-летие со дня рождения Николая Дмитриевича. Во многих изданиях о нём были опубликованы статьи. В музее в течение полутора лет действовала выставка, посвящённая этой дате.

Михаил Лагутич заканчивает одно из своих повествований следующим образом: «Такую жизнь прожил бывший помещик Льговского уезда Николай Дмитриевич Бартрам, о котором помнят, к сожалению, только специалисты».

Да, это так, но не совсем, всё же в интернете немало публикаций о нашем замечательном земляке, есть и статья в Википедии, да и наша эта публикация также свидетельствует о том, что полного забвения нет. Будем надеяться, что со временем имя льговского помещика появится и на карте Льгова или Курска в виде названной его именем улицы.

КСТАТИ

Николай Дмитриевич Бартрам решительно выступал против заполнивших магазины заграничных фабричных игрушек, о них он писал так: «Форма их искажена до неузнаваемости, продают страшных, с огромными головами на тоненьких ножках «марсиан», или кукол с перекошенными глазами и раздутыми точно от водянки головами. Такие игрушки давать детям нельзя».

Подготовил Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также