Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Суджа, которую мы помним

Газетный выпуск № 2025_039
04 апреля 2025 17:18 Край родной

Каким был Суджанский район до вторжения ВСУ и каким мы его обязательно ещё увидим

Российские войска освободили Суджу и почти выбили оккупантов из Суджанского района, но возвращаться туда пока рано. Сапёры продолжают разминирование территории. ВСУ по-прежнему наносят удары по инфраструктуре из всех видов оружия. Но боевые действия рано или поздно закончатся. Сегодня мы вспоминаем мирную Суджу, которая была одной из точек притяжения туристов. Помогает нам в этом руководитель одного из курских туристических агентств Владимир Конев (на фото внизу).

Неповторимая атмосфера

– Владимир, чем Суджа запала в душу именно вам?

– После Великой Отечественной войны в Судже осталось немного старинных зданий. Центральная площадь с клубом, небольшая пешеходная улица с пятью старыми домами, сквер Щепкина, да Троицкая церковь – казалось бы, что тут показывать туристам? Но, знаете, в городе царила какая-то неповторимая атмосфера! Во-первых, идеальная чистота. Во-вторых (и это главное), люди. Вы могли услышать и русскую, и украинскую речь. Вначале тебя, как незнакомца, встречают насторожённо, но потом принимают как члена семьи. Меня поражало это доброе и открытое отношение суджанцев!

Когда мы решили, что именно Суджа нужна для экскурсий, многие коллеги посмеивались: «Суджа – это же не Марьино!» Сам я коренной курянин, но именно в этот город Курской области я влюблён. Я счастлив, что судьба свела меня с замечательными людьми, которые стали настоящими друзьями: Людмилой Придубковой, отцом Питиримом, Юрием Спесивцевым, девчатами из Плёховского дома культуры, Сергеем Фроловым и многими другими.

– Что больше вспоминается из посещений этого старинного городка?

– Прогуливаясь по пешеходной улице, непременно зайдёшь в кафе «Лакомка», чтобы купить пирожное из своего детства. Не знаю, из чего его там делали, но это было безумно вкусно – крем, словно домашний, как у мамы. Напротив кафе два дома: в одном – аптека, а в другом – забавно разрисованный вход в «Общество пчеловодов» с интересным козырьком. Рядом – небольшой, уютный и ухоженный сквер, где вас встречает сам Михаил Семёнович Щепкин. Памятник артисту Императорского Московского театра был открыт ещё 9 мая 1895 года. Интересно, сохранился ли он сейчас?

С пирожными в руках мы возвращались к зданию сельскохозяйственного техникума (бывшей Биржи) и словно попадали в кусочек советского прошлого. Как связаны Суджа и космонавтика? Оказывается, тесно, ведь суджанцы поставили памятник первому полёту в космос! А парк со старым фонтаном и статуями переносит прямо в детство.

На центральной площади стоит Дом культуры, бывший храм. Но после революции здание приспособили под другие нужды. Местные считают, что храм «обиделся» и дал трещину, которую так и не смогли исправить до наших дней.

– Всех потрясло известие о том, что произошло со зданием краеведческого музея после освобождения города. Вы знаете его историю?

– Долгое время здание было на реконструкции. Экспозиция располагалась в выставочном зале неподалёку. С какой любовью здесь было всё обустроено! Сам дом, наверное, был одним из самых интересных в Судже, потому что в нём жил настоящий призрак! Говорят, богатый купец Чупилов отстроил три этажа из кирпича (в те времена это говорило о несметном богатстве владельца особняка). Но купец сошёл с ума на старости лет. Он не стал хоронить свою дочь, а закопал у входа в дом.

По свидетельству местных жителей, бедная девушка стала бродить по ночам, то занавеску срывала, то воду опрокидывала, то патефон внезапно заводила. Когда в ходе реконструкции вскрыли полы, то обнаружили человеческие кости. Экспертиза показала, что это была женщина, страдавшая тяжёлой болезнью. К сожалению, дом недавно разрушили… Теперь мы не узнаем, нашла ли её душа покой…

Под защитой веры

– Ещё одно важное место – Троицкая церковь, которой более двух сотен лет. Как показывает история, в храмах во все времена прихожане искали спасение…

– Троицкий храм спасает людей в годину лихолетья неспроста. Его история плотно связана с нашей святыней – иконой Пряжевской Божией Матери. Во время Великой Отечественной войны в его стенах прятались местные жители. Нацисты привезли сюда раненых венгров и, закрыв тяжёлые двери, подожгли церковь. Пламя было такое, что железные двери спеклись, и их сняли только после освобождения города.
В первые дни вторжения ВСУ мирные жители снова укрывались здесь от врага. Настоятель храма отец Евгений – настоящий герой нашего времени! Именно такого человека можно назвать истинным русским православным священником. Он не только спасал людей от обстрелов, но и помогал жителям покинуть город. Он до сих пор продолжает вывозить местных в безо-пасные районы. Недавно в одной из таких поездок священник получил травму головы и сейчас проходит лечение в больнице. Он заверил, что после окончания лечения вернётся к своей миссии.

– Если речь зашла о храмах, стоит вспомнить и о Горнальском монастыре.

– В советском учебнике географии при описании Среднерусской возвышенности были снимки из Горналя. Виды с белых гор – самые красивые в нашей области! Сам монастырь стоит на меловой горе, внизу мирно течёт Псёл, разделяя не только горы и равнины, но и некогда братские страны. А в нескольких десятках метров от монастыря находится гора Фагор (или Фавор) – названа она по аналогии с горой в окрестностях Иерусалима.
Первое, что видят путники, поднявшись на возвышенность, – двенадцать сосен, растущих вместе, а одна, тринадцатая, чуть в стороне. Говорят, это не случайно – вспомните, сколько было апостолов. И как эти сосны умудряются расти на меловой горе, известно одному Богу! Пробовали сажать там ещё деревья – они не приживались.

Это было невероятно – стоишь на краю горы Фагор, любуясь пейзажем, а в этот момент на украинской стороне, в Мирополье, начинают звонить колокола, и словно в ответ им раздаётся перезвон из монастыря. Это было настоящее волшебство и умиротворение.
После революции в стенах древнего Горнальского монастыря что только ни размещали: и школу, и интернат, и лагерь. Говорят, в старинном Преображенском храме когда-то устроили клуб, на месте иконостаса поставили сцену и даже проводили дискотеки. Произошёл забавный случай: руководитель школы комсомольского актива на очередной линейке в гневе топнула ногой – и провалилась. Так, случайно, нашли захоронение основателя монастыря.

Однако время всё расставляет по местам. В начале XXI века игумен Питирим и несколько монахов возродили эту святую обитель. И никто не станет отрицать, что именно Горналь является домом для главной святыни Курской области – Пряжевской иконы Божией Матери. В её чудотворной силе я сам не раз убеждался: именно к ней обращался за помощью для моих родных и близкого друга Кости… И, поверьте, она всегда помогала. Сейчас мы вновь молимся о защите нашей земли.

– Про отца Питирима суджанцы много хорошего говорят…

– С отцом Питиримом мы познакомились и, не побоюсь этого слова, подружились. Он всегда казался мне человеком очень строгим, но справедливым. Отец Питирим неизменно выходил к нашим спутникам, приехавшим на экскурсию, сам рассказывал о монастыре, о хозяйстве и давал наставления и благословение. Не знаю, помнит ли он, но, кажется, при второй встрече он благословил и нашу компанию, сказав: «Вы занимаетесь благим делом». Я до сих пор с теплотой вспоминаю его наставления.

Отец Питирим особенно гордился своими виноградниками. Не поверите, но в Курской области прекрасно прижились лозы из Крыма и Болгарии: ягоды всегда созревали сладкие и вкусные! А ещё все мы любовались отреставрированным храмом Святого Николая – гордостью игумена Питирима и всех послушников. Иконостас из фарфора в этом храме – настоящая реликвия. У меня до сих пор хранятся фотографии этого чуда, и мне страшно представить, что с ним стало сейчас…

Мы всегда покупали в монастыре творог, сметану и мёд, которые делали трудники и монахи. Это было невероятно вкусно! А весной многие увозили с собой саженцы виноградной лозы. Именно из-за этой пронзительной красоты и удивительной истории святого места мы даже не сомневались, стоит ли включать Горналь в наш туристический маршрут.

«К Тимоне на пампушки»

– Несколько лет назад в Курской области решили создать гастрономическую карту. И каждый район вносил в неё своё фирменное блюдо.

– В Судже это вареники с дырочкой. Обедали мы в кафе «Прохлада». По-домашнему вкусно. Именно там хозяйка кафе рассказала мне историю про вареники с дырочкой. Когда решали, какие блюда должны представлять район и быть его «лицом», гордые жители Суджи ответили: «Мы уважаем борщ с пампушками и сало». Кто-то из местных робко предложил то ли польское, то ли литовское блюдо – вареники с дырочкой. Когда-то в Судже жили поляки – от них и пошёл рецепт. Так вареники с дырочкой стали фактически местным брендом.

– Знаю, что ваша экскурсия «К Тимоне на пампушки» пользовалась особой популярностью.

– Люди записывались за месяц вперёд, и даже из Москвы приезжали группы! А сколько курян с радостью гуляли по этим уютным улочкам… Казалось бы, здесь нет масштабов Рыльска или Марьино, но Суджа притягивала к себе, манила пообщаться с местными жителями и просто отдохнуть душой. На всех турвыставках я с восторгом рассказывал про этот милый уездный городок. Суджа действительно стала моей второй родиной.

Некоторые знают это место как лагерь комсомольского актива, другие вспоминают, что жили здесь во время сельхозработ, когда учились в пединституте, а кто-то помнит свою педпрактику в интернате.

Немного вспомним классическую литературу. В Судже жил прототип главного героя романа Максима Горького «Мать».

– А ещё ведь в Суджанском районе родился легендарный «Тимоня».

– «Тимоня» – это исконный южно-курский танец. В сущности, тот же широко известный в русских сёлах танец «Чибатуха». Но если бы вы увидели, как пляшут этот карагод на окраине села Плёхово, то были бы просто поражены танцорами: они словно летали над землёй! С вечера до утра селяне могли танцевать, подпевая себе в такт. Здесь знакомились и влюблялись, здесь кипела жизнь.

Из села Плёхово пошла мода на наши клетчатые рубахи. Когда мы стали искать, кто бы помог возродить эту курскую легенду, нам предлагали великолепный ансамбль из Борков, но это ведь не родина «Тимони»!

Оказалось, что в крохотном Плёховском доме культуры «Тимоня» всё ещё жив!

Село расположено в живописнейшем месте: сосновые леса и фантастический изгиб реки Псёл. Небольшой советский клуб и маленькая «хатка», которую девчата из коллектива ДК с любовью превратили в музей. Надо сказать, что весь клуб, музей и сам «Тимоня» держались на потрясающем энтузиазме этих женщин. По вечерам и выходным они собирались вместе, пели песни, репетировали – и порой выступали, но только для односельчан. Особая гордость – их наряды: настоящие, ещё прабабкины. Любой музей позавидовал бы такой коллекции!

Каждый раз нас встречали люди, влюблённые в свою историю и культуру. Они учили нас танцевать настоящего «Тимоню», а потом, в этом самом маленьком музее, мы под их руководством готовили настоящие плёховские пампушки. Маленькие булочки, испечённые в деревенской печи и щедро обвалянные в мёде с маком. Это была невероятная вкуснятина, особенно с волшебным чаем на травах, собранных на плёховских лугах.

Только представьте: вы сидите в маленькой деревенской избе, в углу уютно потрескивает печка, в воздухе витает густой аромат свежеиспечённых пампушек, смешанный с запахом трав. И звучат русские и украинские песни – настоящие, душевные!

В дни, когда мы приезжали в Плёхово, во дворе стихийно образовывался небольшой рынок: кто-нибудь приносил продукцию со своего подворья – яйца, сало, арбузы, картошку… Всё домашнее, отменного качества. Порой мы и горячительные напитки у них приобретали, настоянные на местных травах. У меня до сих пор стоит бутылочка как раритет.

И напоследок

– Я старался говорить в настоящем времени. Но про Плёхово почему-то получается только в прошедшем. К глубокому сожалению, села больше нет. Клуб и музей разрушены, костюмы сгорели или разграблены. Наши «звёздочки» – исполнители «Тимони» – слава Богу, спаслись. Кто-то обосновался в Курске, кто-то – в районе Твери… Жизнь разбросала девчат по свету, и, возможно, мы уже никогда не сможем посидеть вместе тихим летним вечером у печки. Но я оптимист и всегда надеюсь на лучшее!

Беседовал Вадим ОГНЕВЩИКОВ

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять