Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Пять курортов, где рождались культовые произведения

Газетный выпуск № 2020_10
30 января 2020 16:49 Общество

Морские курорты умеют вдохновлять творческих личностей. Формула «Посидел на пляже – написал книгу» работает не всегда и не со всеми, тут нужен особенный набор качеств отдыхающего. У Хемингуэя, Чехова, Паустовского, Кристи и Флеминга курортный роман с литературой сложился идеально.

Пять курортов, где рождались культовые произведенияГавана – «Старик и море»
Город-курорт Гавана в плане крутости может больше ничего не делать – там творил Эрнест Хемингуэй, и этого достаточно. Деревушка Сан-Франциско-де-Паула, где Хемингуэй сначала снял, а потом и купил себе дом, – это пригород столицы, но по умолчанию считается, что писатель жил в городе.
Хемингуэй рассказывал, что всегда начинал работу над произведением сразу после восхода солнца – редко в кабинете, чаще прямо в спальне.
Хотя до пляжа было рукой подать, на песке под пальмами ему не писалось.
По легенде, идея повести «Старик и море» зародилась у Эрнеста не на Кубе, а в Бимини, районе Багамских островов, но сформировалась история именно в Гаване. Писатель утверждал, что образ старика Сантьяго – собирательный и ни на ком конкретно не основан. Только вот примерным прототипом, вероятно, все же был давнишний приятель Хемингуэя и почти его ровесник рыбак Грегорио Фуэнтес. Вместе они и рыбачили, и выпивали, и даже были «морскими осведомителями» США во время Второй мировой. Огромного голубого марлина – прототип той самой рыбы, которая фигурирует в повести «Старик и море», – они поймали тоже вместе.

Пять курортов, где рождались культовые произведенияНицца – «Три сестры»
Ницца, Канны, Сен-Тропе, Ментон, Антиб и десятки городков и деревушек, щедро рассыпавшихся по Лазурному берегу, служили вдохновением для целой армии писателей. Тут работали Фридрих Ницше, Сомерсет Моэм, Генрих Манн, Владимир Набоков, Александр Куприн, Ги де Мопассан и еще несколько десятков, а то и сотен литераторов разного масштаба и национальностей.
Среди них был и Антон Чехов. В декабре 1900 года он приехал в Ниццу с сырым и слабым черновиком пьесы «Три сестры», которую начал писать в Ялте. Он уже успел показать и частично переработать пьесу в Москве, но работы еще предстояло много. Именно в Ницце писатель существенно перестроил III и IV акты произведения, которое станет театральной легендой.
«Переписываю свою пьесу и удивляюсь, как я мог написать сию штуку, для чего написать. <…> В III акте я кое-что изменил, кое-что прибавил, но очень немного», – писал Чехов 15 декабря своей будущей жене Ольге Книппер. А через два дня добавил, что в IV акте «произвел перемены крутые» и в роли Маши «прибавил много слов».

Пять курортов, где рождались культовые произведенияЮрмала – «Золотая роза»
Юрмала, и особенно ее часть – Дубулты, стала Меккой русских писателей еще в середине XIX века: на Рижском взморье отдыхали Лесков и Гончаров. В советские времена в районе Дубулты открыли Дом творчества писателей, и гостями города стала россыпь литературных талантов. Там отдыхали и писали Валентин Катаев, Василий Шукшин, Чингиз Айтматов, Василий Аксенов, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Денис Драгунский и Евгений Евтушенко.
Среди резидентов Дома творчества был и один из самых тонких, романтичных и принципиальных писателей советской эпохи Константин Паустовский – литературный кумир Марлен Дитрих. В 1955 году он приехал на Рижское взморье и, по его же воспоминаниям, «за полтора месяца сделал столько, что в Москве для этого понадобилось не меньше восьми месяцев». Среди прочего он написал там повесть «Золотая роза» – заметки о своем понимании писательства и своем творческом опыте. Повесть стала знаковой для Паустовского и для советской литературы в целом – она начала серию авторских откровений о писательском труде в СССР.

Пять курортов, где рождались культовые произведенияСтамбул – «Убийство в «Восточном экспрессе»
Королева детектива Агата Кристи обожала новые страны. В 1922 году она совершила кругосветное путешествие, побывав в Канаде, США, Южной Африке и Австралии. Позже она недолго пожила на Канарских островах и объехала Европу и почти весь Ближний Восток. Во время поездок Кристи не только собирала фактаж и вдохновение, но и писала романы – обычно в гостиницах. Один из самых известных детективов, «Убийство в «Восточном экспрессе», она создала в номере люксового стамбульского «Пера Палас Отеля» у моря.
Эта фешенебельная гостиница была предназначена для состоятельных пассажиров знаменитого «Восточного экспресса», соединившего Париж и Стамбул на главном своем маршруте. Агата Кристи часто путешествовала этим поездом и называла его «своим несомненно самым любимым». В 1933 году она приехала в Стамбул, по обыкновению заселилась в 411-й номер и сразу же начала работу над новой книгой. Во всяком случае, так гласит легенда.
На идею создания «Убийства в «Восточном экспрессе» Кристи натолкнули две реальные истории.
Первая – громкая история похищения и убийства полуторагодовалого сына известного авиатора Чарльза Линдберга в 1932 году. Вторая – снежная ловушка, в которую на целых шесть дней в 1929 году «Восточный экспресс» попал в турецком городе Черкезкей. Эти события ярко отразились в романе – правда, в переработанном виде.

Пять курортов, где рождались культовые произведенияОракабесс – бондиана
Свой первый роман о Джеймсе Бонде – «Казино «Рояль» – легендарный Ян Флеминг написал в городе Оракабесс на севере острова Ямайка. Там же родились и все остальные книги серии.
Когда в 1946 году Флеминг выкупил участок земли на острове и построил там небольшой особняк «Золотой глаз», он и представить себе не мог, как много это место будет значить для любителей шпионских триллеров. Флеминг к тому времени стал начальником корреспондентской службы в The Sunday Times и специально оговорил, что пару месяцев в году остается на Ямайке и пишет книги. Так он обеспечил себе время для Бонда.
Главного героя Ян Флеминг назвал в честь автора «Практического справочника птиц Вест-Индии» орнитолога Джеймса Бонда.
Автор хотел сделать главного героя максимально нейтральным, и это имя вполне вписывалось в концепцию. Черновик «Казино «Рояль» Флеминг создал меньше чем за месяц. Позже он рассказывал, что писал по три часа утром и час вечером, ничего не правил и не пересматривал то, что уже написал, – и так у него получалось выдавать по 2 тысячи слов в день.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также