Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

В мире иллюзий

Газетный выпуск № 2025_029
15 марта 2025 00:11 Молодая Гвардия

Курянин Денис Штотланд раскрыл секреты и нюансы профессии фокусника

Иллюзионист и молодой актёр Денис Штотлант умеет удивлять. Например, сделать так, чтобы зимой на сцене распустились цветы. Каждый номер Дениса своего рода небольшой моноспектакль. Денис говорит, что дарить эмоции – его призвание.

Надоел со своими фокусами!

На сцене Денис с трёх лет. Родители отдали мальчика на вокал, так как он боялся проявлять себя на публике. Но уже через два месяца Денис пел на сцене и чувствовал себя вполне на своём месте. Страха как не бывало.

Увлечение же фокусами появилось, когда приехал дядя Дениса из Израиля. Тот поразил 14-летнего племянника настоящим волшебством.

– Даже реквизит для фокусов дядя создаёт сам, – рассказывает Денис. – Впечатлённый его фокусами, я сразу же побежал в торговый центр покупать колоду карт. Приобрёл не очень качественную, пластиковую. Посмотрел в интернете, что можно интересного сделать с этой колодой. Выучив что-то новое, сразу бежал показывать номер родителям и одноклассникам, но в какой-то момент надоел всем со своими фокусами и понял, что надо идти в массы.

Так в шестнадцать Денис стал уличным артистом. Но, по словам парня, работа в жанре иллюзиониста в Курске не самая распространённая.

– Сначала подходить к прохожим было немного стыдно, – продолжает Денис. – Уличное искусство у нас не представлено широко. Подходит к группе людей иллюзионист, и все сразу думают, что у кого-то пропадёт кошелёк. Я не брал за уличные выступления деньги, но у многих срабатывали стереотипы, и люди относились ко мне с опаской, но, конечно, не все. Кто-то, наоборот, предлагал денежное вознаграждение.

Заработанные таким образом карманные деньги Денис тратил на новый реквизит. На улице талантливого парня заметил арт-директор местного кафе и пригласил выступать на мероприятиях. После этого сработало сарафанное радио – курянина стали приглашать на другие мероприятия.

– У нас есть чаты, фестивали, ежегодно в Москве организует мероприятия Российская иллюзионная ассоциация, куда приезжают и из других стран для обмена опытом, и это бесценно, ведь творческие люди могут коммуницировать, – делится профессиональными нюансами собеседник.

Важный реквизит для психологии

Есть у конкурентов номера, секрет которых Денис не может разгадать.

– Обычно выступление другого иллюзиониста смотрю профессиональным взглядом, не как обычный зритель, и это порой мешает, – продолжает он. – Хочется, конечно, удивиться. Но бывают номера, когда все иллюзионисты сидят с раскрытыми ртами и не могут понять, что происходит. Не буду упоминать легендарных иллюзионистов типа Дэвида Копперфильда, там старые трюки, с которыми в мире иллюзий разобрались. Есть один молодой иллюзионист – Назар Каюмов, он сейчас работает в Лос-Анджелесе. На одном из шоу он взял водительские права зрителя, положил их в конверт. Всего конвертов было семь. Перемешал их и попросил сидевших рядом друзей кинуть часть в машину по уничтожению бумаги. В конце остаётся три конверта, в каком-то из них права, и иллюзионист со словами «Ничего страшного» кидает оставшиеся три конверта в измельчитель. Открывает его, показывает бумажки, зрители в шоке. Он разгребает эти бумажки, а под ними лежит полотенце. Разматывает его. В нём находится огромный целый кусок льда, внутри которого – его права.

С ассистентами Денис работает редко, только если выступление проходит на каких-то больших площадках. Каждое выступление Дениса – это своего рода мини-спектакль, рассчитанный на определённую публику.

Тема авторства в мире иллюзий – отдельная история.

– У каждого фокуса есть реквизит, бывает, он продаётся в открытом доступе, бывает – в закрытом или вообще не продаётся, – рассказывает Денис. – Есть техническая база, которую мы учим с первых этапов нашей профессии. Вообще, создание реквизита – это отдельный навык. Зачастую создатели реквизита не работают иллюзионистами. Я пока ещё не создал ни уникального реквизита, ни совершенно нового фокуса, хоть и стремлюсь к этому. Надеюсь, что когда-то у меня получится создать что-то своё, но это очень сложно, фокусов уже очень много. Это как в музыке: есть очень хороший исполнитель, а есть гениальный композитор, у которого произведение создаётся по щелчку. Здесь та же история, нужен определённый склад ума.

Карты для фокусов Денис использует самые обычные.

– Зритель может даже принести свою колоду карт, и это ничего не изменит, – продолжает иллюзионист. – Чаще я даже стараюсь показывать фокусы с вещами зрителей, чтобы не думали, что используется что-то заготовленное.

По словам парня, не всегда фокус получается с первого раза. В таких случаях у фокусника есть возможность отшутиться, применить психологические штучки (манёвры), сделать вид, что так и было задумано, или переключиться на другой фокус. Такая работа – полностью импровизация, ведь фокусник выходит на публику, с которой незнаком, и не знает, эмоциональный ли в зале зритель и хочет ли он разгадать секреты. Бывает и такое, что зрители нарочно пытаются испортить представление.

– Однажды я попросил выбрать карту, отвернулся, а зритель сказал, что сейчас уберёт карту в колоду, а на самом деле спрятал её в кармане, – вспоминает один из таких случаев Денис. – Но я всегда распознаю подобные манёвры и подшучиваю над ними. Вообще фокусник должен быть неплохим психологом. Многие вещи основаны на психологии.

Дядя волшебник

К фокусам восприимчива любая аудитория в зависимости от подачи. Доводилось Денису выступать даже перед годовалой зрительницей на её первом дне рождения.
– Тот случай, когда показываешь фокусы без слов, но малыш видит, как из одного шарика появляются два прямо на его глазах, в них такой восторг! Со взрослыми можно подшутить, дети более информационно развиты, больше смотрят видео. К сожалению, в интернете можно увидеть всё больше фокусов, – сетует Денис. – Все иллюзионисты против того, чтобы раскрывать секреты фокусов, это главное правило. Например, у меня есть фокус, когда я маркером рисую на руке крестик. Потом он пропадает с моей руки и появляется на руке зрителя. Как-то на детском мероприятии, как только я показал зрителям маркер, дети хором закричали: «О, вы сейчас будете рисовать крестик». То есть зритель уже знает, что будет происходить, из-за этого теряется вау-эффект. Более того, в этот момент зритель фокусируется не на удивлении, а на раскрытии секрета.

В своём комьюнити фокусники отстаивают авторские права, но за всем не уследишь.

– Бывает, иллюзионист приобретает очень дорогой реквизит, особенно с учётом транспортировок, например, для номера с размножением бутылок до 12 штук, а секрет такого фокуса кто-то раскрывает в интернете, – приводит пример Денис. – Люди вложили большие деньги в развитие себя как артиста и выходят в надежде удивить аудиторию, а зрители в ответ: «Мы это уже видели».

Удивить можно не только сложностью и неизбитостью номера, но и самой атмосферой, созданной на сцене – атмосферой волшебства. Случалось, когда Денис выступал в плаще с цилиндром на детском празднике, дети просили, чтобы он растворился в воздухе по щелчку, и называли его «дядя волшебник».

– У меня есть театрализованный номер, где я под сказочную зимнюю музыку рассказываю свою историю, как я стал иллюзионистом, и в этот момент у меня в руках из салфетки появляется снежинка, а из неё – целый снегопад, – рассказывает Денис. – Я не просто человек, который показывает фокусы и что-то при этом рассказывает, я люблю шоу. На этом номере со снегом иногда чуть не плакали не оттого, что грустно, а потому что красиво. В этот момент понимаю, ради чего я этим занимаюсь.

Вероника ТУТЕНКО
Фото из архива героя материала

 

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять