Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Постройте созвездие Малого Пса»

Газетный выпуск № 2024_053
16 мая 2024 15:31 Образование

Рассказываем, как в курской школе готовят будущих инженеров и космонавтов

Профильные космические классы в школе №18 Курска открылись осенью 2022 года. В рамках совместного проекта с госкорпорацией «Роскосмос» школьники учатся по углублённой образовательной программе. Сейчас в здании школы оборудуют космические классы, которые будут оснащены необходимой материально-технической базой. Начать занятия в них планируется уже в будущем учебном году.

Будущие инженеры космоса

Интервью с директором школы №18 имени Сергеева Светланой Медвецкой проходит в малом спортивном зале с элементами стрельбы. Основной корпус на ремонте. После завершения работ школьников, интересующихся космической тематикой, ждёт немало интересного.

– В нашей школе реализуются проекты «Морские ворота сухопутного Курска», «Благородные девицы с улицы Советской» и «Будущие инженеры космоса». Космическая тема в нашей школе не нова. Ещё 12 лет назад наша школа первой в городе связалась с международной космической станцией, – рассказывает Светлана Геннадьевна. – Было утро Пасхи, мы переживали, что мало кто придёт, но актовый зал был набит битком. Связь с МКС тогда длилась почти 5 минут, хотя планировалось вдвое меньше.

В школе проходит немало тематических мероприятий. Среди них – встречи учеников с правнуком Циолковского Сергеем Самбуровым, космонавтом Сергеем Волковым. Плотная дружба связывает курскую школу и с космонавтом Олегом Артемьевым.

Многие выпускники 18-й школы учатся в ЮЗГУ, один из них Николай Сергеевич Фролов, он отвечает за сотрудничество с ибероамериканскими странами и очень дружен с космонавтами. Он помогал образовательному учреждению в космическом начинании.

– В позапрошлом году к нам пришла информация из «Роскосмоса» – официальное предложение организовать космические классы в нашей школе. Мы, конечно, очень заинтересовались, тем более что больше 15 лет у нас эффективно работают инженерные классы, – говорит Светлана Геннадьевна. – Мы попросили, чтобы они прислали нам программы. Тщательно их изучили и поняли: чтобы заинтересовать детей и к восьмому, предпрофильному классу отобрать наш инженерно-космический класс, заниматься нужно с пятого. Мы прошлый учебный год и начали с пятиклассников.

Старшие, 10-11-е классы – профильные, где нужны математика, физика, информатика. Часть дисциплин космического направления имеют специфические названия – внеурочная спортивная оздоровительная тренировка космонавтов – проще говоря, физкультура, и космическая биология, которая, например, изучает ощущения человека в космосе. Ученики изучают, в частности, основы картографии Вселенной, математику в космосе, геометрическое моделирование, историю отечественной космонавтики. Для ребят постарше вводится физическая подготовка космонавтов.

В этом году воспитанники космических классов начали учиться по новым учебникам, которые школа издала сама из расчёта два учебника на парту. Издание учебников – удовольствие отнюдь не дешевое.

– Вот посмотрите, это рабочая тетрадь, здесь основы картографии Вселенной, обществознание. Сама бы с удовольствием по ней позанималась, – показывает издание с фотографиями небесных тел директор.

Ребёнок получает знания сразу по нескольким дисциплинам: геометрии, математике, черчению, астрономии. Астрономию преподавать начинают в 10-м классе, но в 18-й школе есть возможность для желающих больше узнать о звёздах и планетах и во внеурочное время. А математика в космосе включает, например, элементы астрономических знаний. Такие дисциплины способствуют всестороннему развитию личности.

Учителя школы адаптировали некоторые стандартные задачи под нужную тематику. Вместо скучного «из пункта А в пункт B вышел человек» на страницах учебников здесь движутся космические корабли или подлодки. А вместо «постройте равнобедренный треугольник» предлагается более интересное задание: «при помощи циркуля и линейки постройте созвездие Малого Пса».

– Постепенно вводятся новые знания, что даёт огромные возможности для опережающего обучения, – комментирует директор. – Потихоньку подстраиваем и новые классы, старшеклассников. Так, к 1 сентября у нас уже будет девять космических классов. Мы, конечно же, не ставим перед собой задачу готовить космонавтов, речь прежде всего о космической инженерии. Но если раньше в первом отряде космонавтов были только лётчики-истребители, то потом появились инженеры, врачи, теперь уже и артисты в космосе, так что всё меняется. Главное – заинтересовать детей темой. Считаю, в образовании вообще очень важна мотивация, причём с раннего детства.

«И снится нам не рокот космодрома»

Тем не менее ребята многое узнают на уроках и о профессии космонавта, и о том, какими качествами и умениями нужно для неё обладать, а также знакомятся с устройством космического корабля. Школьников учат навыкам самоконтроля, что важно в любой сфере, какую бы ни выбрал впоследствии школьник.

Сейчас ученики и педагоги с нетерпением ждут, когда будет восстановлено основное здание.

– У нас есть кабинет физики, астрономии. Когда-то в давние времена, ещё до моего прихода, в школе был купол, который давал возможности наблюдения. Был гениальный учитель физики Геннадий Александрович Анненков, у которого двойку получить и то было хорошо. А класс с куполом на втором этаже сам разработал и реконструировал ещё до него другой выдающийся педагог, учитель математики и физики Борис Постников.

Часть второго этажа после ремонта будет оформлена в космической тематике, эти моменты уже продуманы.

– Классы математики, астрономии, где проходили занятия по этому направлению, у нас и прежде были очень хорошие, – продолжает директор. – Сейчас благодаря капитальному ремонту мы получили возможность приобретать для образовательного процесса новинки. Цифровые лаборатории есть в кабинетах биологии, химии и математики, но они у нас давно, а сейчас есть более современные варианты. Поэтому планируем приобрести новые цифровые лаборатории, в том числе в космический класс. Это, кстати, тоже разработка «Роскосмоса». Ничего специфического вроде центрифуги нам не нужно.

По словам директора, учебной базы школы достаточно для реализации нового направления – имеется подходящее спортивное оборудование, есть возможность заниматься лёгкой атлетикой. Никаких особых приспособлений не нужно.

Сегодня уже можно сказать: старт удачный. Непознанные космические глубины снова вызывают живой интерес у детей. В начале учебного года новичков ждёт большой праздник – торжественный приём в космонавты. Ребята получат фирменные значки.

СКАЗАНО!

– Новое направление, связанное с «Роскосмосом», открывает интересные перспективы, особенно для мальчиков – развитие логического, пространственного мышления. Мой сын Даниил сейчас шестиклассник, окончательно с выбором профессии ещё не определился. Может быть, она вообще будет из гуманитарной сферы, например, журналистика, но дополнительные технические знания в любом случае никогда не будут лишними, даже просто в повседневной жизни, – говорит мама ученика Марина Гладилина. – Занятия строятся очень интересно, задания необычные… Опять-таки космос – это антураж. Всё это стимулирует к саморазвитию не только школьников, но и их родителей. Например, мы с сыном уже побывали в павильоне «Космос» на ВДНХ в Москве, специально ездили в Калугу в музей истории космонавтики имени Циолковского, пробовали космическую еду. Мне запомнился торт «Тирамису» в тюбике. Есть можно, но, конечно, вкус всё равно отличается от классического. Неудивительно, что на встречах с космонавтами они рассказывают, как скучают по земной еде – кто-то по жареной картошке, а кто-то по арбузу.

Вероника ТУТЕНКО
Фото страницы школы в «ВК»



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также