/*?>
О чём Александр Хинштейн говорил с жителями Льговского и Рыльского районов
В субботу врио губернатора Курской области Александр Хинштейн провёл очередную встречу с жителями приграничных районов – Рыльского и Льговского, а также города Льгова. Вместе с главой региона ответы на вопросы и пояснения давали врио первого заместителя губернатора Александр Чепик, руководители областных ведомств и Уполномоченный по правам человека региона Владимир Фирсов.
Ситуация в Рыльском и Льговском районе и городе Льгове несколько отличается от других территорий приграничья. Здесь сейчас более спокойно, нет боёв, меньше людей эвакуировалось. Соответственно, отличаются и текущие проблемы.
– Сейчас наша главная задача – вместе с людьми найти выход и решение проблем, – обратился к людям врио губернатора. – История не может обойтись без ошибок, но, опять же, важно вовремя эти ошибки увидеть и исправить. Поэтому прошу всех быть максимально конструктивными, прошу быть максимально конкретными.
Справедливость и закон
Справедливость каждый понимает по-разному. Житель села Ивановское Рыльского района спросил, почему в их сельсовете люди выплаты получали, в селе, где он живёт, – нет. Это, с его точки зрения, несправедливо.
– Скажите, пожалуйста, какое количество домов в Ивановском разрушено? – уточнил Хинштейн.
– Домов в Ивановском не разрушено – так же, как в Марьино и так далее, – ответил мужчина.
– Выплата 150 тысяч рублей была установлена за утрату имущества. 75 тысяч – если утрачено частично, 150 тысяч – если полностью, – напомнил врио губернатора. – Можно ли пересмотреть решение и вам за неутраченное имущество выплачивать средства из федерального бюджета? Вы же сами сказали о том, что имущество не утрачено, а крыша пострадала в результате падения беспилотника. У нас работают комиссии, выезжают, поступают средства из федерального бюджета на ремонт.
Ответ явно не устроил автора вопроса и его односельчан. Они считают, что те, кто уже получил компенсации 10, 15, 150 тысяч рублей, будут получать теперь и по 65 тысяч. А они, не попавшие в этот список, – нет. Потому и требуют скорректировать решение правительства области с учётом их интересов.
Тему с сертификатами и выплатами, которые назначили одним жителям и не назначили другим, продолжили жители Крупецкого сельсовета. Для наглядности они выставили плакат с планом местности.
– Наш Крупецкой сельсовет входит в приграничье. Но когда начали давать сертификаты, его разделили на части. Сначала дали десятикилометровой зоне, а сейчас выдаётся пятикилометровой. Шесть населённых пунктов не попали в перечень бескомиссионной выдачи сертификатов. Почему? – спрашивали они.
– Если у человека разрушен дом, он получит сертификат. Первый вариант – если дом входит в перечень населённых пунктов бескомиссионной выдачи. Второй вариант – если не входит, либо должна приехать комиссия, либо аэросъёмку нужно провести. А если дом не разрушен, сертификата не будет, – объяснил врио губернатора.
– Если жить в таком неразрушенном доме опасно, нужно выдавать сертификат, – вступила в диалог ещё одна жительница Крупецкого сельсовета. – Вы не принимали те решения, но вы же можете их изменить или подкорректировать, – говорит девушка.
– Если раньше были приняты неправильные решения, это не значит, что мы должны их тиражировать! – согласился врио главы региона. – В перечень бескомиссионной выдачи сертификатов внесли много населённых пунктов, где жильё не было утрачено. Если закон нужно корректировать, мы будем это делать. Но просить выдать сертификаты за неразрушенные дома не надо. Этого не будет! Это федеральные деньги, за ними контроль.
Чтобы решить спорные вопросы, в Курской области начали работать комиссии по оценке жилья в тех населённых пунктах, куда специалисты выехать не могут. Фиксировать разрушения помогают военные с помощью аэрофотосъёмки.
Ещё один вопрос из села Козино Рыльского района:
– Почему жители, которые были отселены до 6 августа, не получают выплаты за утраченное жильё? – спросил местный житель. – И почему получают выплаты и сертификаты те, кто не появлялся в селе больше 10 лет и живёт на Украине?
На этот вопрос ответила врио министра социального обеспечения, материнства и детства Курской области Татьяна Сукновалова:
– Все выплаты – 10 тысяч, 15 тысяч, по потере имущества – федеральные, и они выплачиваются с момента объявления в Курской области чрезвычайной ситуации федерального характера, – напомнила она. – Вы говорите, что граждане Украины получили данные выплаты. Выплата по потере имущества предоставляется только гражданам России и других государств, у которых заключено соглашение с РФ. Украина его не заключила, она является недружественным государством. Если человек прописан в Козино и подал заявление, он автоматически попадал в списки на получение выплат. Проверять, где он проживает в настоящее время, ни у нас, ни у муниципального органа соцзащиты полномочий нет.
Компенсация за неучтённое
В результате атак ВСУ многие потеряли личные подсобные хозяйства: хозпостройки, скот, птицу, посевные площади. Даже то, что сохранилось, вывезти не представляется возможным.
– Сложность в том, что у большинства тех, кто не занимался сельским хозяйством в крупном промышленном объёме, скот и птица не зарегистрированы, – пояснил Александр Хинштейн. – Понимая это, понимая, что люди работали на земле, что им нужно вернуться, я говорил об этом Владимиру Владимировичу Путину 5 февраля. Это касается и средств для ремонта: за сертификаты люди покупают дома, но им нужно на чём-то спать, нужен шкаф и так далее. И президент принял беспрецедентное решение: по 65 тысяч рублей всем, кто получил выплату за утрату имущества. Эти средства они могут использовать по своему усмотрению. Я изначально поставил вопрос именно так, что люди просят деньги на восстановление личного подсобного хозяйства, которое у них документально не подтверждено, и на обустройство нового жилья.
После этого прозвучал вопрос: почему не компенсируют аренду жилья во Льгове?
– Мы компенсируем аренду жилья людям для того, чтобы они выехали из обстреливаемых районов в безопасные населённые пункты, – ответил врио губернатора. – Чтобы платить компенсацию за аренду жилья во Льгове, надо исключить город из перечня муниципальных образований, где граждане подлежат отселению. Нужно понять, не приведёт ли это к тому, что действующие меры поддержки обнулятся. Если нет – тогда мы не против. Если это приведёт к тому, что людям придётся полностью платить за коммуналку, обнулятся остальные меры поддержки – мы на это не пойдём.
О чём ещё говорили на встрече
В марте в Курской области начнётся приём заявлений на сертификаты за повторно разрушенное жильё.
Вопрос о компенсации за незарегистрированные фермерские хозяйства прорабатывается. Но уже выделено 2,5 млрд рублей на поддержку сельхозтоваропроизводителей.
Судьбу многоэтажки во Льгове, пострадавшей от обстрела ВСУ, сейчас решает комиссия. Если дом подлежит восстановлению, то он будет отремонтирован, если не подлежит – то на его месте будет построен новый.
Увольнения муниципальных руководителей на основе одних лишь жалоб граждан не будет. Решения принимаются, отталкиваясь от мнения людей, но системно – на основе конкретной работы чиновников.
Борис КИРЯЕВ