Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

И Баба Яга, и Василиса в одной актрисе

Газетный выпуск № 123
10 октября 2019 12:20 Культура

В июле Курскому театру кукол исполнилось 75 лет. За эти годы на его сцене прошли сотни премьер.

По традиции новый сезон ознаменован вручением наград. Принимает поздравления и Елена Печкуренко – актрисе присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». За 20 лет работы в Курском театре кукол Елена Алексеевна создала целую галерею образов, в которые влюблены и дети, и взрослые – в спектаклях «Прыгающая принцесса», «На острове Баррамапуту», «Кошкин дом», «Собачья радость», «Повелитель мух», «Кот в сапогах», «Елена Премудрая»…
Недавняя работа театра – спектакль для взрослого зрителя по пьесе Кати Рубиной «Бабаня».
«Бабаня» – спектакль уникальный. Автор пьесы Катя Рубина написала его для драматического театра. Курский театр – единственный в России поставил «Бабаню» «в куклах». Режиссер-постановщик – Валерий Бугаев. Спектакль три года не сходит со сцены. У Елены Печкуренко в «Бабане» сразу две роли: простая женщина из российской глубинки, открытая душа Шура и австралийская Христа – женщина с драматической судьбой, замкнутая, недоверчивая, потерявшая мать и мужа, воспитывающая больного сына, сохранившая при этом веру в человеческую доброту и милосердие.
– Елена Алексеевна, «Бабаня» – не единственный спектакль, в котором вы воплощаете два образа?
– Да, есть еще «Кощей + Василиса = ?». Там я и Баба Яга, и Василиса. Работать в этом спектакле гораздо сложнее, чем в «Бабане». В каждой руке в «Кощее» – кукла. С «Бабаней» все иначе. Там действие построено так, что я успеваю отдохнуть и от Шуры, и от Христы.
– В детстве любили бывать в театре кукол?
– Я родилась на Алтае, в Славгороде. Театра кукол в нашем городе не было. А вот талантливых людей было много! Кстати, в Славгороде родился режиссер и киноактер Владимир Хотиненко. Правда, узнала я об этом уже после окончания Ярославского государственного театрального института. Моя бабушка, как выяснилось, хорошо знала его родителей. Театр кукол в мою жизнь вошел с экрана телевизора. Второй канал показывал плохо, а вот по первому можно было посмотреть «Необыкновенный концерт» Театра кукол имени Сергея Образцова. Потом мама подарила книгу Образцова «Моя профессия». Все детство я ее читала, рассматривала.
– Получается, в профессию вас привел Сергей Владимирович Образцов?
– Нет. Я хотела танцевать, поступить в институт культуры в Барнауле на хореографическое отделение, а после него попасть в прославленный ансамбль русского танца «Огоньки» под руководством Гарри Полевого. К тому времени я уже 10 лет танцевала в ансамбле танца «Калейдоскоп». Но в этом коллективе был жесткий «дресс-код» по росту – рост танцоров не менее метра семидесяти. Мне не хватило шести сантиметров. Расстроившись, поступила в педагогическое училище, закончила его и поняла: не мое. У нас был театральный кружок, а точнее, инсценированные лекции по истории мировой культуры. Учительница помогла мне подготовить репертуар к вступительным экзаменам. Я уже твердо знала, что буду актрисой. Однако произошло это не сразу. Москва, Свердловск, Питер – за два года 16 раз я предстала перед экзаменационной комиссией. Во ВГИКе слушал Анатолий Владимирович Ромашин. В Щукинском театральном училище экзамены принимала Нина Дорошина – она мне казалась очень строгой. Ректором тогда был Владимир Этуш. Помню, с каким уважением он относился к студентам, здоровался за руку. До сих пор я не могу равнодушно смотреть художественные фильмы, где по сюжету – вступительные экзамены в театральный вуз, не могу видеть слезы не поступивших абитуриентов. Я пережила это: мечты разбиваются, и ты понимаешь – сцена отодвигается очень далеко, кажется, навсегда. Я поступила в Ярославский государственный театральный институт и ни разу не пожалела о выбранной специальности. У нас были замечательные преподаватели, среди которых народная артистка РСФСР Наталья Терентьева, ученица Качалова, сама москвичка, но служила в Волковском, и я лично не застала ее в институте, когда она преподавала сценическую речь до 1976 года. Но там были и другие для нас живые легенды: Сергей Рамоданов, Валерий Нельский, Феликс Раздьяконов. К сожалению, многие ушли от нас сегодня. Я бесконечно благодарна моим мастерам: Станиславу Сергеевичу Клитину, Светлане Васильевне Бабарыкиной, Нине Алексеевне Шалимовой, Маргарите Георгиевне Ваняшовой.
– Елена Алексеевна, расскажите о своем первом спектакле и о первой кукле?
– Это был спектакль «Прыгающая принцесса» – он и сейчас в репертуаре. И принцесса за прошедшие двадцать лет не изменилась. Платье и прическа, конечно, у нее теперь другие. В первые годы «жизни» с кукольными нарядами было непросто. Шить их в 90-е годы – не из чего. Бутафоры тогда показывали чудеса – творили из ничего. Теперь куклы оделись в парчу, кружево и бархат.
– Что вам ближе – спектакли для детей или для взрослых?
– Люблю серьезную драматургию. Мне нравится работать в спектаклях для подростков. Но больше – во взрослых спектаклях. Они всегда были в нашем репертуаре, есть и сегодня.
– Мир театра кукол кажется таинственным. Не связано ли с репетициями и спектаклями каких-то необыкновенных историй?
– И необыкновенных, и таинственных, и смешных. С одной из них и начался мой профессиональный путь в Курском театре кукол. После окончания вуза я приехала на театральную биржу«Будущее театральной России». Режиссеры приглашали вчерашних выпускников, рассказывали условия работы. Я сидела рядом с выпускником нашего вуза Сергеем Рякиным. Главный режиссер Курского театра кукол Валерий Бугаев сказал: «Мне предложить нечего. Только ведомственную квартиру и интересную работу». В этот момент прямо перед нами с потолка рухнул большущий кусок штукатурки. Вот вам и мистический знак! Еще: во время спектакля «Король умирает» актриса должна освободить короля от опутавших его нитей. До сих пор не можем понять, как она порезалась тупым бутафорским ножом. Но самым загадочным, конечно, остается спектакль «Терем». Почему? Чтобы понять это, надо его посмотреть.
– Елена Алексеевна, ваш сын играет в одном из спектаклей. Расскажите о его работе.
– Илья занят в спектакле «Повелитель мух» по роману Уильма Голдинга.
Я и муж большую часть времени проводим в театре (супруг Елены Печкуренко – актер и режиссер Игорь Семяновский). Сын постоянно был с нами на репетициях. Когда ему исполнилось семь лет, главный режиссер Валерий Бугаев решил, что в финале спектакля на сцену должен выходить мальчик. И Илья подошел на эту роль. С тех пор он и работает очень ответственно, постоянно ищет новые формы выражения роли, как взрослый. Скоро ему уже 14 лет. Белая рубашка, в которой Илья выходит, доходившая раньше почти до пят, сейчас уже до колен. Казус случился лишь в первый год работы. Илья довольно долго ожидал своего выхода, а так как появлялся он перед зрителями босиком, то сидел в папиной обуви, чтобы в последний момент ее быстро скинуть. Так вот, один раз он забыл это сделать и так вышел на сцену: маленький мальчик в длинной ночной рубашке и черных сценических тапочках … 41 размера… Но это было лишь однажды.
– Любите ли вы своих отрицательных героев?
– Даже больше, чем положительных. Змейки, Бабы Яги, лисы – очень мне дороги и интересны. Надо хорошо исследовать каждый характер, найти в нем что-то хорошее. Скажу по секрету: играть только положительных героев… скучно. Главный режиссер театра Валерий Бугаев нас учит: «Играя злодея, ищи где он добрый, и наоборот».
Елена ГАМОВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также