/*?>
Почему участницы проекта «Красавица Победа» каждый год 9 Мая одеваются по моде весны 45-го
Десять лет назад участницы проекта «Красавица Победа» впервые вышли на улицу родного Курчатова в платьях своих бабушек и мам. Тогда в модных ретрообразах они прошли колонной в шествии «Бессмертного полка». В память о женщинах, переживших Великую Отечественную войну, они примеряют наряды и вспоминают судьбы тех, кто в непростое время сумел выстоять и сохранить род.
О том, почему проект не теряет своей актуальности спустя десять лет, – наш разговор с его идейным вдохновителем и организатором Натальей Елиновой (на фото ниже).
Наряды весны 45-го
Впервые идея примерить платье бабушки родилась у логопеда-психолога Натальи Елиновой в 2015 году.
– Я – уставшая мать, сижу в Курчатове в однокомнатной квартире, недавно родив третьего ребёнка. К тому времени я уже работаю, бытовых забот выше крыши. Но тогда я подумала, что не могу пропустить празднование 70-летия Победы. Я никак не могу пропустить это, просто не имею права. Я разыскала и отреставрировала платье своей бабушки, которая, к слову, ещё жива – ей 98 лет. Позвала многочисленных знакомых, и 9 Мая мы вышли отдельной колонной в шествии «Бессмертного полка». Это был зов души, – рассказывает Наталья. – До этого мы обсудили эту идею с подругами, благо в Курчатове все друг друга знают, и мы в первый выход собрали 45 женщин. Я работаю логопедом, поэтому в основном это были педагоги, люди, с которыми мы пересекались по работе, мои знакомые. Но для маленького провинциального города такое количество людей – это много.
Проект развивался, а вместе с ним формировалась его идея: память об обычных женщинах, переживших войну. Участницы изучали семейные альбомы, погружаясь в знания генеалогии, психологии, в моду 40-х. Кроме выходов в нарядах, было организовано более 50 просветительских мероприятий. В ковидные времена девушки впервые проводили выходы в онлайн-формате – каждая со своей историей, в своём наряде и в своём городе.
– Платья с историей, удачные стилизации по фото из семейного альбома и выходы в этих образах помогают нам изучать себя. Через личные истории женщин, пережив-ших войну. На какой масштаб мы претендуем? Чтобы привычным делом было изучение семейной истории и понимание того, что наполнило тебя от самого рождения, – говорит Наталья. – Как организатору проекта мне надо было бы сказать, что мы претендуем на то, чтобы каждая современная женщина имела в гардеробе наряд в стиле победного 1945-го. Не военную форму, а что-то очень похожее на платье своей бабушки, прабабушки или прапрабабушки.
В 2022 году проект «Красавица Победа» стал победителем Всероссийского полуфинала премии «Мы вместе», а в последние годы его участницы проводили выходы и в других городах. В 2023-м и 2024-м девушки вышли в самом северном городе России – Певеке, а в этом году красавицы уже провели выход в Москве. В день 80-летия Победы одна из участниц планирует выйти в платье своей бабушки в Париже.
Принять свой род
И если для прохожих такое действо больше напоминает ретропоказ, то для участниц проекта это нечто более важное. Глубоко погрузившись в психологию, получив образование, Наталья стала изучать геносоциограмму своей семьи. Это визуальное представление родословной и важных событий потомков, которое позволяет видеть множество параллелей в судьбе родных людей, осознать причины происходящих в жизни событий. Метод геносоциограммы, по сути, и есть генеология, а направление разработал Берт Хеллингер, который сам пережил Вторую мировую войну.
– Это направление как раз говорит о том, что все непрожитые чувства передаются по наследству, в этом нет никакой эзотерики. Когда вы растёте со своей бабушкой, вы принимаете формы поведения своей бабушки, даже если она вам говорила что-то другое, – говорит Наталья. – Рассказывали ли о пережитом наши деды и прадеды – о том, что видели? В большинстве своём нет. Количество жертв той войны исчисляется миллионами, огромная часть – это мирное население. Человек, который прожил этот травматический опыт, не будет об этом много говорить. А с точки зрения психологии только третье или четвёртое поколение может обрабатывать этот опыт более менее безболезненно. И мы это делаем с помощью нарядов. Это такая мегаиндивидуальная безопасная попытка каждого человека принять свою семейную историю такой, какая она была. Для самого ценного не нужны слова, нужны память и платья.
Во время пандемии, когда массовые мероприятия сошли на нет, «Красавица Победа» изменила формат и сделала упор на лекции, став образовательным проектом. Выходы не прекратились, но они ушли на онлайн-площадки, а к группе присоединились психологи, стилисты.
– Мы обсуждали с участницами семейные истории, говорили о том, почему на самом деле всё это делаем, почему у нас возникают определённые чувства, глубокие порывы к этому, – говорит Наталья Елинова. – Стилист активно консультировала и создавала образы. Такая визуализация – это способ выражения чувств.
В проекте каждый год участвуют разные женщины. Многие не доходят до финала – непосредственно выхода, потому что собственно проект – это серьёзная работа. Это когда ты открываешь семейный альбом и начинаешь погружаться в события тех лет с позиции взрослой женщины.
– Изучение семейной истории – это большая проблема. Люди десятилетиями уничтожали свои архивы. Это началось ещё со времён раскулачивания и Гражданской войны. В те времена люди переживали тяжёлые события, такие как горе. То, что считалось нормальным и допустимым тогда, в мирное время считается аморальным и безнравственным. Когда люди сталкиваются с этими историями, они узнают настоящую семейную историю, а не просто задаются вопросом, зачем это нужно, – делится Наталья.
Ответ хейтерам
Хейтерам, критикующим наряды и утверждающим, что бабушкам было не до нарядов, Наталья рекомендует ознакомиться с лекцией историка моды Мэган Виртанен, которая рассказывает, что модные издания давали женщинам советы, как выглядеть элегантно и современно в условиях тотального дефицита.
Есть ещё один момент, который удивляет окружающих. Несмотря на разные профессии и увлечения, есть один критерий, который объединяет многих участниц: чаще всего в проект приходят женщины старше 40 лет.
– Нам, например, говорили: «Зачем вы этих тёть, которые не помещаются в платья, которым нужен макияж, приглашаете, почему не подменить их красивыми моделями?». Женское тело и лицо с годами меняется, и правильнее принимать этот факт. Но и молодёжь – не совсем наша аудитория. И дело вот в чём: важно, что наше поколение – это те, кто видел людей, переживших Великую Отечественную войну. Они нянчили нас в колыбели, пекли нам блины, штопали колготы и учили много трудиться. И в этом ценность людей в этом проекте, в том контакте, который у нас был, – уверена собеседница.
И всё же в нынешних условиях нашей жизни, когда люди находятся в остром процессе, и то, что пережили наши близкие десятилетия назад, происходит совсем рядом, нельзя погружаться в психологию слишком глубоко. Иногда это излишне, считает Наталья. Поэтому в последние годы проект несколько изменил формат.
– Важное правило, которого мы придерживаемся, – «не навреди». Мы действительно считаем себя серьёзным проектом, но говорить об этом в том ключе, в котором мы говорили в 2020 году, больше нельзя. Потому что всё актуализировалось, и те события происходят для большинства людей сейчас снова. Сегодня «Красавица Победа» совершенно про другое. Про то, что мы можем взять у них, у женщин войны, – это ресурс. Они пережили, и мы переживём. Можно знакомиться с конкретными историями, как они пережили, благодаря каким своим качествам, каким событиям они смогли выстоять, – говорит Наталья. – Это может быть очень большой подсказкой для современного человека. Но в целом, любой психолог нам скажет, что когда мы находимся прямо в состоянии горя, эти чувства нельзя трогать. Поэтому вот как раз сейчас самое важное – это просто визуализация. Ведь можно и проявить свои эмоции, и в тот же момент не говорить ни слова.
Вся история страны складывается из отдельных человеческих историй, и если каждый человек в своей семье будет стремиться быть ментально здоровым или хотя бы работает над этим, это принесёт пользу будущему поколению, уверена Наталья Елинова. И чем больше таких людей, тем сильнее будет общество в целом.
– Тысячи таких историй – вот что делает нас сильнее. В моих бабушках не было ничего выдающегося, но они пережили войну. И это самое главное, – говорит курянка.
Наряд к случаю
Наталья акцентирует внимание, что акция не является исторической реконструкцией. Один из важных моментов – никто из участников не является ни историком моды, ни стилистом. Это обычные женщины, которые вдохновляются историями и портретами женщин их семьи.
Второй важный момент, отмечает собеседница, в том, что проект удалось сохранить в провинции, где для выхода собрать 50 человек намного сложнее, чем в той же столице. И третье – несмотря ни на что, с 2015-го участницы выходят каждый год, пусть и в разном формате.
Сначала участницы проекта поставили перед собой задачу найти ретроплатья с историей. Это оказалось сложно, учитывая почти микроскопические размеры и ткань того времени, которая со временем истрепалась. Многие платья были попросту выброшены, а на кого-то они просто не надеваются из-за усадки. Несмотря на приоритет вещам, сохранившим атмосферу ушедшего времени, курянки выходят и в новых платьях, отшитых по послевоенной моде, и зачастую стилизуют их по семейным фото.
– Ведь у каждого из нас есть наряды для особых случаев. Девушки же не ходят в храм в шортах. И на День Победы мы всегда надеваем что-то особенное. А ретроплатья позволяют нам создать такие наряды, которые идеально подходят для определённых событий, – делится Наталья.
В основном наряды участниц хранят очень личные переживания. Особенно это касается не просто образов по снимкам или стилизаций, а платьев с историей.
– У нас была участница, которая обнаружила забытые имена своих родственников. В психологии это явление называется исключением: потомки намеренно не хотят помнить какие-то, скажем так, некрасивые истории из жизни семьи, – говорит Наталья. – Она нашла историю их жизни, эти люди оказались настоящими героями. Позже она увидела портреты и имена этих людей на билбордах. Это большое достижение для собственного рода – вернуть память о забытых предках.
Ещё одно платье и сумочка хранят историю женщины, которая прошла Освенцим. В этих нарядах на улицы города выходила её внучатая племянница – Надежда.
Выход в платье – не только духовная работа, много времени и сил уходит, чтобы найти платье, либо купить, либо отреставрировать. А последнее зачастую дороже, чем сшить новое. К тому же к платью нужны подходящие туфли, сумочка, характерная причёска и макияж. Надевая старинное платье бабушки, Наталья всегда продумывает образ до мелочей, хотя хозяйка наряда так и не смирилась с этим.
– Каждый раз, когда я надеваю её самосшитое платье, она предлагает купить мне новое, – улыбается женщина.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
В соцсетях участницы проекта «Красавица Победа» делятся эмоциями после выхода на улицы столицы в преддверии Дня Победы. Юлия Липатова отметила, что сначала к приглашению в проект отнеслась довольно игриво.
– Но по мере того, как к нам подходили люди, я удивлялась всё больше. Цепляло всех – от мала до велика. Те, кто помоложе, просто сыпали комплиментами, кто постарше – вспоминали, восхищались, фотографировались с нами, – рассказала в соцсетях Юлия. – А мы… Мы просто хотим нести дальше память о наших бабушках, прабабушках и далее… Они ждали своих мужчин. Они несли всю тяжесть того времени на своих плечах. Они растили детей в нечеловеческих условиях. Они ЖИЛИ. И спасибо им за это. Елена Пинаева посвятила свой выход бабушке Зое Моисеевне Панкрушевой.
– Здесь нет вещей с историей, бабушкиных раритетов времён 1945-го. Но, собирая образ, выбирая каждый элемент, помнила о ней – моей дорогой Зое Моисеевне. Её красная помада, духи «Красная Москва», жёлтое цветастое платье. Мой образ сложился, основываясь на воспоминаниях о бабушке, – поделилась курянка.
Дарья ДРЁМИНА
Фото участников проекта разных лет