Рассказываем о работе курского реабилитационного центра, где спасают птиц
Фото из архива героев публикации
Осень уступила место предзимью, и почти все перелётные птицы улетели на юг. Среди них – стрижонок Малыш. Его вылечили в реабилитационном центре спасения птиц, который вот уже больше года работает на базе Курской городской станции по борьбе с болезнями животных. Летом здесь находилось около 20 пернатых. В просторных вольерах – экзотические птицы, в домиках поменьше – стрижи, ласточки, голуби.
Окрепнув, большинство питомцев центра возвращаются в дикую природу. Но некоторые останутся здесь навсегда – на воле они уже не выживут. О работе центра нашему корреспонденту рассказала ветеринарный фельдшер Виктория Быканова.
– Два года назад я поняла, что хочу работать с хищными птицами, – вспоминает она. – В клинику как раз требовался врач – специалист по экзотическим животным, мелким грызунам и птицам. Я нашла хорошие онлайн-курсы повышения квалификации. Чем дольше изучала, тем интереснее мне становилось. Когда поняла, что теоретическая подготовка пройдена, решила стажироваться у опытного врача. Работа с хищными птицами небезопасна – они могут расцарапать, клюнуть. Доктор дала мне два мастер-класса по лечению птиц и диагностике заболеваний.
История Малыша
Так получилось, что нынешним летом в работе реабилитационного центра приняли участие и журналисты «Курской правды». Раненого стрижонка – того самого Малыша – принесла в редакцию жительница приграничного района, переселившаяся в Курск. Она подобрала птенца, сидевшего в картонной коробке в одном из дворов на улице Ленина. Мы знали, что Виктория Быканова лечит и спасает птиц, потому сразу обратились к ней. И очень обрадовались, услышав ответ: «Привозите!»
Так Малыш попал в реабилитационный центр. Здесь он провёл больше месяца, вместе с собратьями по несчастью. Питался сверчками, ждал, пока окрепнут крылья. После этого его отпустили на волю.
Кстати, выпуск малышей – событие особое. Виктория выносит поправившегося пациента в зелёную зону на окраине города. Часто к ней присоединяются те, кто нашёл птенца и помогал его выкармливать. Перелётных птиц надо отпустить на волю до осени, чтобы они, присоединившись к сородичам, могли улететь в тёплые края. Но бывают и исключения.
– В прошлом году у меня была интересная практика, – рассказывает девушка. – Стрижи-малыши родились очень поздно, поступили в центр в середине августа. В течение месяца я их выкармливала, они были готовы улететь. Но выпускать было уже поздно – птицы улетели, и малыши бы погибли. Решили, что часть своего первого перелёта в тёплые края наш стриж совершит на колёсах. На сервисе BlaBlaCar я нашла машину. Водитель согласился доставить птицу в Крым. Стриж хорошо перенёс дорогу. На видео водителю удалось запечатлеть, как улетает наш питомец. В Крыму он смог наверняка присоединиться к стае и улететь в Африку.
В этом году самый поздний стриж появился в реабилитационном центре в октябре – время позднее даже для отправки в Крым. У заскучавшего стрижа начали выпадать перья, и хозяева обратились к специалисту. После курса реабилитации стрижонок останется в центре. Пока он живёт у Виктории дома. Чижик – так назвали стрижа — питается замороженными сверчками и тараканами.
– Ведёт себя как ребёнок, – улыбается девушка. – Пищит, бегает, прыгает по своему домику. Может бодрствовать и ночью: бить крыльями, важно прохаживаться по пластиковому боксу. Но чаще ночью птица спит, просыпаясь с рассветом. Чижик хочет есть, сразу начинает активничать, привлекая внимание хозяев.
Кеша, Яся и Марго
В одном из вольеров живёт попугай Кеша, питомец-отказник. Сейчас он красавец: белоснежное оперение, изящные розовые лапки. Полгода назад его принесли в плачевном состоянии, у птицы был устрашающий вид. Виной тому – кнемидокоптоз, клещ. При таком заболевании на клюве и коготках появляются огромные наросты. Страдает не только внешний вид – попугай не может принимать пищу, едва может передвигаться.
– Хозяева решили его усыпить, – рассказывает Виктория. – Я не смогла этого сделать: птицу вполне было возможно вылечить. Кнемидокоптоз вылечить непросто, и сейчас Кеша всё ещё получает лечение. Но мы и сами не ожидали, что динамика улучшений будет такой положительной. Пока Кеша живёт у нас, но я ищу ему семью. Потенциальный хозяин уже есть. Но попугаю нужен особый уход и помощь врачей, ведь он останется носителем заболевания. Мы будем наблюдать и лечить нашего пациента бесплатно, новый хозяин всегда сможет обратиться к нам за советом.
В самом просторном вольере живёт канюк Марго – взрослая самка-хищник. Летом её нашли в районе Магистрального проезда, на трассе, неподалёку от онкоцентра.
– У Марго была черепно-мозговая травма, перелом плечевой кости, – рассказывает ветеринар. – Было повреждено и правое крыло. Врачи провели ей остеосинтез. У нас такую процедуру не делают, я сама оплатила операцию, и птице помогли в одной из частных клиник Курска. Сейчас птица ходит со специальной металлической конструкцией. Она останется у нас. Скорее всего, Марго не сможет полноценно летать. Только на небольшое расстояние, не более 50 метров. Остеосинтез как бы собрал ей кости, но полностью восстановить скелет не удалось, несколько костных осколков разлетелось вдребезги. Видимо, у нашей пациентки была автомобильная травма. Скорее всего, её сбила машина. Но сейчас она себя неплохо чувствует. Марго – настоящий боец, у неё сильных характер, отличный аппетит. Достаточно агрессивная дама – доставляет нам немало хлопот. Птица пытается летать, убегать, но из-за конструкции в плече мы должны максимально ограничить её в движении. Если она будет активничать и хлопать крыльями, весь труд медиков пойдёт насмарку.
А вот сова Яся недавно отправилась на волю. В клинику её принесла курянка Мария. Сова сидела прямо на дороге, и женщина не смогла пройти мимо.
– Яся – молодая птица, родилась в этом году, – рассказывает Виктория. – Летом она жила на летней площадке вольера. Осенью она совсем поправилась.
Ясю выпустили в лесу, в селе Полянское Курского района. Выпускали сама Виктория Быканова и знаменитый курский фотограф Алексей Сиваков, запечатлевший этот удивительный момент.
– Она будто попрощалась, – рассказывает Виктория. – Вначале отлетела недалеко, долго сидела на дереве, но через десять минут уже скрылась из вида. Мне не жаль расставаться с моими питомцами. Моя задача сделать всё, чтобы птицы выздоровели и вернулись к себе домой, в естественную среду обитания.
Центру нужна помощь
Лечение пернатых – сложный процесс, требующий ощутимых средств. Например, сверчки, которыми птицы питаются, – продукт недешёвый. В Курске есть специалисты по отлову насекомых, которые поставляют их в реабилитационный центр. Но на оплату этой работы нужны деньги. Потому помощь в приобретении корма очень нужна. Как и человеку, птице очень важно своевременно помочь. В случае опоздания последствия травмы могут стать фатальными.
– Бывает, что птица идёт на поправку. Кажется, что всё хорошо, и вдруг она погибает, – рассказывает врач. – Чаще всего это происходит из-за того, что терапию начали слишком поздно и после травм, несовместимых с жизнью, в организме уже начались необратимые последствия.
Часто куряне даже не понимают, какую именно птицу они спасли. В центре они узнают, как ухаживать за найдёнышем, чем его кормить.
– Поговорив с хозяевами, мы решаем, может ли человек сам заниматься уходом за птицей, – говорит Виктория. – Возможно, ей необходима операция. Сможет ли человек сам её оплатить? Ведь решившему взять на себя ответственность придётся заботиться о здоровье питомца. Врачи будут только помогать, советовать, оказывать помощь. Некоторых птиц, нуждающихся в сложных высокотехнологичных операциях, мы направляем в Москву, в реабилитационный центр «Воронье гнездо». Там огромная территория – большие вольеры стоят прямо в поле, птицы чувствуют себя почти как дома. У «Вороньего гнезда» есть свой телеграм-канал – куряне могут зайти на него и узнать подробнее, как живут птицы в реабилитационном центре. У нас пока нет таких возможностей, но для спасения курских птиц мы делаем всё возможное. Надеемся, что куряне нам помогут. Мы будем благодарны за корм для птиц, ждём мы и волонтёров.
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Если перед вами крупный, уже оперившийся слёток, который не боится человека и позволит взять себя в руки, лучше посадить его на веточку. Не стоит за него беспокоиться. У таких малышей родители всегда рядом, даже если мы их не видим. Они не оставят своего птенца в беде, будут кормить. Галки и вороны, например, могут отпугивать своих врагов – собак и кошек.
Если перед нами птица с вытянутыми крыльями – стриж или ласточка, сажать на дерево её не стоит. Лучше посадить на ладонь, выйти на открытое пространство, на ладони поднять птицу как можно выше и подождать. Если она вспорхнёт и улетит – с ней всё хорошо. Возможно, она упала, чуть ослабев из-за сильной жары, и теперь восстановила силы.
А вот если ласточка или стриж остаётся на ладони или, едва взлетев, падает, скорее всего, ей необходима помощь специалистов.
Елена ГАМОВА