/*?>
В семье жителей Конышевского района Людмилы и Ивана Павловых большая пушистая елка. Для стариков, которых приютила семья, это большая радость.
Пусть потерявшая зрение 88-летняя Анна Евдокимовна не видит нарядных игрушек, зато чудесный хвойный запах создает праздничное настроение. Под елкой подарок – теплые носочки, платок. А для Нины, второй приемной бабушки Павловых, – духи. Старушка любит парфюмерию.
Всех постоялиц в дом Павловых привело одиночество, а многих и горе. Людмила не собиралась устраивать семейный дом престарелых, но не смогла отказать тем, кто нуждался в помощи.
Свое 80-летие Мария отметила в семье Павловых, ответив отказом на предложение дочки переехать к ней на Украину. У Людмилы и Ивана Павловых она чувствовала себя членом семьи, подружилась с Ульяной Соловьевой – первой чужой бабушкой, ставшей своей для Павловых. Ульяна Емельяновна – жена офицера, погибшего в первые дни войны, была одинокой. Престарелой женщине уже было тяжело управляться по дому, огород зарастал сорняками. А Павловы только переехали в Курскую область из Белгородской. В Белгородской области их жизнь была налаженной. Иван был в числе лучших механизаторов, Людмила заведовала столовой, дети, а их в семье четверо, учились. Однако супруги сразу же перебрались в Конышевский район к родителям, когда тем потребовался уход. Там они и познакомились с Ульяной Соловьевой. В 90-е годы большим подспорьем был огород. Павловы и свой обрабатывали, и соседке Ульяне помогали. А потом она заболела, и Павловы забрали ее к себе. Забот им и так хватало. После смерти отца Людмилы ослепла мать. Но оставить без помощи одинокую вдову фронтовика они не могли.
Ульяна дожила до 97-летнего возраста. В последний путь Павловы ее проводили в 2010 году, а через год в их семье появились сестры: старшая, 80-летняя Анна Евдокимовна, и младшая Вера, инвалид детства.
– У сестер тяжелая судьба, – говорит Людмила Павлова. – Анечке было шесть лет, умерла ее мама, и отец женился во второй раз. Мачеха внимания сироте почти не уделяла. Аня была взрослая, когда у отца появилась вторая дочь. Верочка родилась больная, на всю жизнь она осталась ребенком. Когда отец и мачеха умерли, Анна забрала сестру к себе, а с годами начала терять силы. Анна была наслышана о нашей семье, вот и позвонила: «Людмила, заберите и нас к себе!». Я ездила посмотреть, как они живут, действительно, положение было отчаянное. Надо было помочь.
Прошло еще несколько месяцев, и число членов семьи Павловых увеличилось еще на двух человек. Три дочери супругов Юркиных жили в Италии. Матери и отцу они наняли сиделку, но та, пользуясь беспомощным положением стариков и тем, что ее никто не контролирует, к своим обязанностям относилась спустя рукава. Неизвестно на что она тратила переводимые дочерьми деньги и пенсии супругов, но старики нередко оставались голодными. Дмитрий Алексеевич приходился дальним родственником Людмиле Павловой. Однажды он попросил ее одолжить хоть немного денег. Павлова забеспокоилась: у стариков пенсии приличные, да и дочери помогают. Решив узнать, в чем нуждаются супруги, Людмила Павлова поехала в Конышевку, где они жили. Время приближалось к полудню, а старики еще и не ели ничего. На кухне лишь кастрюля серой, слипшейся лапши, холодильник пустой. Белье на кровати парализованной Екатерины Юркиной давно не менялось. Ее старенький муж суетится, плачет, а сделать ничего не может. Супруги переехали к Павловым. К ним присоединилась проживающая на Украине тетя Людмилы.
«Тетя Лида мне как мама была, и тут жизнь на Украине стала тяжелой, тревожной, мы ее позвали к себе», – вспоминает Людмила.
Жизнь движется вперед, старики покидают этот мир. Каждого Павловы провожают как положено по церковным и народным традициям. Сейчас у них двое пожилых женщин: 88-летняя Анна Евдокимовна и Нина.
– Нина после инсульта. Взять ее к нам меня уговорила дочка Нины, – говорит Людмила. – Они приехала из Украины, чтобы ухаживать за матерью. Пора было возвращаться, а Нина наотрез отказалась покидать Россию. У нас все хорошо. Нина уже потихонечку ходит. Анна Евдокимовна бодрая, вот только зрение подводит. А Нина слышит плохо. Телевизор они не смотрят, но любят, когда я новости рассказываю. Развлекаемся разговорами, песнями, молодость вспоминаем. Только у нас уговор: не плакать – от этого давление может повыситься. Скоро к нам поселится еще одна престарелая женщина. Родных у нее нет, а в интернат для престарелых идти не хочется.
– Людмила Павловна, а муж ваш не против?
– Иван предложение руки и сердца мне сделал на третий день знакомства. И я сразу ответила согласием. Мы с ним 40 лет живем душа в душу. Он помогает мне во всем. Муж мой – заслуженный механизатор России. Дети наши уже взрослые, у них свои семьи, и они приезжают помочь. А я им говорю, мол, если со мной что-то случится, сама-то уже не молодая и здоровье не очень, не бросайте моих дорогих стариков. У нас вся семья такая. Моя сестра Елена Гущина в Тюмени живет, она больных деток берет. Со своими 17 воспитанниками нас навещала. Елена в передаче Андрея Малахова участвовала «Пусть говорят». Хочу сказать, что нас поддерживает глава Конышевского района Дмитрий Александрович Новиков. Так Господь распорядился, чтобы мы людям помогали.
Анна ЖУРАВЛЕВА