Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Курский Ломоносов

Газетный выпуск № 2024_058

История жизни и научной деятельности основоположника российской электротехники Василия Петрова

Портрет неизвестного учёного… Так мог бы выглядеть Василий Владимирович Петров – основоположник российской электротехники

Мы уже рассказывали о курском Шерлоке Холмсе, напоминали о том, что у нас были и свои Карамзины… Сегодня очередь курского Ломоносова. Его ещё иногда называют и первым физиком мира.

В мае 1802 года русский учёный Василий Владимирович Петров открыл явление электрической дуги. Сегодня электрическая дуга нашла множество полезных применений: она используется в мощных дуговых лампах для освещения, в плавильных металлургических печах, в электросварке… Любопытно, что как Василий Владимирович открыл электрическую дугу, так и его коллегам пришлось открывать его самого.

Как открыли Петрова

Своё открытие электрической дуги Петров описал в книге с характерным для того времени названием: «Известие о гальвани-вольтовских опытах, которые производил профессор физики Василий Петров посредством огромной наипаче батареи, состоявшей иногда из 4200 медных и цинковых кружков, и находящейся при Санкт-Петербургской медико-хирургической академии».

Однако до конца XIX века считалось, что дугу открыл британский учёный Гемфри Дэви. Да, Дэви делал похожие опыты, но… лишь в 1808–1809 годах.

Тем не менее имя русского учёного было предано забвению на долгие годы, и только в 90-х годах XIX века русская научная мысль перехватила пальму первенства у британцев в вопросе открытия электрической дуги.

Одна из книг профессора Петрова

Вспомнили о Петрове в 1886 году после случайной находки студента петербургского университета Александра Гершуна в городской библиотеке Вильно книги «Известия о гальвани-вольтовских опытах…». Вскоре о Петрове узнали и в научном сообществе столицы.

В 1887 году в журнале «Электричество» вышла небольшая статья «Памяти проф. В. Петрова». Профессор Николай Егоров сделал несколько докладов о Петрове для научных конференций и написал статью о нём для «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона».

В это же время удалось отыскать могилу учёного на старом Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге и установить надгробный монумент. Были также обнаружены и ещё две книги русского учёного: «Собрание физико-химических новых опытов и наблюдений Василия Петрова, профессора физики при Академии Санкт-Петербургской Медико-Хирургической и Свободных художеств», изданной в 1801 году, а также «Новые электрические опыты» 1804 года.

Добавим, что Василию Петрову также принадлежат и другие замечательные открытия и исследования. В частности, он обнаружил зависимость силы тока от площади поперечного сечения проводника, изучал физико-химические явления, эффект холодного свечения тел, метеорологию, гидротехнику и люминесценцию…

Суть открытий Петрова

Электрическая батарея Василия Петрова

Из курса физики средней школы всем известно, что вещества находятся в четырёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном и состоянии плазмы. Плазма (с греческого – «вылепленное, оформленное») – это агрегатное состояние вещества, которое представляет собой ионизированный газ, состоящий из электронов и ионов.

А электрическая дуга – это электрический разряд в газе, в том числе в воздухе, состоящий из ионизированного газа. Например, если взять кусок льда и начать его нагревать, то при нуле по Цельсию лёд превратится в воду. Прибавим ещё 100 градусов – получим пар. А если прибавить ещё несколько тысяч градусов, то получим плазму.

В 1802 году Василию Петрову удалось получить плазму при комнатной температуре за счёт высокого электрического напряжения, что сейчас может сделать любой человек, нажав на кнопку пьезоэлектрической зажигалки.

Дело в том, что при высоком напряжении в воздушном пространстве между двумя электродами, к одному из которых подводится напряжение, возникает ионизация воздуха и высвобождение электронов.

Сегодня мы каждый день можем наблюдать искусственные электрические разряды, не обращая на них никакого внимания. Но что значит получить такой разряд две с лишним сотни лет назад? В первую очередь необходимо было иметь источник высокого напряжения. Василию Петрову в 1802 году удалось создать источник с напряжением на выходе до 1700 вольт.

При его изготовлении учёный взял за основу изобретение Алессандро Вольта, который создал в 1800 году первый гальванический элемент, или электрическую батарею. Итальянский физик использовал явление возникновения электрического тока при взаимодействии двух различных металлов в электролите.

«Вольтов столб» состоял из нескольких десятков медных и цинковых пластин, между которыми располагалось сукно, пропитанное кислотой. Так удалось получить напряжение, чувствительное для тела человека.

Демонстрация Петровым явления электрической дуги

Василий Петров пошёл дальше – он создал батарею из 4200 медных и цинковых кружков, что позволило получить высокое напряжение на выходе такой батареи. Эта была самая мощная батарея на тот момент в мире.

Она располагалась горизонтально, металлические кружки находились в деревянных ящиках длиною до 12 метров. С огромной батареей учёный проделал много замечательных опытов, пропуская электрический ток через различные объекты.

В результате было открыто много неизвестных на тот момент явлений, в том числе электрическая дуга. Вот как описывает один из своих опытов Василий Петров: «Если на стеклянную пластинку или на скамеечку со стеклянными ножками будут положены два или три древесных угля и если металлическими изолированными направителями, сообщёнными с обоими полюсами огромной батареи, приближать оные один к другому на расстояние от одной до трёх линий, то является между ним весьма яркий белого цвета свет или пламя, от которого оные угли скорее или медлительнее загораются и от которого тёмный покой довольно ясно освещён быть может».

В своих опытах Петров руководствовался своеобразными представлениями об электричестве. Это сегодня нас учат, что электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц, а в 1802 году создатель электрометаллургии смотрел на электричество как на протекание «гальвани-вольтовской жидкости». «Огромная батарея», использованная Василием Петровым, имела мощность обычной электрической лампочки – 100 Вт, а сила электрического тока составляла всего 0,05−0,2 ампера.

Сегодня в промышленности используются источники электрической энергии в несколько миллиардов ватт (Саяно-Шушенская ГЭС имеет мощность 6,4 ГВт), а сила тока в электродуговых печах может достигать 125 кА. Но… все современные достижения в области обработки металлов и электрометаллургии опираются на труды выдающегося русского физика Василия Владимировича Петрова родом из Обояни.

Родом из Обояни

Площадь Петрова в его родном городе Обояни

Василий Петров родился в 1761 году в семье приходского священника в городе Обояни Белгородской губернии (сегодня это Курская область). Сведений о личной жизни учёного осталось мало, тем не менее основные моменты известны.

Его отец был священником Ильинской церкви. Мать его звали Татьяна Родионова и, кроме сына Василия в семье были ещё старший сын Иван и две дочери. Брат Василия пошёл по стопам отца и служил диаконом в той же церкви, где их отец был священником.

А Василий Петров вначале обу-чался дома, а затем в церковно-приходской школе. Потом образование он продолжил в Харьковском коллегиуме, в одном из лучших в то время учебных заведений на юге России.

В эти годы у него появился интерес к естественным наукам, и он, чтобы уделять этому больше внимания и сил, окончив учебный курс, в 1785 году переехал в Петербург, поступил в учительскую семинарию.

В семинарию он был принят в 1786 году и обучался там до ноября 1788 года. После заключения двухгодичного контракта, он устроился учителем физики и математики, а также латинского языка с годовым жалованием 500 рублей в училище, «состоящее при Колывано-Воскресенских горных заводах» на Алтае.

На крупном предприятии он получил богатый практический опыт и своими глазами видел не только работу сложных для того времени машин, но и познакомился с технологическими процессами, смог оценить имеющиеся трудности для мастеров и рабочих. На Алтае у Петрова и созревает интерес к экспериментальной физике.

В 1791 году его перевели в Петербург в инженерное училище при Измайловском полку. Но путь выдающегося учёного Василий Владимирович начал в 1793 году в Санкт-Петербургском медико-хирургическом училище при военно-сухопутном госпитале, куда он был приглашён в качестве учителя физики и математики.

Петербургская военно-медицинская академия, где служил Василий Петров

В 1795 году училище было преобразовано в медико-хирургическую академию, и Петров получил звание экстраординарного профессора. С этого момента обоянский физик-самоучка смог как следует приняться за свои опыты. Об этом говорят многочленные рапорты о необходимости приобретения приборов и аппаратов в физический кабинет. В 1801 году появился первый печатный труд Петрова «Собрание физико-химических новых опытов и наблюдений».

Немалый научный исторический интерес представляют и его статьи «о свечении фосфоров животного и минерального царств». За первый учёный труд он был удостоен звания ординарного профессора. В 1803 году Василий Петров был избран корреспондентом Академии наук, а через четыре года, в 1807 году, по предложению академика Логина Крафта избран её членом.

Но при этом стоит видимо указать, что Крафт в своих статьях об электрической дуге не упоминает даже имени Василия Петрова, что значительно способствовало забвению русского физика.

В феврале 1833 года 72-летний Василий Петров «сверх всякого чаяния» был уволен из академии с пенсией пять тысяч рублей в год, а через год скончался в Санкт-Петербурге.

Жизнь после смерти

Памятник Василию Петрову в Обояни

А забвение было столь велико, что как пишет журналист Илья Дубровин, исследовавший биографию учёного, «не сохранилось ни портрета учёного, ни письменного описания его внешности». Возможно, одной из причин забвения стал тот факт, что все разработки Петров записывал только на русском языке, что вызывало тогда непонимание и возмущение.

Родной язык не считался языком научным. Открытия фиксировали на немецком, французском или на латыни. И кстати, этими языками Петров владел в совершенстве. «Я русский и служу своему народу», – так отвечал он на нападки недоброжелателей.

Их у Петрова всегда хватало с лихвой, одной из главных причин этому была бьющая в глаза неординарность человека, опередившего своих коллег на целый век.

Петров открыто выступал против иностранного засилья в Академии наук и постоянно испытывал нападки со стороны реакционно настроенных чиновников из министерства просвещения и Академии.

И когда в знак протеста Петров в 1825 году не явился на похороны Александра I, он был отстранён от руководства физическим кабинетом академии, а затем и вовсе уволен из Медико-хирургической академии. Труды учёного были запрещены к печатанию.

На долгих 53 года было забыто имя учёного. Но его надежды, выраженные в книге «Известие о гальвани-вольтовских опытах», сбылись: «Я надеюсь, что просвещённые и беспристрастные физики, по крайне мере, некогда согласятся отдать трудам моим ту справедливость, которую важность сих последних опытов заслужили».

Показательно, что после смерти учёного конференция академии, памятуя его многолетнюю преподавательскую деятельность и учёные заслуги, выразила желание почтить его память установкой надгробного памятника. Однако это решение было забыто.

Тем не менее на могиле учёного на Смоленском православном кладбище был установлен памятник со следующей эпитафией:

И Богу, и Царю слуга нелицемѣрный,
Другъ нѣжный ближнему, супругъ,
отецъ примѣрный.
Вся жизнь прекрасная его
Прошла въ трудахъ неутомимо.
Не на землѣ – на небесахъ
Ему его досталась доля.
О Боже, ты премудръ и благъ!
Твоя да будетъ воля.

В 1915 году памятник был отреставрирован, и появилась другая надпись: «Возобновлён в 1915 г. ИМПЕРАТОРСКОЙ В. М. Академiей. Да хранятъ могилу незабвеннаго испытателя природы его преемники и почитатели».

Только в 1892 году при обустройстве Императорской военно-медицинской академией центрального электромашинного здания для электрического освещения, Конференция академии с высочайшего соизволения посвятила всё сооружение памяти Петрова и установила по этому случаю в машинном зале особую мраморную доску с соответственной надписью.

На фасаде дома академиков в Санкт-Петербурге, расположенном по адресу: 7-я линия Васильевского острова, 2/1, лит. А, установлена мемориальная доска в память об учёном. Теперь о Василии Владимировиче Петрове написано много книг и статей, поставлен документальный кинофильм «Огонь для нас».

Надгробие на могиле курского Ломоносова

Что касается малой родины учёного, то центральная площадь города Обояни и одна из улиц носят имя Василия Петрова. А памятная доска на здании Обоянского библиотечного колледжа гласит: «В этом здании родился и жил крупнейший русский физик и химик, основоположник электротехники В. Петров».

Однако в действительности здание это было построено позже. Не сохранилось и портрета учёного… В 2009 году заведующая Обоянским краеведческим музеем Валентина Довняк так поясняла ситуацию корреспонденту «Курской правды» Веронике Тутенко:

– Чтобы узнать побольше о Петрове, мы обращались в Медико-хирургическую академию Санкт-Петербурга. Материалами они помогли, но вот портрета Петрова не оказалось и у них. Более того, не сохранилось даже письменных описаний, как он выглядел. Но нам прислали портрет неизвестного учёного того времени…

Сегодня уточним, что этот портрет называется «Портрет молодого учёного с электрической машиной». Написан неизвестным художником в конце XVIII века.

Даниил Гранин в посвящённом Петрову «Размышлении перед портретом, которого нет», напишет: «Даже про наружность его ничего неизвестно. Если бы можно было увидеть его лицо, глаза… Снова, как в молодости, мне кажется, что всё же существует какая-то связь между личностью человека и внешностью. Наполеон не мог быть высоким и тощим, а Вольтер толстым и усатым. В Ленинграде в Литературном музее висит портрет герцога Лермá. Мрачное, резкое лицо, как принято выражаться, со следами сжигавших страстей. Так Михаил Лермонтов представлял своего предка и написал этот портрет воображения, странно конкретный – будто с натуры. Глядя на обложку книги В. Петрова, я тоже попытался составить его портрет. Набросать, так сказать, в общих чертах, лёгким пером. Не внешний, так внутренний. Но не получалось. Чем больше я вдумывался в судьбу этого человека, тем более противоречивым, загадочным казался его облик».

Облик Василия Петрова и мы не можем установить, но это и не было нашей задачей. Главное в данном случае – напомнить о замечательном курянине, чей вклад в науку бесценен…

АКЦЕНТ

«В истории русской физики половины XIX века Василий Владимирович Петров не только хронологически, но и по своему значению непосредственно следует за Ломоносовым». Так отзывался о нашем земляке президент Академии наук СССР Сергей Вавилов.

Подготовил Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также