/*?>
Специалисты рассуждают об ответственности за животных и проблеме бродячих собак
Посты о бездомных животных в соцсетях задевают многих, пробуждая в одних жалость, в других – агрессию. Вопрос о том, насколько этично делать хайп на крови, скорее риторический и проистекает из самой природы феномена догхантерства, а в более широком смысле – жестокого обращения с животными.
Один из последних скандалов в Курской области, который касался жестокого обращения с животными, произошёл в этом году в Железногорске. Подросток издевался над собакой, видео с этими кадрами повергло жителей региона в шок. Между тем жестокое обращение с животными и бездомные животные – две стороны одной медали.
Откуда берётся жестокость
– К жестокому обращению можно отнести, например, ситуацию, когда хозяин сажает питомца на цепь в жару или холод. Это антигуманное обращение влечёт для животного гибель или увечье, – поясняет доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ЮЗГУ Дмитрий Алымов. – Самая большая группа совершающих подобное – подростки 14-17 лет. В криминологии есть исследования, выявившие закономерность: многие маньяки в детстве мучили животных. Жестокое обращение с животными может стать начальной ступенью формирования насильственного типа преступника. Часто такие несовершеннолетние – сами жертвы чьей-то агрессии.
Как правило, такие деяния совершаются из хулиганских побуждений более взрослыми гражданами. Часто это лица, имеющие проблемы с алкоголем и наркотиками. В том числе ненависть к животным могут проявлять и вполне обеспеченные люди, у которых есть дорогие питомцы и которые завели собаку как живую игрушку.
– Иногда жестокость в отношении братьев наших меньших совершается на глазах малолетних, как правило, такое происходит в неблагополучных cемьях, – продолжает Дмитрий Алымов. – Есть догхантеры ситуативные, это так называемый самосуд, например, когда сосед выгуливает своего питомца. Такие догхантеры, навредив однажды конкретной собаке, могут впредь не совершать ничего подобного.
К слову, за причинение собаке вреда предусмотрена 245-я статья УК РФ о жестоком обращении с животными. Кроме того, ряд общественных деятелей предлагает считать жестокие действия в отношении животных экстремистскими.
– Иногда хозяева и сами провоцируют негативное отношение к животным, например, выгуливая собаку крупных пород без намордника в общественном месте. Должна быть культура выгула собак, – замечает Дмитрий Алымов.
Решить проблему бродячих животных, замечают специалисты, можно только вместе с общественными зоозащитными организациями, коммунальными службами и образовательными учреждениями.
Грубый отлов проблему не решил
В России, по разным данным, от 15 до 25 миллионов бездомных животных (в основном собаки). Истоки – в слабо развитой культуре ответственного содержания. В нестабильные 90-е годы масса домашних животных оказалась на улице и расплодилась. В те годы реализовывались жестокие и неэффективные меры, такие как отлов и эвтаназия. Однако проблему меры грубого, карательного отлова не решили. Вытеснение животных из зоны обитания создавало эффект вакуума, когда ареал уже привыкшей к людям и месту стаи занимает новая стая – стихийная, испуганная и агрессивная. Массовой стерилизации в советские годы не проводилось.
Всего в мире десятки миллионов бездомных животных. Как правило, это бывшие домашние животные или их потомство. Но точной статистики бродячих собак не существует.
Сейчас в стране хотят ввести обязательный учёт домашних животных – с тем, чтобы можно было идентифицировать потеряшек и выброшенных на улицу питомцев.
– Инициатива эта давно назревшая. Только учёт домашних животных может способствовать уменьшению численности бездомных животных и росту ответственности у владельцев. Только ответственность положит конец безответственности, – говорит адвокат Александр Терновцов. – Сегодня имеются трудности с отсутствием возможности подтвердить, например, что щенков оставили в общественном месте или выгнали собаку при переезде. Что касается собак бойцовских пород, то, считаю, помимо учёта необходимо обязательно пройти обучение дрессировке.
В этом вопросе не обойтись без зоозащитных организаций.
– Радует, что в последнее время таких всплесков ненависти к животным становится меньше, – говорит руководитель одной из них КРОЗО «Право жить» Екатерина Жильникова. – Учёт животных – это один из краеугольных камней, инициатива, которая может сократить численность бездомных животных, стимулируя ответственность. Если будут учтены все животные, можно будет привлечь к ответственности за выброшенное животное, идентифицируя, кому оно принадлежит. Другой вопрос, как это будет реализовываться на практике, но главное – фундамент.
«Боялся собак и стал кинологом»
Движению догхантеров в России порядка двадцати лет. Организованных групп нападения на животных, как на Западе, в России, к счастью, не наблюдаются, но есть единичные всплески жестокости к животным. Некоторые их них становятся достоянием СМИ.
– Встречаются и такие люди, но у каждого человека есть право выбора, и данная проблема не является вызовом современности. Кто-то любит животных, кто-то нет. Господь создал нас всех для жизни в гармоничном и красивом мире. И если докопаться до первопричины, возможно, это окажется детский комплекс, например, собака напугала ребёнка, – говорит протоиерей, настоятель Курского храма святых Царственных страстотерпцев Олег Чебанов. – Но нельзя частный случай переносить на общее отношение к животному миру. Если кассир в супермаркете меня обсчитал, это не значит, что я должен перестать ходить в магазин и вообще перестать есть. Но люди, которые прошли через искушение ненавистью к животным и смогли это преодолеть и сегодня проявляют любовь и сострадание к братьям нашим меньшим, безусловно, достойны уважения и должны делиться опытом, как им это удалось.
…Курянин Андрей Кузнецов не скрывает, что раньше боялся собак, а теперь сам стал собачником. Один из его питомцев – оставшийся без хозяев пёс из приграничной Мартыновки. В детстве собаки Андрея Кузнецова покусали трижды. Теперь он не только кинолог, но и преподаватель по подготовке кинологов. Одной из причин, по которой он пришёл в кинологию, было желание бросить вызов своему страху.
– Победить его мне помогла ответственность за собак, с которыми нужно было взаимодействовать, и знания. Чем больше я узнавал о животных, тем меньше их боялся, – говорит Кузнецов. – Я понял, что воспитанные собаки не нападают. Могут напасть те, которые боятся человека, чувствуют опасность, не имея защиты. Потому и сбиваются в стаи. Взрослому в этом смысле измениться гораздо сложнее, чем ребёнку, но именно взрослый поможет ему узнать собак. Сделать это можно и в кинологической ассоциации и побывав на специально отведённых местах для тренировки собак, в Курске такие есть в районе «Полёта» и на проспекте Дериглазова.
Кстати, с тех пор как Андрей Кузнецов стал вплотную взаимодействовать с собаками, ни знакомые, ни незнакомые четвероногие ни разу его не кусали.
– Собаки чувствуют страх, а я научился с ним справляться, – объясняет он метаморфозу.
О случаях, когда страх направляется не в позитивное, а в деструктивное русло, мы попросили рассказать психолога Леонида Доконта.
– Существуют разные оценки этого явления. Морально-этические, юридические, психологические и даже психиатрические. И здесь, надо сказать, общество раскололось на два лагеря в оценке действий догхантеров. Одни считают, что они делают большую пользу – тем, что оберегают людей от опасностей. Мы с вами неоднократно слышали, смотрели по телевизору или читали в СМИ о случаях нападения собак на людей. Причём не только бездомных, в меру одичавших собак, но и нередко собак породистых, у которых есть хозяева, – говорит Леонид Николаевич. – Но мы с вами знаем, что есть и другая часть населения, которая осуждает убийство собак и которые относятся к этому как к преступлению. Они считают, что психологически и психически здоровый человек не пойдёт на убийство высокоорганизованных животных, каковыми являются собаки.
«Единственный абсолютно бескорыстный друг человека в этом эгоистичном мире – тот, который никогда не окажется неблагодарным или вероломным, – это его собака», – эта фраза впервые прозвучала в суде из уст юриста Джорджа Грэма ВестСа. Дело об убийстве гончей, забредшей на территорию соседа, получило мировой резонанс. До Советской России высказывание долетело в лаконичном виде «Собака – друг человека».
– Вероятно, поэтому и убийство собаки воспринимается часто сродни убийству человека, – говорит Леонид Доконт. – Психиатры и психотерапевты выделяют несколько групп людей, которые присоединяются к движению догхантеров.
Среди них и те, кто боится, не любит собак и мстит им за это, и те, кто обижен на весь мир, несостоявшиеся и банальные садисты, таким образом, получающие ещё за это долю общественного одобрения.
– Известный психиатр-криминалист Михаил Виноградов неоднократно высказывался о том, что все догхантеры должны проходить принудительное лечение у психиатров, – продолжает Леонид Доконт. – Об этом, кстати, говорят и многие другие специалисты. Так это или нет, утверждать не берусь, но «легализованное» или «якобы легализованное» убийство животных не может не ломать психику этих людей, даже если она изначально не была с патологией.
По мнению психолога, отношение к животным – лакмусовая бумажка его взаимоотношений с миром.
– Если не брать в расчёт людей с психическими проблемами, то это не обязательно всплеск ненависти конкретно к собакам. Это просто всплеск ненависти. Мы живём в непростое время. В душах людей много напряжения, страха, неуверенности в будущем. Подавленные чувства, сдавленная агрессия ищут выхода, а человек – разрядки, – говорит Леонид Николаевич. – Агрессия проявляется разными способами. Это и разломанные скамейки в скверике или на остановке транспорта, порезанные сиденья в автобусе, сломанные деревца, высаженные вдоль дороги, оторванные поручни в лифтах и обожжённые пластиковые кнопки. Всё это следы агрессии. Она нередко безадресна – направлена на бездушные предметы или адресована тому, кто гарантированно не ответит. Собака в этом смысле – идеальный объект насилия для людей с искарёженной психикой. Сломанное дерево не закричит, лифт не будет корчиться от боли…
На вопрос, почему феномена, аналогичного догхантерству нет в отношении к кошкам, психолог отвечает:
– Садистов-живодёров, издевающихся над кошками, тоже предостаточно. Просто они публично не афишируют свои «победы», и им нет смысла объединяться в большие группы, в движение. C кошкой вполне может справиться и одиночный маньяк. Да и как оправдать убийство кошки? Она нападает на моих детей? Я убиваю слабых? Кто я тогда? Другое дело – собака. Она воспринимается как потенциально бóльшая опасность. Здесь в одиночку бывает справиться непросто, а может быть, и страшно. Это вполне достойный враг. А в толпе каждый – герой.
В ТЕМУ
«Она была ничейная. Её все били, и она кусалась. Поэтому её звали Кусака… Люди, которые её били, считали, что они делают это справедливо, потому что она кусалась. А кусалась она потому, что её били».
«Кусака». Фазиль Искандер
КСТАТИ
Среди наиболее эффективных международных практик в защиту бездомных животных – модель ОСВВ (Отлов – Стерилизация – Вакцинация – Возврат), рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Всемирным обществом защиты животных (WSPA).
Также любопытная и эффективная практика – система кураторства бездомных стай, когда волонтёры закрепляются за конкретными стаями, обеспечивая регулярную ветеринарную помощь и питание. Например, в Турции проект Street Dogs Protection способствовал уменьшению конфликтов с местными жителями на 54%.
А благодаря обязательной регистрации Нидерланды стали первой страной, объявившей об отсутствии бездомных собак. Это достижение было официально признано и поддерживается с начала 2000-х годов. Один из секретов успеха в высоком налоге на покупку породистых щенков, что стимулирует брать животных из приютов, и строгое наказание за выброшенное животное вплоть до тюремного срока.
Страна с наибольшим количеством бездомных собак – Индия.
Вероника ТУТЕНКО
Фото автора