/*?>
Известному курскому поэту и писателю Ивану Федотовичу Зиборову исполняется 80 лет
Ивану Федотовичу – 80!.. И надо юбилей отметить, что-то написать. Тем более что Зиборов – наш, можно сказать, коренной «курскоправдинец».
А что напишешь-то? Все, что хотел сказать Иван Зиборов, он сказал в десятках своих книг – прозаических и стихотворных. Критики разобрали его творчество, а курский писатель Николай Пахомов написал целую книгу очерков об Иване Федотовиче, по сути, это подробная биография.
Что сказать, что добавить? Разве что – «Спасибо!» – за книги, за пример яркой жизни, за любовь к родному краю. Хотя разве за это говорят «спасибо»?
Но как бы то ни было – поздравляем с юбилеем, Иван Федотович! А читателям, пользуясь публикациями наших коллег, напомним некоторые небольшие фрагменты из биографии писателя и поэта, фрагменты, которые, на наш взгляд, были знаковыми в его судьбе и сформировали его курский характер…
Носов…
Евгений Иванович Носов любовно называл его Ваней, другом своим. Да и лучше Носова никто так точно не описал, не охарактеризовал человеческую и творческую суть Ивана Зиборова.
Вот строки из рассказа «Нос», имеющего, между прочим, такой характерный подзаголовок: «Из опыта художественной рецензии на стихи поэта и друга Ивана Зиборова»: «Сухой, как стручок, поджарый, дочерна загорелый, с распахнутой, сахарно сверкающей улыбкой, легкий на ногу, готовый куда-то сбегать, принести, пособить, Ваня всегда весел, приветлив, ровен со всеми и счастлив самым обыденным, простым и бескорыстным: сиянием солнышка, ветряным шумом ракит и ощущением под собой родной тверди, исхоженной им вдоль и поперек».
Дружба между начинающим поэтом Иваном Зиборовым и уже маститым, известным на весь Советский Союз и в странах ближайшего зарубежья писателем Евгением Ивановичем Носовым завязывается в начале семидесятых годов прошлого века.
И не только на почве обоюдной любви к рыбалке (этого тоже не отнять), но и любви к художественному слову, к поэтическому образу. Сам Зиборов пояснял кратко: «Это были годы тесного общения (после курского студенческого периода) с Евгением Ивановичем Носовым, Михаилом Николаевичем Еськовым и художником Михаилом Степановичем Шороховым. По выходным они довольно часто приезжали в Золотухино на рыбалку».
А в небольшом очерке «Незабываемые встречи», опубликованном в книге «На носовской тропе», он о знакомстве с Мастером напишет так: «Мой стаж общения с Евгением Ивановичем Носовым, если быть точным, продолжался сорок лет – с лета 1962 по весну 2002 года. Ну, а близкого и даже тесного – 30 лет. Не один раз бывал и даже ночевал в его квартире сначала на улице Ломоносова, а потом на улице Блинова в Курске».
Кто-то спросит, а зачем столько внимания уделять знакомству с Носовым? А затем, что близкое знакомство с Евгением Ивановичем служит как бы «знаком качества» человека и литератора.
Отец…
Иван Федотович Зиборов родился 19 июня 1939 года на хуторе Аржавец, являвшемся частью большого старинного села Нижнее Гурово Советского района Курской области в многодетной семье крестьян-колхозников.
Его отец, Зиборов Федот Стефанович, несмотря на крестьянское происхождение, имел хорошее по тем временам образование – целых 4 класса – и огромный жизненный опыт: являлся участником Первой мировой войны, Гражданской войны в России, советско-финской войны и Великой Отечественной.
Но летом 1943 года на Ленинградском фронте в редкие минуты затишья, сидя с сослуживцами в окопе, высказал «крамольную» по тем временам мысль, что без помощи союзников будет трудно победить врага. Кто-то донес особисту.
Арестовали. Суд был скор и лют – по статье 58 впаяли 10 лет без права переписки. Из заключения Федот Стефанович освободился в 1953 году и до своей кончины работал кузнецом на железной дороге.
О своих мытарствах по сталинским лагерям ни сам, ни супруга не рассказывали, держали детей в неведении, чтобы их не дразнили в школе, чтобы не тыкали пальцами, не обзывали детьми «врага народа».
И они о судимости отца узнали только через много лет после его смерти, когда в 2001 году в газете Советского района была опубликована статья помощника прокурора Курской области Щепакова о реабилитации незаконно репрессированного Федота Стефановича Зиборова. В этом же году им была выдана и компенсация как пострадавшим от политических репрессий.
Первая книга
Во время учебы в пединституте Иван Зиборов не только писал стихи, но и начал участвовать в жизни литературной студии института. А с 1962 года уже возглавлял ее сам.
Старшими же руководителями и кураторами этой студии в те годы сначала был Исаак Баскевич, к тому времени известный в Курске писатель и литературный критик, а затем профессор Иосиф Тойбин.
Возможно, Исаак Зельманович Баскевич, активный представитель Курской писательской организации, и подсказал студенту Зиборову принять участие в литературных семинарах, проводимых Николаем Корнеевым, Михаилом Обуховым, Егором Полянским и другими видными курскими писателями.
Стихи Зиборова стали появляться в газете «Молодая гвардия»… И первым итогом творческой деятельности Ивана Федотовича Зиборова на поприще литературы стал вышедший в 1977 году в Центрально-Черноземном книжном издательстве в серии «Библиотечка молодого поэта» первый поэтический сборник. Назывался он символически «Полдень».
Сборник был небольшой – всего 40 страниц карманного формата в мягкой обложке с черно-белым рисунком полей, колосьев ржи, березки и обелиска. Его тираж – три тысячи экземпляров, а цена – 10 копеек.
В сборнике имелась фотография автора и коротенькая биографическая справка с ошибкой-опиской в дате рождения: вместо 1939 года указан 1940 год. Что же касается содержания, то в нем находились стихи, уже прошедшие читательскую апробацию в курских газетах, но были и такие – и их большинство, – которые еще нигде не печатались.
Одно из таких новых стихотворений с условным названием «Полдень», потому что автор официального названия не дал, открывало первое поэтическое детище курского поэта, давало старт всему его творчеству.
Еще высок и чист мой полдень,
И слух, и зрение остры.
И при любой плохой погоде
Не гаснет свет моей звезды.
У Ивана Зиборова есть книга «Про день Бородина». Автор документальной повести – сам участник войны 1812 года. Правда, гренадером русской армии он был на съемочной площадке. Бил французов под руководством Сергея Бондарчука в массовке фильма «Война и мир». Он рассказывал: «Это страшно интересно! Нас, было, французами сделали, а мы отказались. Ну как? Форму надевать и знать, что тебя побьют в конце концов! Французов разбили же. И отказались участвовать на стороне французов. Нас снова сделали русскими».
Сын земли курской
У Ивана Зиборова, как не раз отмечали литературные критики, именно крестьянская закваска сформировала его мировоззрение, поэтическую натуру, трудолюбие и добросердечность.
Для творчества это дало особую близость к земле и природе, умение искренне и образно передать любовь к родному краю, отыскивать нетривиальные поэтические интонации, горячо переживать за судьбы Отечества своего и не забывать о корнях своих:
Не у стен кремлевских
Древних,
Ни с морских причалов,
А с околицы деревни
Русь берет начало.
Известный курский литератор и пропагандист культуры Сергей Малютин так писал об Иване Зиборове:
«Если вы хотите получше узнать цветущий, благоухающий, богатейший красками, запахами, звуками мир родной курской стороны во всем ее многообразии и красоте – с ее неспешными речками и живительными родниками, ароматами трав и многоцветьем лугов, неповторимыми закатами и рассветами, пением птиц и гудением шмелей, – то лучше и полнее путеводителя, чем поэтические высказывания Ивана Зиборова вы вряд ли найдете».
Теперь под Курском сенокос,
И пахнет мятой сено,
Теперь луга звенят от рос,
От кос звенят наверно.
Вскипает кровь у косарей,
Гудит, пружиня вены.
А кто же матери моей
Теперь накосит сена?
Она горюет по ночам,
Счет потеряла числам,
Родная, не горюй,
Не плачь –
Косить не разучился.
Я скоро в отпуск прилечу
К тебе в село на крыльях,
Как бритву косу
Наточу,
Луга б лишь не скосили.
И обожжет меня роса –
Медвяная, хмельная,
И пеной изойдет коса,
И скрипнет ось
Земная.
Почетный курчатовец
…Он и учителем в сельской школе успел поработать после окончания биофака Курского пединститута, и познал нелегкий журналистский труд в районной газете, и по праву двадцать лет был одним из ведущих собкоров «Курской правды».
А еще организовал при курчатовской городской библиотеке в 1986 году литературный кружок, ставший в 2001-м литературной студией «Курчатовские самоцветы», которой и руководил десяток лет. И не случайно город атомщиков назвал его своим почетным гражданином…
Подготовил
Юрий МОРГУНОВ
Фото
из открытых источников