Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Дорога в отчий дом

Газетный выпуск № 114
20 сентября 2019 10:06 Публицистика

24 сентября исполняется 100 лет со дня рождения замечательного курского писателя, человека трудной судьбы Константина Воробьева.

К вековому юбилею Константина Дмитриевича земляки писателя решили проложить своего рода туристскую тропу к местам, в которых закладывался курский характер человека, рассказывавшего людям правду о войне и жизни.
Сергей Есенин говорил, что только тот имеет право называться настоящим поэтом, у кого есть малая родина. Добавим: настоящим прозаиком – тоже. Причем о малой родине своей они говорят поэтическим языком. Освященные силой настоящей любви и истинного таланта места, каких, в общем-то, немало на просторах необъятной нашей страны, волшебно преображаются и на протяжении десятилетий притягивают неудержимо к себе любителей живого великорусского слова.
Малая родина Константина Дмитриевича Воробьева, село Нижний Реутец, освещена таким «никогда не потухающим солнцем». Он прожил там не так уж много лет, но это те важнейшие годы в жизни человека, когда закладывается его характер.
Недаром Воробьев говорил: «Детство – это посох, с которым мы вступаем в жизнь». Он и ушел оттуда с бесценным грузом. В письме к директору Нижнереутчанской школы Николаю Ефимовичу Воробьеву, написанном 11 апреля 1969 года, Константин Дмитриевич признается: «Я сохранил о своем селе все, что следует сохранить человеку, любящему свою родину, – ее облик, запахи, краски, образы людей». И эти воспоминания

поддерживали мужественного человека на сложном его пути. Они помогли создать ему зримый, узнаваемый образ кусочка глубинной России.
Когда читаешь Воробьева, постоянно встречаешь в его произведениях воспоминания о конкретных местах Медвенского района. В столетний юбилей писателя мы решили проложить туристскую тропу Воробьева. Одну из своих книг он назвал «Дорога в отчий дом». Вот и туристской тропе мы дали имя – «Дорога в отчий дом Константина Воробьева». Приглашаем всех вас пройти с нами по ней.
Тот, кто едет к Воробьеву в Нижний Реутец, должен смотреть внимательно на это «большое полустепное село, затонувшее во ржи и сливовых садах». Так описывает его Воробьев в повести «Почем в Ракитном радости» и там же признается, что оттуда унес то самое «никогда не потухающее солнце, речку, тугой перегуд шмелей в цветущей акации, запах повилики и мяты в чужих садах и огородах». Нижний Реутец он заменил поэтичным названием Ракитное не случайно. Когда в 1977 году здесь отмечался 60-летний юбилей Константина Дмитриевича, на встречу из Москвы приезжала его сестра М. Д. Воробьева. Она вспоминала, что раньше возле их дома росли ракиты. Именно о них думал писатель, когда работал над повестью «Почем в Ракитном радости». Во время оккупации Нижнего Реутца деревья были уничтожены фашистами. А в сентябрьский день 1977 года гости праздника опять озеленили эту часть села.

«Берега речки заросли ивовой дремучестью, хаты тонут в садах» – знакомые курские пейзажи

И, конечно, тем, кто идет поклониться Воробьеву, надо пройтись по улице Нижнего Реутца – Шелковке, где родился писатель. Раньше она обозначалась как сельцо, являлась отдельным населенным пунктом. В Википедии даже указано, что по одним данным Воробьев родился в Нижнем Реутце, по другим – в Шелковке. Если Нижний Реутец он в повести заменил поэтичным названием Ракитное, то Шелковка неоднократно без изменений встречается в произведениях нашего земляка.
Вот рассказ «Гуси-лебеди»: «Шелковка… Две сотни белых хат двумя посадами рассыпались над речкой… …а вокруг – безбрежный океан хлеба, дрожащая синь знойного марева…

В повести «Убиты под Москвой» в момент поединка с фашистским танком главный герой «болезненно остро ощутил присутствие тут своего детства»: Шелковки, где рос пырей; Бешеной лощины…
Продолжаем нашу необычную экскурсию. Вот мы у дома Воробьева: «А хата стояла. Как нарисованная. Как тогда. Как постоянно в моей памяти. Хаты всегда похожи на хозяина…». Это цитата из повести «Почем в Ракитном радости».
В нескольких произведениях Воробьев рассказывает о буднях деревенских школьников с достоверностью, показывающей, что зиждется она на конкретной основе. Так что не миновать нам еще одного места. В Нижнем Реутце сохранились здания церковноприходской и земской школ. В них велись занятия после революции. Но места не хватало. Было построено еще одно здание. Сейчас оно осталось только на фотографии. На его месте находится нынешняя Нижнереутчанская школа.
А извилистая туристская тропа приводит нас к месту особенному. В повести «Друг мой Момич» Воробьев пишет о трагических событиях у храма Иоанна Предтечи. С него сбивают крест, а чуть позднее тут убивают тетку Егориху. И здесь Воробьев говорит о реально существовавшем: в Нижнем Реутце действовал храм Иоанна Предтечи.
Не единожды Воробьев пишет о Бешеной лощине. Вот «Сказание о моем ровеснике», впервые напечатанное в газете «Советская Литва». Заканчивается оно так: «Потом, годами позже, Алешка понял, что в жизни нельзя уйти куда-нибудь всему разом, потому что тогда не с чем будет жить памяти. Видно, поэтому позади у него остался грустный неуют двора и дряхлый бродяга мерин, заглохший сад и таинственная Бешеная лощина…».
«Но где же эта «таинственная Бешеная лощина»? – спросили мы нижнереутчанцев. – Существует ли она? Учитель русского языка и литературы Нижнереутчанской школы Елена Николаевна Рагулина со своими учениками «прошла стежками-дорожками» Воробьева. Она привела и нас в Бешеную лощину, показала, где расположен Устиньин лог. В грустной задумчивости постояли мы у места, где до войны были копани. Именно в такой яме залился (утонул) дед Алешки Ястребова из «Сказания о моем ровеснике».
Интересно и то, что упоминаемые Воробьевым в «Почем в Ракитном радости» населенные пункты, по которым возили кино, – Соломыково, Рожновка, Спасское – существуют на самом деле. Факты из книги и биографии писателя перекликаются. Окончив семилетнюю школу, Воробьев поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. Через два года вернулся домой и шесть месяцев с кинопередвижкой разъезжал по району. Наверное, именно тогда он так хорошо изучил его, что названия сохранил в памяти на всю жизнь. А было-то ему тогда лет пятнадцать! Но ничего не забыл, не растерял на трудных дорогах жизни.
В повести «Это мы, Господи!..» мы нашли медвенскую деревню – Аксеновку. В рассказе «Чертов палец» – наше село Гахово. В повести «Друг мой Момич» – Липовец, Гостомлю. В «Сказании о моем ровеснике» – Сафоновку. Вся карта Медвенского района!
Еще одно место на нашей туристской тропе – Нижнереутчанский Дом культуры. В июле 1984 года по инициативе стоявшей тогда у руля района Г. П. Окороковой в нем был открыт музей Воробьева. Вдова писателя, Вера Викторовна, передала в музей письменный стол Константина Дмитриевича, диван, кресло, страницы рукописи, фотографии, трофейную пишущую машинку, на которой наш мужественный земляк написал повесть «Это мы, Господи!..». Позднее эти вещи получили «прописку» в Курске, но музейная экспозиция в читальном зале Нижнереутчанской библиотеки сохранилась.
Не миновать литературным паломникам и встречи с районным центром – Медвенкой. Интересно, как в отрывках из литературных произведений перемешались факты из судьбы самого писателя. В 1935 году он начал писать стихи, статьи, а с августа этого же года стал работать литературным инструктором в медвенской газете. Из редакции Воробьева уволили, поставив ему в вину то, что он читал произведение, иллюстрированное портретами царских генералов, – «Отечественную войну 1812 года».
Сегодня несведущему человеку не найти это связанное с Воробьевым место. Медвенский краевед В. А. Звягин рассказал нам, что до войны редакция располагалась в доме священника. Дом был перестроен, и сейчас это частное владение. В 1988 году на новом здании районной газеты появилась мемориальная доска: «В Медвенской районной газете в 1935 г. работал сотрудником писатель, наш земляк Константин Дмитриевич Воробьев». Коротко и ясно. Для жителей Курской области этим все сказано: настоящий писатель и человек, гордость родной земли.
Приезжайте на родину Константина Дмитриевича, и мы с вами все вместе пройдем этой туристской тропой.

Ольга и Наталья Артемовы,
п. Медвенка



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также