/*?>
Об импортозамещении говорят подчас, как о чем-то особенном, и от нас, провинциалов, не зависящем, а ведь эту серьезнейшую государственную проблему реально решают в нашем городе на предприятии, расположенном на улице Димитрова
Через стекло директорского кабинета пробивается уличный шум. Можно сказать, нехарактерный. Видно и слышно, как ремонтная бригада с усердием меняет трубы в сетевом хозяйстве города. Хозяин кабинета хмурится:
– Смахнули нам красивейшие липы, которые всем коллективом сажали перед главным входом на фабрику, хотя, на мой взгляд, такой необходимости не было. Компания обещала в качестве утешения компенсировать молодыми саженцами. Там представляют, сколько лет дерево растет?
Генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия «Курская биофабрика» Вячеслав Михайлович Безгин проблемы роста любого живого существа знает буквально на молекулярном уровне. Помимо умелого управления предприятием, он – один из лучших ученых-практиков, профессор, доктор биологических наук, заведующий кафедрой Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова. С участием специалистов ведущих научно-исследовательских институтов страны на Курской биофабрике были внедрены технологии изготовления нескольких десятков биопрепаратов. В их числе вакцины против болезни Ньюкасла и оспы птиц, антигены и сыворотки для типизации вируса ящура, сальмонеллезные сыворотки, культуральное производство вакцины против болезни Марека, вакцины против хламидиозного аборта овец. На сегодняшний день «БИОК» обеспечивает потребность страны в аллергенах, используемых при диагностике туберкулеза, сапа (туберкулины, малеины), а также производит наборы для диагностики лейкоза маллеина КРС. И это, следует признать, только малая часть того, что создала биофабрика за 120 лет своего существования.
В директорском кабинете на стене портрет Николая Даниловича Диковского, основателя и первого руководителя предприятия, который в годы Гражданской войны организовал изготовление вакцины против холеры и брюшного тифа. Николай Данилович самоотверженно проверял на себе действие разрабатываемых препаратов, впоследствии спасших не одну человеческую жизнь. В течение 32 лет он возглавлял сначала земскую ветеринарную бактериологическую лабораторию, а затем Курский ветеринарно-бактериологический институт, которому в 1922 году, еще при жизни, было присвоено имя Диковского.
За 120 минувших лет Вячеслав Михайлович Безгин – восьмой руководитель предприятия. До него два десятилетия биофабрикой руководил почетный гражданин города Курска профессор Николай Стефанович Шевырев.
Язык не повернется назвать такое текучкой кадров. Здесь явно принято выращивать кадры самим.
– Уверен, именно связь времен, передача из поколения в поколение культурных ценностей, опыта, сохранение производственных традиций позволяют предприятию не только выживать, но и наращивать объемы производства даже в трудные кризисные времена, – считает Вячеслав Безгин.
Это подтверждается фактами.
С начала нового тысячелетия на предприятии более чем в 2 раза обновлена товарная номенклатура, в 7 раз увеличен объем выпускаемой продукции, а средняя заработная плата сотрудников приближается к 30 тысячам рублей.
Вячеслав Михайлович признался, что его профессиональное становление было непростым. После окончания с отличием сельхозинститута он был принят в областную ветлабораторию ветеринарным врачом-эпизоотологом. И казалось бы, карьера молодого специалиста должна была пойти в гору. Вскоре его назначили ветврачом-бактериологом, а потом он возглавил самый большой в области бактериологический отдел. Поступил в аспирантуру, был на хорошем счету, и прочили ему должность директора областной лаборатории. Чиновничью перспективу «убила» наука.
Вячеслав Михайлович пришел рядовым микробиологом на Курскую биофабрику. Через год его назначили главным технологом, через четыре года 32-летний Вячеслав Безгин уже заместитель директора по производству, в 35 лет – главный инженер Курской биофабрики, а с 2000 года – ее директор.
– Вячеслав Михайлович, – спрашиваю, – зачем вам, ученому, необходимо управлять еще и производством?
– У нас не просто производство. На фабрике есть свой научно-производственный центр, в котором работают 40 сотрудников. Из них двое имеют докторскую степень и семеро кандидатскую. Мы же и самостоятельно, и совместно с российскими НИИ разрабатываем часть препаратов. Проводим испытания. Сегодня готовим биопрепараты по импортозамещению. Напомню, «БИОК» возник на месте научной лаборатории. А лаборатория – как в армии разведка. И «разведку» она ведет на микробиологическом фронте. Нас в студенческие годы учили, что большая часть инфекций уничтожена, необходимо «добить» остатки. Реальность же оказалась другой. В мире сегодня насчитывается около ста видов новых, ранее не известных заболеваний как у людей, так и у животных. На мой взгляд, никогда не стоит заявлять о чем-то окончательном. Микробы живут на планете миллионы лет, и победить их в ближайшем будущем вряд ли удастся. А вот существенно ограничить их возможности реально. Чем, собственно, мы и занимаемся. Да и двадцать первый век – век биотехнологий, – объясняет Вячеслав Безгин.
К слову сказать, он написал учебник о промышленном производстве биотехнологий. Вячеслав Безгин – автор 22 изобретений, все из которых внедрены, чем сможет гордиться не всякий университет, имеющий в своем портфеле большое количество патентов, так на практике и не используемых. Очевидно, тесная связь науки и биопроизводства предоставляет другие возможности.
Борис Киряев