Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Запрос на творчество

Газетный выпуск № 2024_058
24 мая 2024 16:05 В развитии

Школа креативных индустрий в Курске готовит первый выпуск

Оживить мозаику Дейнеки, записать трек, создать игру и снять собственное кино. Этими и многими другими вещами уже второй год занимаются курские школьники в Школе креативных индустрий. Причём абсолютно бесплатно. В преддверии первого выпускного мы посетили школу, пообщались с учениками и преподавателями и подробнее познакомились с её проектами.

Креативный прорыв

Первая в Курской области Школа креативных индустрий начала работать два года назад. Название говорит само за себя – здесь обучают всему, что может пригодиться в творчестве. В шести действующих ситуациях можно научиться созданию электронной музыки, звукорежиссуре и звуковому дизайну, фото- и видеопроизводству, анимации и 3D-графике, дизайну и интерактивным цифровым технологиям VR/AR/MR. Сейчас в ШКИ проходит обучение 180 школьников, из которых 120 в этом году заканчивают обучение.

– У нас действует модульная система учёбы, – говорит директор Школы креативных индустрий Артём Касилов. – Когда ребята приходят на первый год обучения, они пробуют себя в шести студиях. Школьники приходят разные: кто-то уже сделал первые шаги в одной из сфер самостоятельно, а кто-то впервые столкнулся с креативной индустрией, и для него будет открытием попробовать себя в роли музыкального композитора или графического дизайнера.

В конце первого года обучения ребята готовят свои мини-проекты, определяются, в каком направлении хотят развиваться дальше. Как признаётся Касилов, есть как более востребованные студии, так и менее. Однако в школе стараются сохранять баланс и при распределении опираются не только на желания ребят, но и на рекомендации преподавателей. Последние, кстати, местные. Это одна из ключевых особенностей школы, которой здесь гордятся.

– Наши специалисты работают с конкретными проектами. У кого-то есть свои студии. Важно, что они практики, а не теоретики. Сразу учат ребят работать с реальными проектами, ведь нужно научиться доводить проект до конца, соблюдать дедлайны и не бояться вносить коррективы, о которых просит заказчик, – отмечает директор школы.

За два года ученики школы создали без малого 500 проектов – это как индивидуальные разработки ребят, так и общие проекты, которые создаются в коллаборации, усилиями всех студий ШКИ. Такие проекты имеют особый вес: ведь чтобы их создать, нужно уметь взаимодействовать со специалистами разных креативных направлений и распределять обязанности.

– Для рынка креативных индустрий Курской области это своего рода прорыв. У нас не так много специалистов, работающих в этой сфере, – говорит Артём Касилов. – Сейчас мы выпустим 120 ребят, они появятся на нашем курском креативном рынке. Это большое достижение для региона. Проектов много, сложно кто-то выделить. Есть проекты, связанные с русской культурой, патриотические. Недавно наши ребятам сняли фильм о Курской битве в сотрудничестве с Курским краеведческим музеем, оживили мозаики Александра Дейнеки, создали анимационные плакаты ко дню рождения Казимира Малевича.

Записать бит и скрип снега

В Школе креативных индустрий действует сразу два музыкальных направления. В первой студии занимаются электронной музыкой и диджеингом. А на специальном образовании ребята изучают структуру трека, учатся сводить звук и соединять разные жанры.

– Сейчас очень популярен афрохаус, и мы изучаем его. Перед занятием ученик может записать свой тренировочный микс, например, в хип-хоп-стиле, мы его отслушиваем, а после обсуждаем, – говорит педагог студии электронной музыки Кристина Намака.

Следующего нашего собеседника зовут Антон Белозёров – в обычной школе и DJ KAY’O – в креативной. Недавно перед парнем поставили задачу самостоятельно найти материал, объединить русскую музыку и хаус, а также сделать микс динамичным и ритмичным, чтобы хотелось танцевать. И он с этой задачей справился – в его треках можно услышать, например, популярную Get Lucky группы Daft Punk и «Малинки» «Дискотеки аварии» с Жанной Фриске.

– В начале было сложно заниматься диджеингом, но сейчас нет. Скажу, что самым сложным для меня было слышать такт музыки, так как музыкального образования у меня нет, – делится Антон.

Во второй студии ребята занимаются записью вокала и звуков, пробуют себя в дубляже и звуковом оформлении фильмов, рекламы и разных роликов. Недавно одна из групп обучающихся взяла фрагмент из мультфильма «Холодное сердце» (0+), озвучила героев и записали свой звуковой дизайн.

– Щелчки, шажки, хруст снега и веток – всё это создавалось здесь, в студии, – рассказывает педагог студии звукорежиссуры и звукового дизайна Даниил Гвоздев. – Ребята не использовали ничего из интернета, полностью придумали всё сами. Для четырёхминутного отрезка понадобилось создать более 30 звуковых дорожек. Снег, например, записывали на улице при помощи выездного оборудования. По нему ходили, падали, играли с ним, а после при помощи сэмплера подгоняли его под определённый момент в мультфильме.

Кстати, в январе Школа креативных индустрий выпустила первую песню, которая целиком была создана в её стенах: от текста до обработки. Андрей Азаров записал трек «Наступит май», в котором рассказывает об экологии и о безразличии людей к беспорядку, что творится вокруг них.

– Работа была непростой. Мало того что мне пришлось учиться работать в новой программе, так ещё предстояло сделать обработку. Самыми тяжёлыми в проекте были мастеринг и сведение, этому мы уделили больше всего времени. Благо с этими задачами мне помогли преподаватели, – говорит Гвоздев.

В «Мире фантазий» возможно всё

Разрабатывают в Школе и компьютерные игры. Одна из таких – «Мир фантазий», над которой работают ребята из студии интерактивных цифровых технологий. Это история о 15-летнем парне, который попал в эпоху Средневековья, и теперь ему предстоит пройти различные задания на своём пути.

– Всё разрабатывали наши ученики на кроссплатформенной среде разработки компьютерных игр Unity. У детей была большая свобода действий: искали референсы, накидывали идеи, предлагали сюжет и обсуждали его. Проводили даже тестовые запуски игры для наших учеников из других студий, чтобы понять, какие моменты в игре необходимо исправить, – говорит преподаватель Кирилл Иванов. – Сейчас нам предстоит представить игру широкой аудитории.

Попробовали поиграть в «Мир фантазий» и мы. Чтобы попасть в Средневековье, для начала необходимо найти специальный портал, а только потом начать своё приключение, поговорив с НПС в обличии рыцаря. Управление, как во всех привычных играх, – при помощи клавиатуры и мышки.

– Насколько мне известно, в Курске мало кто занимается разработкой компьютерных игр. Это сложный проект, и среди всех Школ креативных индустрий в России мы первые, кто сделал полноценную игру. Нужно было придумать целый мир со своими персонажами, разработать игровые механики, записать озвучку. Отмечу, что в эту игру можно будет поиграть и в виртуальной реальности, – рассказал Артём Касилов.

Как закончится игра и сколько в ней будет уровней – пока неизвестно. По словам преподавателей, всё зависит от желания ребят. Возможно, после средневековой локации может появится и другая, ведь в «Мире фантазий» может быть абсолютно всё.

Но занимаются в студии интерактивных цифровых технологий не только играми. В синергии со студией анимации и 3D-графики в школе создали 3D-копии реальных игрушек с помощью специального сканера. Игрушка вращается на платформе, а камеры с дальномером её снимают и оцифровывают.

Результат работы можно увидеть прямо на своём смартфоне. Для этого необходимо скачать приложение, которое разработали ученики ШКИ, навести камеру на специальную открытку-маркет, и объёмная игрушка в прямом смысле заиграет своим уникальным звуком.

– Наследие Соловьиного края перенесём в дополненную реальность, а в качестве звукового сопровождения добавим традиционные мелодии. В мае планируем представить проект на фестивале «Заиграй, моя игрушечка!», – поделилась планами врио министра культуры Курской области Юлия Полетыкина.

И ещё о дизайне

В студии анимации и 3D- графики сейчас занимаются масштабным проектом, посвящённую Крайнему Северу. Ребята создали компьютерную модель медведя, а теперь разрабатывают ему анимацию шагов.

Взаимодействуют ученики этой студии и с региональным минкультом. Один из проектов был посвящён Казимиру Малевичу, второй – Александру Дейнеке. Ко Дню рождения последнего ученики Школы креативных индустрий «оживили» его знаменитые мозаики на станциях метро.

Основная часть работ – от моделирования объектов до финального видеомонтажа – была выполнена в программе Blender 3D. Дополнительно ребята использовали программы растрового редактирования, а повышать качество изображений помогала нейросеть.

В соседней студии графического дизайна активно работают над брендингом. Например, создают дизайны упаковок для мороженого. А не так давно школьники разработали свои стикеры для социальной сети Telegram на тему космоса. Есть и кейсы от реальных заказчиков: создали фирменный стиль для городского шахматного клуба.

Сами себе режиссёры

А в студии фото- и видеопроизводства ученики уже снимают свои фильмы. К 9 Мая сняли короткометражный фильм, который посвятили битве на Курской дуге. Съёмки стартовали ещё осенью прошлого года.

– Частично ребята снимали сами, частично с моей помощью. Ещё в сентябре прошлого года мы снимали кадры на мемориальном комплексе «Курская битва» в Понырях. Затем занялись съёмкой сотрудника краеведческого музея, который рассказывал нам историю этого сражения, а после начался монтаж и постпродакшн, – рассказал преподаватель студии фото- и видеопроизводства Антон Судженко.

Большой вклад в этот проект действительно внесли сами ученики. Так, Варвара Комкова долгое время работала с архивными материалами.

– Сложнее всего было написать непредвзятый сценарий, чтобы полностью осветить историю, но при это не наскучить зрителю, – говорит девушка. – Я хочу поступить на режиссёра, а в Школе креативных индустрий я могу сделать первые шаги в этом. Мне очень нравится тот факт, что я могу снимать, монтировать, объединять операторов и звукорежиссёров. Сейчас изучаю программы для монтажа и эффектов. Тяжело, но мне нравится, что получается в итоге. Я готова тратить время, чтобы разобрать в этом.

Фильм, который сняли ребята, можно посмотреть в сообществе Школы креативных индустрий во «ВКонтакте».

Креаторов ждут

В этом году новый набор учащихся в Школу креативных индустрий в Курске стартует 3 июня и продлится ровно 12 дней. В этот период все желающие должны будут заполнить анкеты и предложить свое портфолио с достижениями. Учитываются и успехи в области наук, и даже в области танцев или вокала. Затем школьников пригласят на собеседование.

– В этом году мы планируем набрать 60 ребят, – рассказывает директор школы. – Надеюсь, что желающих будет больше, чем набор. Конечно, это две стороны одной медали. Жалко, что мы не можем принять всех желающих, но мы к этому стремимся. Обучение у нас бесплатное, есть уникальное оборудование, а опыт наших педагогов востребован.

В начале учебного года Школа креативных индустрий откроется в Железногорске. Открытие третьей, но уже в Курчатове, на базе детской школы искусств, запланировано на 2025 год. Её создание ранее поддержали в Минкультуры России. Учреждение вошло в число 25 победителей отбора из 45 подавших заявку. Сумма поддержки составит более 44 миллионов рублей.

Ирина СИДОРЕНКО
Фото автора и со страницы «Школа креативных индустрий в Курске» ВК



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также