Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Танцующий тренер

Газетный выпуск № 2025_049-50
29 апреля 2025 15:31 Люди

Замечательный курский хореограф Ирина Соклакова празднует юбилей

Ирина Соклакова занималась лёгкой атлетикой с первого класса. Возможно, в одном из направлений «королевы спорта» она и стала бы чемпионкой. Все предпосылки для этого были, девочка подавала большие надежды. Но, как выяснится позже, главным делом её жизни стал образцовый коллектив бального танца «Надежда», которым Ирина Ивановна руководит уже 40 лет.

Под знаком «Лиры»

Основная база прославленного коллектива – культурный центр «Лира» (бывший ДК «Волокно»). Кстати, когда-то именно здесь 11-летняя Ирина впервые увидела бальные танцы. В 70–80-х годах в ДК «Волокно» ко всем праздникам давали большие концерты. Такие танцы, как «Вару-вару», «Медленный вальс», «Ча-ча-ча» перевернули всё. Это была любовь с первого взгляда.

– Больше я уже не могла думать ни о чём, – вспоминает Ирина Ивановна. – На следующий же день начала заниматься!

В тренерской повсюду кубки за победы в соревнованиях различного ранга. И это лишь малая толика коллекции. Большая часть наград дома у солистов-победителей. Кстати, именно Ирина Соклакова была инициатором всероссийских соревнований по спортивным и бальным танцам «Созвездие», которые каждый год собирали в Курске лучших танцоров-спортсменов со всего Черноземья. И сегодня в наш город на «Малое созвездие» съезжаются юные танцовщики из разных уголков страны.

За эти годы в репертуаре «Надежды» были сотни композиций. Почти каждая – маленький спектакль. Концертная деятельность у коллектива всегда была бурной. В одной из больших программ, посвящённых Дню Победы на Красной площади, выступали пять групп «Надежды» – и маленькие, и взрослые. Среди самых ярких концертов – традиционные «Пасхальные фестивали», концерты к Рождеству Христову в Курском драматическом театре.

Сегодня в коллективе две младшие, средняя и старшая основная группы. Плюс самые взрослые участники – группа сеньоров.

– Недавно задумалась, а сколько у нас учеников уже в этой профессии? – говорит Ирина Ивановна. – Очень много! Начала считать и сбилась. Кто-то остался в бальных танцах, кто-то просто работает по танцевальному направлению, открыл студии танцев, продолжает карьеру в Москве. Значит, всё не зря!

Принимаем всех!

На вопрос о любимчиках Ирина Ивановна отвечает прямо: «Есть! Вся младшая группа». Речь идёт об учениках трёх-четырёх лет. «Любовь у нас взаимная. Сначала наобнимаемся, потом начинаем занятия», – улыбается наставница. Двадцать лет назад в студию бальных танцев принимали только шестилеток. С годами новобранцы в хореографии всё моложе.

– Современные дети умны, развиты и самостоятельны, – говорит Ирина Соклакова. – Сегодня мы принимаем в студию детей с трёх лет. Они большие молодцы!

А вот на родительские вопросы о способностях ребёнка Ирина Ивановна отвечает: «Увидим лет через пять-десять».

– Да, в хореографические училища детей принимают в зависимости от данных, – поясняет наша собеседница. – Абитуриент не поступит, если у него нет, например, должной растяжки, выворотности. А мы принимаем всех и часто становимся свидетелями удивительных превращений. Например, ребёнок долго стоит в последних линиях, на соревнованиях занимает далеко не призовые места. И вдруг в какой-то момент – словно щелчок. Танцовщик начинает побеждать, затем исполнять сольные партии. Это всегда было каким-то чудом! Будет ли успех? Заранее сказать нельзя. Надо просто качественно выполнять свою работу. Есть такой треугольник: ученик должен научиться тренироваться, тренер – уметь научить, заинтересовать, и большая часть успеха зависит от родителей – они могут поддержать в минуты разочарования, вдохновить, когда кажется, что сил уже нет. Могут просто быть рядом.

Вместе с Ириной Ивановной смотрим видео и фотографии. Каждая композиция неповторима: «Испанское романсеро», «Маскарад»… Зрители восторженно аплодируют вальсу на Рождественском балу, в котором участвуют самые юные танцоры. За кажущейся лёгкостью – сложнейшая хореография, долгие часы репетиций, тренировки.

Десять лет одной из основных репетиционных баз коллектива был РФЭИ (региональный финансово-экономический институт) – именно в эти годы «Надежда» находилась на пике своего успеха. Главный помощник Ирины Ивановны, соавтор всех хореографических композиций – её сын Вадим Соклаков, неоднократный чемпион турниров самого высокого класса.

– Сын вырос в танцзале, – рассказывает женщина. – В 16 лет начал работать как главный тренер, воспитал многих чемпионов. Только благодаря нашей совместной работе «Надежда» стала такой, какой её знают.

Мечта и импровизация

Год назад Ирина Соклакова набрала самую старшую группу. Большинству танцовщиков – за 40 лет, а самому взрослому – за 70.

– Группа образовалась из наших родителей и их друзей, – рассказывает хореограф. – Многие начинают с нуля. Например, у нас есть многодетная мама. Она всегда хотела танцевать, но возможности не было. Вначале она всю себя отдавала учёбе, потом – семье. Сейчас, когда дети выросли, она смогла осуществить свою мечту. Среди наших учеников есть семейные пары, которые начали заниматься танцами уже на заслуженном отдыхе. Уже есть основной костяк! Сейчас готовим новый номер, сделали костюмы.

Импровизировать на сцене может только сольная пара: зрителю ни за что не узнать, что танцовщики «отклонились от курса». Но когда хореографическую композицию исполняют десятки участников, импровизация почти невозможна. Взгляд, поклон, каждое движение доводится до автоматизма.

Но бывают и исключения. В основном это казусы, которые в историю коллектива входят как «да не повторится такое никогда». Хотя сейчас, по прошествии лет, они вспоминаются с улыбкой.

– Это было на открытии только что построенного спортивно-концертного комплекса (СКК), – вспоминает Ирина Соклакова. – Мы должны были исполнять композицию «Курский вальс». Это красивое произведение очень любил бывший губернатор Александр Михайлов. Перетанцевали мы его бессчётное количество раз. Утром в тот день мы уже выступили на концерте в драмтеатре. Прибыли в СКК. Пока правительственная делегация осматривала концертный комплекс, мы были на втором этаже, в комнате, которую нам выделили под гримёрку. В «Курском вальсе» танцоры появляются одновременно с четырёх точек зала. Мы должны были спуститься и приготовиться к выходу с четырёх позиций на первом этаже. Было оговорено, что один из сотрудников зайдёт к нам со словами: «На исходную». Песню, под которую мы танцевали, исполняла солистка Курской филармонии Ирина Стародубцева. Мы уже не раз к тому времени выступали вместе. Ждём. И вдруг слышим вступление к «Курскому вальсу». Подумали, что это случайное включение. Через несколько минут слышим, как запела Ирина. Нас забыли предупредить. С какой скоростью и из каких дверей мы вылетели на сцену, помним до сих пор. К счастью, артисты сориентировались, всё закончилось хорошо. Был случай, когда просто перепутали фонограмму. Мы танцевали под чужую музыку. Я с ужасом наблюдала и думала: как артисты сумеют выйти из положения. Смогли! Под последние аккорды сделали поклон.

Главным качеством хореографа Ирина Соклакова считает профессиональный фанатизм. Один из её педагогических принципов: «Учитель – понятие круглосуточное». Рабочий день Ирины Ивановны начинается рано утром и заканчивается с последней тренировкой – в 21:00. Но это только формально: переписки, разговоры с родителями продолжаются подчас до полуночи. Недавно Ирина Соклакова отпраздновала юбилей. На репетициях она по-прежнему показывает артистам самые сложные па.

– До сих пор учусь, – говорит мастер. – Хореография – это постоянное развитие. Талант – это дар Божий и огромная ответственность. Это награда и испытание. На сцену я уже не выхожу. Но я танцующий тренер. Иногда отмечаю: не всегда молодые танцоры выдерживают такую нагрузку, как я. Думаю: значит, всё ещё хорошо, значит, ещё в строю. Ведь творчество – это моя жизнь. Мы всегда и детей учили: хореография это не только работа, это развитие, и формирование, образование. Не просто учим танцевать, владеть своим телом. Учим думать, быть патриотами, хорошими людьми. Учим детей правильно относиться друг к другу.

Не только танцы

Патриотизм сегодня – главная тема творчества. Артисты готовят новую композицию – «Синий платочек», которая посвящена всем защитникам Родины: и фронтовикам Великой Отечественной войны, и героям СВО. В августе прошлого года у Ирины Ивановны появилось ещё одно большое и важное дело. Руководитель «Надежды» стала волонтёром. Каждый день она начинает с плетения маскировочных сетей.

– Работа идёт на базе Сергиево-Казанского храма, – говорит Ирина Ивановна. – Организовал её фонд «Остров жизни». Для нас приобрели специальные станки. Техника плетения сетей достаточно сложная, освоить её непросто. Но дело того стоит: бойцы говорят, такие сети коптер не считывает, они очень тонкие. Зимой мы плетём из материала белого цвета, вкрапляя серый и чёрный. Это делает сети неотличимыми от снега. Сейчас переходим на летние цвета.

Елена ГАМОВА

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять