Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Тело оставлено на поле боя…

Газетный выпуск № 143
28 ноября 2019 11:27 История

По уже сложившейся традиции 3 декабря в нашей стране отмечают День Неизвестного Солдата. Сколько их, солдат Великой Отечественной войны, которые спят вечным сном не в братской могиле у подножия обелиска, а просто в сырой земле, в безвестном последнем окопе, который они защищали до последней капли крови? Но поиск мест захоронения продолжается…

Тело оставлено на поле боя…Хотя бы попытаться вернуть
Молодая женщина Оксана Герасименко из Пензенской области ищет место захоронения своего прадедушки, сражавшегося на курской земле. Вот строки из ее писем:
«Я разыскиваю своего прадеда Лаврикова Михаила Петровича, воевавшего в составе 125-го стрелкого полка и пропавшего без вести в июне/июле 1942 года в районе села Быстрецы Тимского района Курской области. Данные о бойце я взяла с сайта «Память народа»… Леонид Васильевич Козлов припомнил, что в 1971-1973 годах на окраине этого села были найдены останки пулеметчика и документы, указывающие на его личность. Вы не могли бы что-либо вспомнить по этому факту?..
…Я буду рада, если хотя бы найдем место захоронения или последнего боя. Вы знаете, мне кажется, нет ничего страшнее, чем быть забытым всеми. Перед своей смертью его старшая дочь – Полина Михайловна – попросила предать его земле. После церковной службы… ей приснился сон, что отец пришел домой, лег на кровать, вздохнул: «Наконец-то я дома» – и заснул!
Я верю, что его душа обрела покой! И хотелось бы, конечно, его «настоящего возвращения» домой…Наш долг, как потомков, хотя бы попытаться его вернуть».

У последнего окопа
Надо подчеркнуть, что Леонид Васильевич Козлов, о котором упоминается в письме, – бывший офицер, уроженец села Быстрецы Тимского района, первым подсказал возможное направление поиска места гибели солдата. Со слов других людей он знает, что, хотя братских могил в Быстрецах нет, в начале 1970-х годов жителями села на опушке леса Степь были обнаружены останки нашего солдата. По словам Леонида Васильевича, обнаружил эти останки на дне окопа сельский житель Орехов Михаил, ныне покойный, который пас в этом урочище коров. Тогда же говорили, что в этом окопе были ржавые останки пулемета системы Дегтярева, сгнившее обмундирование, фляжка.
Проследить, куда в дальнейшем были перезахоронены останки солдат, к сожалению, до сих пор не удалось. По версии некоторых земляков, в братские могилы в селах Волобуевка и Постояновка Тимского района и были перенесены останки одного или, возможно, двух бойцов, найденных в начале 1970-х годов. Но фамилии Лавриков на надгробии нет. Судя по всему, останки были безымянныеТело оставлено на поле боя….
К сожалению, до сих пор места захоронения многих павших героев неизвестны. Вот строки из письма того же Леонида Козлова, проливающие свет на события, которые происходили на нашей малой родине в июне-июле 1942 года. «Просматривая архивные документы, – пишет Леонид Васильевич, – я натолкнулся на донесение о безвозвратных потерях начальствующего состава 6-й стрелковой дивизии. И там среди погибших значатся следующие командиры:
1. Старший сержант Перепелкин Анисим Вахитович, убит 29.06.1942 в районе с. Быстрецы… тело оставлено на поле боя.
2. Лейтенант Побеленский Сергей Павлович, убит 29.06.1942 в районе с. Быстрецы… тело оставлено на поле боя.
3. Лейтенант Хабекиров Мухамед Аминович, убит 29.06.1942 в районе с. Быстрецы… тело оставлено на поле боя.
4. Мл. лейтенант Галкин Борис Владимирович, убит 29.06.1942 в районе с. Быстрецы… тело оставлено на поле боя»…
И в этой связи у меня возникает резонный вопрос: а где захоронены тела этих воинов? У нас в Быстрецах нет ни одной братской могилы, нет ни одного воинского захоронения. А коль так, значит, они до сего времени покоятся засыпанные землей в своих окопах, где приняли свой последний бой. Как-то это все неправильно… В этом донесении указаны также данные о родственниках этих командиров и местах их проживания. Может, есть смысл нам поднять этот вопрос перед администрацией района и ко Дню Победы хотя бы какую-то мемориальную стелу установить в Быстрецах с фамилиями этих людей? Не плохо было бы найти их родственников, пригласить на открытие мемориальной стелы в честь погибших.
Более того, я проследил, насколько это возможно, конечно, боевой путь 125-го стрелкового полка, который в июне 1942 года занимал оборону в районе села Быстрецы. Сражение за Быстрецы (если можно так выразиться) полк провел 28-29 июня, а затем под натиском немцев отступал в направлении Каменной Горы (ныне это Каменогорка Советского района). И вот там, под Каменогоркой, на высоте 235,0 полк окопался и занял жесткую оборону. Силы, конечно, были неравные. И в этих боях, на этой высоте, полк потерял примерно 3/4 личного состава. Там тоже нет ни братских могил, ни воинских захоронений, ни мемориальных досок в память погибшего полка».
«Как бы нам поднять этот вопрос и хоть что-то сделать для тех людей, которые полегли на нашей курской земле?», – ставит вопрос в письме ко мне бывший офицер. И ведь он прав, тысячу раз прав.
Пока же единственное, что можно сделать, – опубликовать в областной газете фото того солдата, могила которого до сих пор неизвестна, но подвиг его, как и тысяч его товарищей, поистине бессмертен.
Вячеслав ЖИДКИХ,
поселок Тим

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять