Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

К здоровью – верхом

Газетный выпуск № 2025_061
23 мая 2025 11:50 Мы вместе!

Врач-неонатолог из Курского района с помощью иппотерапии помогает особенным детям справляться с тревожностью

Тортик – любимый обнимательный терапевт проекта

Регулярные обстрелы со стороны Украины, постоянные сирены, оповещающие об опасности в небе, – всё это стало нормой для жителей приграничной Курской области. Уровень беспокойства среди курян очень высок. В августе прошлого года руководитель социально-досугового центра «Вместе», врач-неонатолог и иппотерапевт Карина Каплина запустила проект ZOV – Zона Oсобого Vнимания, который как раз направлен на борьбу с тревожностью. Средства на его реализацию курянка выиграла в грантовом конкурсе губернатора Курской области.

В Жеребцово на иппотерапию

Карина Каплина предложила справляться с тяжёлым эмоциональным состоянием детей с помощью оздоровительной верховой езды. Всего в проекте приняло участие 25 семей. Для родителей с детьми были организованы занятия по иппотерапии и ипповенции, а также занятия с психологом.

Карина планирует продолжить проект «ZOV 2.0» и снова проводить занятия. Правда, теперь в проекте уточняется, что поддержку окажут семьям с детьми с признаками тревожности, проживающим в зонах ЧС и КТО и подвергшимся стрессовым ситуациям. А количество семей-участников в этот раз увеличат вдвое – до пятидесяти. Получит ли проект продолжение, пока неизвестно – сейчас заявка находится на рассмотрении жюри конкурса грантов губернатора Курской области.

Символично, что занятия по иппотерапии проходили в деревне Жеребцово. Сегодня это единственная в Курской области площадка, где особенные дети проходят реабилитацию на ипподроме. Сюда мы приехали в перерыве между занятиями. Разговор наш начался недалеко от луга, где свободно бродили кони.

– Карина, вы – врач-неонатолог, расскажите, как пришли в медицину?

– Я всегда хотела быть врачом, окончила наш Курский государственный медицинский университет. Поступила в интернатуру по неонатологии. Неонатолог – это детский доктор, который наблюдает ребёнка с первых дней жизни, включая новорождённых с патологиями. Сначала я работала в шестом городском роддоме, в перинатальном центре, но в определённый момент мне захотелось большего. У меня в практике часто были тяжёлые дети. И мне хотелось больше узнать, что потом остаётся, после выхода из наших стен, как эти дети проходят реабилитацию, абилитацию и что происходит дальше. Так я открыла свой медицинский центр, где постаралась внедрить своё видение и взгляд на детскую медицину.

– Что вы имеете в виду, говоря о другом видении?

– Например, у нас были часовые приёмы, потому что детям с тяжёлыми диагнозами поражения центральной нервной системы нужно намного больше время, чтобы провзаимодействовать с врачом. В стрессовом состоянии, когда ребёнок зашёл и его сразу осматривают, он пугается и теряется. Или другой момент: медик делает узи, пока ребёнок находится на груди матери. Такой подход позволяет избежать выраженного стресса. Вообще в определённый момент я понимала, что хочу уйти в реабилитацию и отучилась в Питере в Европейском центре физической терапии на войта-терапевта (войта-терапия использует стимуляцию рефлекторных зон для восстановления или формирования навыков движения. – Прим. ред.). Такую методику в Курске больше никто не практикует.

– Чем она отличается от традиционного подхода?

– Это доказательная методика, которую давно широко применяют в крупных городах, например в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Суть методики заключается в том, чтобы активировать определённые точки, которые запустят двигательный паттерн. Проще говоря, допустим, ребёнок с ДЦП не может ходить, а может только ползать, сидеть. С помощью войты шансы реабилитации значительно растут и позволяют ставить детей на ноги. Сейчас, допустим, мы применяем эту методику для мальчика с гастростомой. Он родился недоношенный, сам не глотает и ест через трубку в желудке, помимо всего прочего, у него небольшая задержка моторного развития. Через активацию мы пробуем догнать и восстановить его моторику восстановить, и у нас уже есть успехи по поводу однократного глотания. У другой маленькой пациентки синдром Веста, постепенно после занятий она смогла сидеть и теперь мы плавно перешли к занятиям с лошадьми.

Шаг для здоровья

– Собственно, перейдём к главному – как вы сами пришли к тому, что общение с лошадьми может лечить?

– В какой-то момент я подумала: дети делают успехи – это хорошо, но что можно улучшить? Как ускорить процесс? Я читала об иппотерапии, а потом так случилось, что я сама пришла покататься на лошади. И тогда на занятии с точки зрения врача я поняла, какой импульс отдаёт животное, и как активизируется тело, когда ты верхом. И это не рысь, не аллюр, а именно шаг. Я поняла, что это сработает, после чего прошла обучение в Москве.

– Учиться было сложно?

– Во-первых, ты должен полностью знать все методику, биомеханику, воздействие, ты должен понимать очень многое про лошадь, как она должна содержаться, какое ветеринарное обслуживание у неё должно быть, какие прививки. Ты вникаешь в её тренинг, потому что тренировка и даже питание терапевтической лошади сильно отличается от остальных.

– А какова суть шаговой терапии?

– Основа качественной терапии – это качественно подобранная лошадь. В первую очередь важен экстерьер, то есть определённый диапазон, рост и порода. Например, пони в иппотерапии использовать нельзя, потому что она семенит. А нужен классический шаг, гетеролатеральный – то есть синхронный. Поэтому хромую лошадь тоже ни в коем случае нельзя брать в иппотерапию. Ведь мы лечим хорошим чистым шагом – он даёт импульс ребёнку в центральную нервную систему. Например, есть человек, который не может идти, мы его сажаем
верхом, и для его мозга мы воссоздаём картину, как будто он идёт. Так потихоньку формируются новые нейронные связи.

– Поделитесь, как выбрали первую лошадь…

– Тортик был нашей первой лошадью. Он из Московской области, стоял на частной ферме, очень добрый, спокойный, флегматичный конь.

– А притирка друг к другу долго происходит? Я имею в виду животное и человека.

– Нет, это как с людьми. Ты понимаешь, это твоё или не твоё. И опять же, взаимодействуя, ты учишься. Тебе становится понятно, какой он, какой у него характер. Вот у нас в Курске единственная конюшня, где есть свободный табун. Это самые лучшие для лошадей условия, чтобы они взаимодействовали друг с другом. А ещё они многому учат – терпению, выдержке, считывать повадки, воспринимать их.

За разговором мы дошли до конюшни, где застали добродушного Тортика, своенравную Марго и дружелюбную Лексику.

– Ну вот в чём принцип терапевтической лошади? – говорит Карина, обнимая Лексику и ложась ей на спину. – К обычной так не подойдёшь, она может ударить. А для терапии нужно найти настолько подходящее животное и настолько проработать его психику, чтобы оно было к этому готово. Вот такой большой-большой труд.

– Но иппотерапия работает в комплексе?

– Абсолютно. Как и любая восстановительная методика. Например, для детей с расстройством аутистического спектра, а у нас их очень много, к сожалению, иппотерапия – постоянная поддерживающая методика, которая хорошо воздействует на вестибулярный центр таких детей. А учитывая последние научные исследования, доказано, что у детей с аутизмом и РАС выявлена гипореактивность вестибулярной системы. То есть им надо вестибулярку насыщать, чтобы их как-то сбалансировать, усадить и как-то заземлить. Если это детки с ДЦП, занятия положительно влияют на мышечный тонус, формируя новые нейронные связи. Безусловно, сама по себе одна иппотерапия не поможет. Я никогда не обещаю золотых гор. Но сейчас посмотрите одну иппотерапию.

Не просто прогулка

Маленькому Ване всего год, у малыша признаки лиссэнцефалии. Это тяжёлое заболевание характеризуется признаками гладкого мозга, когда практически отсутствуют извилины и борозды. При таком диагнозе прогнозы самые разные, в зависимости от того, какой повреждён ген: ребёнок может навсегда остаться в четырёхмесячном возрасте либо не дожить до 10 лет.

Пока Карина усаживает малыша верхом, мама мальчика Светлана Цуканова делится новостью, которую сама узнала только на днях.

– По анализам у нас мутация гена, с которой можно жить нормально. То есть с опозданием, но он догонит и нагонит развитие и с вероятностью больше 50 процентов даже сможет иметь здоровых детей, – рассказала Светлана. – Но это очень долго, и нужно запастись терпением.

Родители мальчика прошли курс войта- и бобат-терапии (нейро-развивающее лечение. – «КП»), а теперь приступили к занятию с лошадьми. По словам мамы Вани, сначала родные отнеслись к такому подходу скептически: чем поможет обычное катание на лошадях? Но методика показала эффективность уже после первого занятия, и чем больше проходит времени, тем лучше результаты.

– Ваня стал лучше есть, у него а после занятий сошлись глаза, – говорит Светлана. – Нашему диагнозу свойственна гипотония, то есть, когда он родился, был мягкий как тряпочка, а когда его снимают с лошади, он держится твёрже. Вообще, когда его вот так вертикализируют, катая на коне, а потом присаживаешь чуть-чуть на коленки – он лучше координацию держит. Он даже сейчас на лошади намного лучше сидит и голову держит. А ещё у него появился хватательный рефлекс, недавно Ваня не просто касался бутылочки, а сам пробовал её держать. И вообще, контакт с животным очень хорошо влияет на психоэмоциональное развитие. Ваня уже пережил столько всего, и когда я вижу, как он сидит на лошади, у меня появляется чувство гордости.

Спустя 20 минут (именно столько длится занятие, чтобы не перегрузить ребёнка) Ваня возвращается к маме. Карина прощается с семьёй и рассказывает, что в конюшне стартует ещё один проект для особенных малышей – «Трогательная ферма». Это пространство, где дети с ОВЗ, здоровые малыши и родители учатся взаимодействовать друг с другом.

– Мы верим, что растения и люди развиваются одинаково – в тишине, с заботой, когда кто-то регулярно поливает и просто рядом. Поэтому каждая грядка здесь – это часть терапевтического процесса: для детей с ОВЗ это работа над координацией, сенсорной интеграцией и устойчивостью; для родителей – момент выдоха и причастности к простому и настоящему, – говорит Карина Каплина. – Проект построен на инклюзивных принципах: вместе работают дети с особенностями развития, их братья, сёстры и сверстники. Именно в такой совместной деятельности формируется доверие, эмпатия и главное – равенство в возможностях быть полезными и нужными.

Дарья ДРЁМИНА
Фото из архива Карины КАПЛИНОЙ

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять