Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

В школе, как в авиации, важны мелочи

Газетный выпуск № 2024_066
07 июня 2024 12:48 Наставники

Интервью с учителем года, который после гражданской авиации нашёл своё призвание в школе

В этом году победителем регионального конкурса профессионального мастерства «Учитель года» стал Марк Денисов – преподаватель истории и обществознания школы №7 имени Александра Пушкина. Педагог не афишировал своё участие в главном педагогическом конкурсе. И хотя результаты были объявлены уже после окончания учебного года, родители и ученики, узнав о победе, звонили, чтобы поздравить учителя с признанием. Узнали у Марка Владиславовича, как часто дети задают учителям каверзные вопросы, есть ли у педагогов любимчики и реально ли при единых стандартах найти пространство для творчества.

Учитель – немного актёр

– Марк Владиславович, ожидали, что победите в конкурсе?

– Как бы основательно к этому ни готовился, конкурсное испытание подразумевает много переменных. Многое от того, как пройдёт урок в незнакомом классе, зависит не только от учителя, но и от детей. Поэтому победа в конкурсе – достижение не только педагога, но ещё и класса. И за это спасибо детям из 32-й школы, где проходил мой конкурсный урок.

– Что помогает быстро установить контакт с группой незнакомых ребят?

– С детьми нужно всегда быть собой – честным, открытым. Не получится построить с ними качественный диалог, провести интересный урок, если вы – не настоящий, а пытаетесь изобразить из себя кого-то.

– У вас есть любимчики?

– Согласно педагогической науке, предпочтений в классе быть не должно, но всё равно они есть. Но при этом стараюсь относиться ко всем одинаково, особенно во время выпускных экзаменов, когда нужно отбросить всё субъективное и попытаться создать такие условия, чтобы каждый ребёнок показал свои знания по максимуму, получил хороший аттестат и состоялся в жизни.

– Были ли в вашей практике моменты недопонимания с родителями?

– И такое бывает… Как классному руководителю, мне иногда непросто замотивировать подростков, показать им ценность образования. Нужно найти баланс и вместе с родителями направить ребёнка в нужное русло. В общем, взаимодействуем, работаем, даже если разные взгляды на какие-то вопросы, пытаемся найти компромисс. В конце концов, у нас общая задача – дать детям хорошее образование.

– Это не первое ваше большое достижение на педагогическом поприще. Прошлым летом вы принимали участие в «Тавриде»…

– К Году педагога и наставника была приурочена профильная смена в том числе для учителей и студентов педагогических вузов. Так сложилось, что я представлял наш регион. Мне очень повезло получить полезный опыт. «Таврида» собрала не только творческих педагогов, но и актёров театра, кинематографистов… Получилось интересное взаимодействие представителей разных профессий. Хотя, можно сказать, учитель тоже в какой-то степени актёр, но несколько лет подряд он выступает перед одной и той же аудиторией, которую ведёт с 5-го до 11-го класса. В доме, где мы жили, было два педагога и руководители театральных студий. Мы вместе посещали театральные представления. Было интересно узнать о театральном закулисье.

– В своей работе используете инсценировки?

– Редко, но думаю о том, чтобы обращаться к ним чаще. В какой-то степени урок – это вообще театр одного актёра, задача которого погрузить аудиторию в определённую атмосферу, конкретную эпоху, о которой говорим.

– Что для вас история?

– Я часто акцентирую внимание своих учеников на том, что история – это прежде всего история простого человека, не история королей, полководцев, великих судеб. Но сколько людей в те эпохи жили, любили, создавали семьи и ушли вместе с эпохой. Интересно посмотреть на судьбу простого человека в контексте истории.

– Знаю, что вы пришли в педагогику из авиации…

– Не совсем так. Изначально я учился на учителя истории и английского языка. В историю влюбился в 5-м классе. Родители советовали поступать на иняз, и таким образом мы нашли компромисс. Когда в Донецке построили новый аэропорт к чемпионату Европы 2012 года, там стали принимать намного больше рейсов и потребовались штатные молодые сотрудники со знанием английского языка. Полтора года я учился и параллельно работал в Донецком аэропорту агентом по обслуживанию авиапассажиров. В мои задачи входила регистрация пассажиров, оформление проездных документов, проверка документов, виз, оформление багажа, встреча прибывающего рейса и отправление рейса.

– Есть ли что-то общее между работой в гражданской авиации и в школе?

– И то и другое – большая ответственность, требует нервного напряжения.

– И дисциплины, наверное?

– Нет, в авиации она гораздо жёстче. Здесь на первом месте личность ребёнка. Если он расстроен, ты стараешься выяснить, в чём дело, и помочь ему. Но иногда ребёнок может быть закрыт настолько, что не пробиться сквозь его оборону. А в авиации железные правила, несоблюдение которых приводит к трагическим последствиям. Хотя и здесь действует тот же принцип, но не так явно. В школе, как в авиации, важно внимание к мелочам. В школе нельзя просто пройти мимо, если что-то не так, например, если ребёнок расстроен из-за оценки или дети поссорились. Мелочей не бывает.

– Методические материалы оставляют простор для творчества учителю?

– В какой-то степени это творческая профессия, но существуют единые стандарты, требования, которых все мы придерживаемся. Прекрасно, что есть единые стандарты, но как учитель стараюсь подвести их под индивидуальность каждого ребёнка. Вот, к примеру, три параллельных класса – «А», «Б» и «В», и они все разные. «А» – сильные, целеустремлённые. «Б» – золотая середина. «В» – ребята послабее, но могут быть при этом очень хороши в творчестве. Им лучше дать какие-то творческие задания, например, создать какой-то проект. И если класс «А» готов выучить весь теоретический материл от «А» до «Я» и блестяще ответить на любой вопрос по нему, то творчество при этом не их конёк. И я не могу предъявить всем трём классам одни и те же требования. Да, единая тематика, единые мероприятия. Даже «Разговор о важном» может пойти по такому непредвиденному сценарию… Например, на День космонавтики дети стали задавать вопросы про историю и особенности космических полётов, и мы немного ушли в другую область от намеченного сценария. Так бывает. По одному и тому же написанному сценарию в разных классах урок пойдёт совершенно по-разному. В 9-м классе на уроке по быту дворянского сословия и крестьян начала XIX века в Российской империи ученица спросила, как организовывали балы, и я рассказал, что это было совсем не так, как показано в фильмах. Помещение было невероятно душное, при этом в нём горело много свечей. От этого и слишком тугого корсета дамы и падали в обморок, а отнюдь не от избытка чувств.

Имя Пушкина обязывает

– А бывает, что какой-то вопрос с парты застаёт вас врасплох, а вы не знаете, что ответить?

– Такое случалось, и, возможно, в этой ситуации с точки зрения педагогики я поступаю неправильно, но зато честно по отношению к детям. Я так и отвечаю: «Я не знаю, но обязательно в этом вопросе разберусь, и на следующем уроке мы к нему вернёмся». Да, это не очень хорошо, нужно держать планку, быть примером для учеников, но, с другой стороны, зачем я буду их вводить в заблуждение? Лучше разберусь в этом вопросе. Вообще завести меня в тупик сложно, я преподаю тот предмет, которым сам интересуюсь, читаю книги, слушаю подкасты, смотрю видео экспертов.

– Но особенность предмета истории в том, что здесь сходятся разные точки зрения, иногда со временем может даже меняться взгляд на те или иные события, могут разниться учебники разных стран, рассказывающие об одном и том же периоде. Как научить ребёнка отличать субъективное от объективного, факты от вымыслов?

– Субъективности в науке о прошлом – да, много. Есть личность автора исторического труда с его взглядами и ценностями. Мы в работе с детьми опираемся на образовательную программу, можно при этом сказать о разных точках зрения на то или иное событие, где о них можно почитать, если это интересно ребёнку.

– Расскажите о проекте, который вы представляли на «Учителе года»…

– В прошлый раз, когда стал призёром конкурса, я представлял работу по созданию сайтов, помогающих детям в изучении истории, своего рода электронный учебник, доступный всегда и везде с любого гаджета. Сейчас многим подросткам почему-то удобнее читать с экрана телефона. В этом году я рассказывал о возможностях нейросетей в образовании, которые открываю для себя. Они способны разгрузить учителя, дать ему больше свободного времени, помогают сократить, создать текст, придумать задание… Кстати, можно создать интересное задание для развития критического мышления ребёнка – сгенерировать текст на историческую тематику с заведомо заложенными в нём разнообразными ошибками и предложить ученику найти их. Такая работа как раз помогает избирательно относиться к информации, распознавать фейки и непроверенную информацию, отличать мнение автора от исторического факта.

– Интересна ли история современным подросткам?

– Этот предмет вызывает разное отношение у людей разных возрастов, и здесь не последнюю роль играет личность учителя. Поэтому важно, во-первых, не вызывать отвращение к своему предмету, а если к нему есть интерес, то, во-вторых, подогревать его. Кого-то привлекает полный трагических и счастливых моментов XX век, кого-то – русское Средневековье в момент основания государства, кого-то XVIII век …

– А какая историческая личность является примером для вас?

– У каждого человека можно чему-то научиться. Изучая историю, мы видим, как нужно и как не нужно делать, наблюдаем примеры мужества и стойкости. Интерпретировать прошлое немаловажно. Меня, например, затрагивают судьбы гражданской войны. Прошло сто лет, но до сих пор разгораются нешуточные споры по поводу противостояния красных и белых.

– И ещё один вопрос в канун Дня рождения А.С. Пушкина. Каково работать в школе, которая носит имя великого поэта?

– Прекрасно. Помимо литературных талантов Александра Сергеевича восхищает его работоспособность. В свои 37 лет стал столпом русской литературы, русской поэзии. Поневоле задумаешься, как человек успел всё это сделать? И, конечно, Пушкин для всех нас – пример служения музе и государству.

Вероника ТУТЕНКО
Фото из архива героя



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также