Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Потреблять осознанно

Газетный выпуск № 2024_070-071
14 июня 2024 13:42 Общество

Что придёт на смену сегодняшнему культу материальных благ

Трудно найти на земле человека, который бы ни разу не выступал в социальной роли «потребитель». Что такое общество потребления и что приходит на смену культу материальных благ – на эту тему мы предложили порассуждать специалистам.

Вторая жизнь вещей

Погоня за брендами пришла к нам с Запада в сумбурные 90-е. Многие помнят рекламу, в которой самая красивая топ-модель мира призывала с экранов покупать шампунь под слоганом «Ведь вы этого достойны». Её образ вызывал стойкую ассоциацию с миром гламура, между тем сама модель Клаудиа Шиффер выбрала непубличный образ жизни и простые радости.

Или другой пример. Миллиардер Илон Маск предпочитает любой одежде чёрную футболку, купленную за весьма скромную сумму – немногим дороже двух с половиной тысяч – нет, не долларов, а рублей (если пересчитать по действующему курсу).

Свой выбор он объясняет тем, что не хочет тратить время и энергию на выбор одежды по утрам и экономит силы для других дел. В России привычка выражать себя через одежду, технику и прочее процветает, особенно в глубинке. Тем самым выдавая провинциальность в плохом смысле этого слова.

– Культура потребления ведёт к ухудшению экологической обстановки в мире, – убеждена руководитель экологического движения «ЭкоКурск», председатель АНО «ЭКОКУРС» Екатерина Комарова. – Какие вещи покупать и в каком количестве, как долго ими пользоваться – личный выбор каждого. Однако покупки под влиянием агрессивной рекламы сказываются на окружающей среде. 70 млн тонн бытового мусора – именно столько производят россияне каждый год. Это в 10 раз больше веса пирамиды Хеопса. Самое грустное, что половину из этого можно было бы отдать на переработку. А от чего-то вообще можно было отказаться. Например, одна качественная базовая футболка может заменить несколько новых.

Экоактивисты предлагают обратиться к таким направлениям, как апсайклинг, когда, например, полностью переделывают что-то, превращая, скажем, старые джинсы в новую сумку. Менее радикальный кастомайдинг помогает продлить жизнь вещей.

– Устаревшая мебель, перекрашенная и размещённая в удачном интерьере, приобретёт новую жизнь. Я, кстати, именно так поступила с мебелью, доставшейся мне от прежней хозяйки дома, – продолжает Екатерина. – Вообще, наверное, меня можно назвать амбассадором «Авито». Считаю, что это отличный способ и деньги сэкономить, и мусорный полигон не пополнять. Каждый может осмотреть свой быт критическим взглядом и понять для себя, где можно дать вещи вторую жизнь, а где вообще отказаться от новых покупок.

Самые базовые шаги, рекомендуемые экологами, – отказ от одноразовых пакетов и кофейных стаканчиков, замена бутилированной воды на бутылку с фильтрованной водой из дома и т.д. Список можно продолжать и продолжать. Переход на осознанное потребление позволит уменьшить экологический след каждого и окажет положительный эффект на окружающую среду.

Каждому времени свои подходы

Вторая сторона вопроса – экономическая. Наслаждаясь шоколадом или пользуясь гаджетами, мы обычно не задумываемся о том, какими людскими ресурсами это оплачено. А это зачастую изнурительный труд в развивающихся странах, в том числе труд несовершеннолетних.

– Сейчас у нас сформировано общество потребления по западной модели, – акцентирует доцент Курского филиала финуниверситета, кандидат экономических наук Алексей Белостоцкий. – Как у любого процесса, здесь есть и положительные, и отрицательные моменты: с одной стороны, активно развивается финансовый, банковский сектор, много кредитных продуктов, что позволяет приобретать больше товаров и услуг, а с другой – за всё приходится платить. Учитывая, что у большинства семей не один, а несколько кредитов, уровень закредитованности превысил 30 трлн рублей, что практически составляет размер бюджета России на год.

В определённый период, считает экономист, это хорошо для экономики всей страны и отдельно взятых регионов. Но есть важный нюанс – хорошо это в условиях экономического роста. Если наступает рецессия или стагнация экономики, доходы населения перестают расти, покупательская способность, соответственно, падает.

– Как говорилось на недавно завершившемся ПМЭФ-2024, для дальнейшего экономического развития переходим сейчас от экономики спроса к экономике предложения, главная задача которой – развитие инфраструктуры промышленных предприятий, роста производства отечественных товаров и услуг и эффективное стимулирование за счёт снижения барьеров производства, – объясняет Белостоцкий. – Для каждого времени хороши свои подходы. И сейчас в складывающихся условиях наиболее очевиден переход на экономику предложения.

Не все любят пиццу

Сейчас часто говорится о том, что на смену потребления приходит общество переживания. На первое место выходит уже не накопительство, не статус и даже не успех, а жизнь в моменте и погоня за впечатлениями. И здесь уже важно равняться не на сценарий пресловутой «американской мечты», а на собственные желания.

В цене необычный опыт, и уже не столь важно при этом совершил ли человек кругосветное путешествие на собственном самолёте или отправился в путь автостопом. Последнее, многие сочтут, даже более крутым опытом, потому что принесло больше эмоций. В цене не само по себе количество дипломов, а реальные умения и знания, которые человек поучил в процессе обучения.

Казалось бы, общество переживания, где каждый равняется на себя, на свою систему ценностей, должно привести человечество к счастью. Но нет: пока люди пребывают в активном поиске самих себя, ни экологические, ни экономические проблемы сами собой не решатся.

По сути, это то же общество потребления с тем же кредо «бери от жизни всё» и «я этого достоин», только более утонченного свойства. «Пипл» уже не «хавает» все подряд, но продолжает потреблять, и потребление это по-прежнему не приводит к насыщению, а только к желанию потреблять больше и лучше.

– Мне не очень нравится термин «общество потребления». Любое общество что-то потребляет и потребляло всегда, – отмечает психолог Леонид Доконт. – У любого явления всегда две стороны медали. Например, реклама потребления, с одной стороны, позволяет наиболее полно удовлетворять потребности любого порядка, а с другой стороны, манипулирует сознанием, искусственно формируя сиюминутные потребности, выгодные бизнесу. И лучшее противоядие здесь – жить своей головой, включать критическое мышление, иметь собственный взгляд на разные материальные и нематериальные вещи – это позволит удовлетворять свои настоящие потребности, а не подбрасываемые нам.

– Леонид Николаевич, почему мы порой переплачиваем за бренды?

– Не думаю, что это делают все. Кстати, само употребление слова «мы» подразумевает, что «так делают все», а это тоже признак манипуляции сознанием: «Мы все любим пиццу», «Мы все хотим жить в загородном доме»… На самом деле не все, это только рекламная уловка. Она рассчитана на то, что большинство людей нуждается в принадлежности к некому общему «МЫ». Это МЫ – как правило, «успешные» «продвинутые», «сильные», «энергичные» и так далее. Поэтому люди переплачивают не за товар, а за свою возможность принадлежать к определённой общности. Подбрасывается мода на стиль жизни. Особенно если она даёт возможность быстрых денег или успеха, пусть и иллюзорного. Например: «все ведут соцсети, и я тоже должен считать число подписчиков и лайки». Кто-то на этом стремлении пользователей зарабатывает, кто-то через свои аккаунты удовлетворяет свою потребность в признании. Скажем, не получая признания в своей семье или в профессиональном сообществе, компенсирует эту потребность частично или полностью через интернет. Так формируются взгляды, вкусы, тенденции. Но есть и хорошая новость: научитесь смотреть на эту ярмарку тщеславия и внутренней несвободы с достаточной долей иронии и скепсиса и сможете сохранить психологическое здоровье и адекватное восприятие современного мира.

Вероника ТУТЕНКО



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также