Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Культурная палитра

Газетный выпуск № 2025_123
10 октября 2025 16:38 Искусство

Рассказываем о главных событиях октября в курских музеях и театрах

Курская филармония и театры вновь распахнули свои двери для посетителей. Выставочные залы приглашают на увлекательные экспозиции. «КП» знакомит читателей с культурной программой месяца.

На родной земле

В Курской картинной галерее открылась выставка работ художника Дмитрия Псурцева «На родной земле». В экспозиции – пейзажи, портреты и интерьеры, выполненные в технике пастели и масляной живописи.

Творчество Псурцева тесно связано с русской провинцией и его родным Курском. Он родился в 1960 году в селе Сотниково Фатежского района и получил художественное образование в Курском государственном педагогическом институте. Дмитрий Павлович участвовал во множестве всероссийских и межрегиональных выставок в различных городах России, а также в Италии и Германии. В настоящее время он живёт и работает в Курске.

На выставке можно увидеть работы разных лет. Художник предпочитает работать как маслом, так и пастелью, и его творчество охватывает различные жанры: портрет, натюрморт и пейзаж. Особое внимание привлекают его интерьеры, которые являются редким жанром в современной живописи. Эти работы наполнены особой атмосферой и личными историями.

Работа «Осенние будни» написана в 2011 году. На холсте мужчина у окна. В печи – огонь, на столе – букет пожелтевших листьев.

– На картине мой отец, – рассказывает автор. – Он не позирует, просто бреется, поставив на подоконник маленькое зеркало. Он только что вернулся с поля после уборки картошки. Возле печки сушатся сапоги. Картина написана в 2011 году, потом была на выставке в Москве. Её тогда отметили, а меня приняли в Союз художников.

На выставке много портретов. Некоторые посетители узнали себя.

– Пишу людей, которых люблю: сыновей, родителей, студентов, коллег, – сказал Дмитрий Псурцев.

Особое место в творчестве художника занимает пастель. В его руках этот материал становится волшебным, позволяя создавать произведения, поражающие своей динамикой, тонкостью и насыщенностью цветов. Его пейзажи – настоящие лирические истории, в которых чувствуется тишина золотой осени, свежесть летнего утра и глубина неба.

На многих пейзажах узнаваемы Моква, Крутой Лог, Боевка, Коренная пустынь.

– В Курске есть места, каких больше нет нигде, – говорит Дмитрий Псурцев. – Сколько моментов ещё можно написать!

Выставка будет работать до 26 октября.

По улицам довоенного Курска

Вторая выставка «Союз-90», которая также экспонируется в Курской государственной картинной галерее имени А.А. Дейнеки, посвящена
90-летнему юбилею Курского отделения Союза художников России.

Как отметила куратор выставки Ирина Цуканова, скромные размеры выставочного зала не позволили показать весь арсенал курских мастеров за девять десятилетий: экспозиция из пятидесяти произведений охватит временной отрезок от 1930 до 1980–90-х годов. Участниками выставки стали три поколения признанных мастеров живописи, графики и скульптуры. Представлены полотна мастеров, стоящих у истоков Курского Союза художников.

– В экспозиции работы всех жанров – портрет, пейзаж, бытовая картина, скульптура, графика, живопись. Само название говорит: это союз людей, которые все десятилетия были вместе, – сказала она.

На полотнах – жизнь Курска прошлых десятилетий. Первомайская демонстрация на Красной площади в конце 50-х на картине Ивана Бакуцкого, улица Дзержинского в 70-е – работа Константина Андреева, старый Курск, 80-е годы – полотно Владимира Дайбова.

В работах курских художников – атмосфера прошлого, воспоминания, которые дороги многим. Увидим мы и знакомые места, изменённые временем, маленькие домики на старых улицах, которых сегодня уже нет, закаты и восходы, которые, как известно, не повторяются дважды.

Выставка будет работать до 26 октября.

«Зимы не будет»

Так называется спектакль по одноимённой пьесе Виктора Ольшанского, премьера которого состоится нынешней осенью на сцене Курского театра кукол в постановке главного режиссёра театра, заслуженного деятеля искусств России Валерия Бугаёва.

Театр анонсировал и другие премьеры. Для юных зрителей – «Мойдодыр» по произведению Корнея Чуковского в постановке Юлии Ризак. Первая премьера года – спектакль по произведениям Иосифа Бродского, новая режиссёрская работа ведущего актёра театра Игоря Семяновского. В труппе новички – Мария Афанасьева и Андрей Левантовский.

– Это несколько необычная тематика для нашего театра, – говорит Валерий Бугаёв. – Безус-ловно, это новый уровень освоения нетрадиционного материала. Мы прекрасно осознаём, что этот спектакль не для массовой аудитории. Мы играем на площадке малой сцены для небольшого круга зрителей. Он интересен прежде всего тем, кто любит поэзию Иосифа Бродского.

82-й театральный сезон открыл спектакль «Золотой цыплёнок» в постановке Игоря Семяновского, который так любят маленькие зрители. Труппу и зрителей поздравил губернатор Курской области Александр Хинштейн.

– Стоя на сцене Театра кукол, видя перед собой уютный небольшой зал, испытываю сложные эмоции, – сказал глава региона. – Дети – особая аудитория, и, конечно, эту аудиторию нельзя ни обмануть, ни подвести. Её надо очень любить! Вижу, какой огромной популярностью и любовью пользуется Театр кукол в Курске, в Курской области, как много здесь маленьких зрителей. Желаю, чтобы новый сезон был ещё ярче, красочнее, чтобы наши зрители, приходя в театр, получали удовольствие.

Глава региона вручил награду Валерию Бугаёву. На сцене Курского театра Валерий Флегонтович поставил около 100 спектаклей, пишет стихи и музыку – его композиции звучат во многих постановках. Валерий Бугаёв создал и неофициальный гимн Курска – песню «России Соловьиная столица».

Уже в октябре труппа Курского театра кукол отправится в Дагестан в рамках федеральной программы «Большие гастроли». В это время на курской сцене покажет спектакли Дагестанский театр кукол.

В этом сезоне театр будет работать в обычном режиме, что особенно важно после прошлого сезона, когда многие спектакли не удалось показать. Тем не менее в прошлом сезоне на сцене Курского театра кукол были представлены 358 спектаклей, которые посетили более 20 тысяч зрителей. На протяжении всего сезона артисты давали спектакли для жителей приграничья, выезжали в ПВР.

«Слушаю Шостаковича и Леди Гагу»

На открытии сезона Курской государственной филармонии выступил приглашённый музыкант – обладатель I премии и золотой медали Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров имени С.В. Рахманинова Александр Ключко. Можно ли научиться любить классическую музыку? В каком возрасте лучше приступать к занятиям? Какие произведения помогут пережить трудности? Об этом наш разговор с пианистом.

– Александр Алексеевич, расскажите о раннем периоде вашего творчества? Когда начали заниматься музыкой?

– Я начал заниматься на фортепиано в 6 лет. Первые годы делал это для общего развития. По-настоящему серьёзно начал заниматься в 11-12 лет, тогда я впервые услышал своих сверстников из Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. На конкурсе я столкнулся с уровнем игры, который был недосягаем на тот момент, это меня подтолкнуло.

– В 2015 году вы окончили ДМШ при Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Ф. Шопена, в 2019 году с отличием – колледж. Вы приехали в Москву совсем молодым. Ваши самые яркие впечатления того времени?

– Главное впечатление – переизбыток концертной жизни. Возможность ходить на концерты музыкантов, которых до этого я мог слышать только по телевизору или в интернете, поражала воображение. Это очень помогло моему творческому развитию.

– Когда пришёл первый успех?

– Наверное, в 2016–2017 годах, именно тогда были первые победы на крупных конкурсах. В 2017 году состоялся мой дебют на сцене Московской филармонии, тогда же появились первые гастрольные поездки.

– Какую классическую музыку посоветуете слушать в самые трудные периоды жизни?

– Самую разную, в классической музыке такое богатство жанров и стилей, я уверен, что каждый найдёт что-то, что поможет двигаться дальше. Я, например, очень люблю симфонии Брамса: совершенство формы и очень богатая палитра эмоций никогда не оставляет меня равнодушным.

– Можно научиться любить классическую музыку, если ты её совсем не знаешь?

– Конечно, если вам это интересно, то классика точно не разочарует. Не нужно бояться сложности или элитарности, если музыка заставляет испытывать эмоции, то всё остальное не настолько важно. В дальнейшем вы, возможно, захотите узнать больше о том или ином сочинении и композиторе, но я бы просто посоветовал открыть свою душу и получать удовольствие.

– Может ли человек, давно окончивший музыкальную школу и который долгие годы на подходил к фортепиано, вернуть утраченные навыки? С чего начать?

– Можно вспомнить те произведения, которые вам нравилось играть во время обучения. Совсем не обязательно мучать себя гаммами или этюдами. Если вам нравится извлекать звуки из инструмента – это самое главное.

– Какие произведения вы бы порекомендовали для домашнего музицирования?

– Зависит от вкуса. Я, например, в детстве получал куда большее удовольствие от исполнения песен из советских мультфильмов, чем от инвенций Баха. Главное – найти то, что будет приносить удовольствие от исполнения.

– Вы суеверный человек? Есть ли какие-то ритуалы перед выступлением?

– Нет, не могу сказать, что суеверный. Только проверяю, насколько хорошо завязаны шнурки перед выступлением, пожалуй, и всё.

– Удаётся ли избежать эмоционального выгорания?

– Сложно сказать. Иногда часто приходится исполнять одно произведение, кажется, что интерпретация становится рутинной, тогда я сознательно заставляю себя думать и экспериментировать, искать что-то новое в хорошо известной музыке.

– Какую музыку любите слушать?

– Самую разную. Я очень люблю треш-металл, рок, поп-музыку, джаз. Могу в один день слушать симфонии Шостаковича и Леди Гагу.

– Как вы чувствуете зрителя?

– Для меня есть один неоспоримый критерий – тишина. Если во время концерта стоит такая тишина, когда пространство в зале буквально наэлектризовано, – значит, я всё делаю правильно.

– Аплодисменты между частями музыкального произведения крупной формы вас не раздражают?

– Нет, ни в коем случае не раздражают. Человек должен выплескивать свои эмоции. Жёсткие ограничения на классических концертах только отпугивают новую публику. Например, в XIX веке считалось нормой, если зритель начинал аплодировать после особенно эффектного пассажа, поэтому я не вижу в этом проблемы. Я рад любому зрителю, который готов открыть свою душу музыке и переживать те эмоции, которые она в себе несёт.

– Удаётся ли отдыхать?

– Для меня отдых – это любое переключение на другой вид деятельности. Это может быть просто время с семьёй и друзьями, занятия спортом, просмотр кино.

– Казалось бы, на концерте классической музыки юмор неуместен… Но так ли это? Вспомните необычные или забавные случаи.

– Юмор – это такая же неоспоримая часть музыки, как и жизни. Есть очень много сочинений, где юмор является главной темой. Но и ситуации на концертах бывают комическими. Например, однажды у меня стал уезжать рояль, и между пьесами мне пришлось фиксировать колёсики. В другой раз в условиях не самой лучшей акустики пришлось показывать левой рукой темп дирижёру. Забавными бывают даже телефонные звонки – они, как обычно, раздаются в самый неподходящий для этого момент. Не стану даже говорить про падающие ноты, в моменте это кажется абсолютной трагедией, а потом это вспоминаешь с улыбкой.

Елена ГАМОВА
Фото автора,
Александра МАЛАХОВА
и Антона БОГДАНОВА

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять