Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Направо – мост, налево – мост…

Газетный выпуск № 2020_36
02 апреля 2020 18:37 История

Наш город с момента его основания стоял на двух реках, которым во множестве сопутствуют протоки, речушки и ручьи. Отсюда изобилие самых разных мостов. Понятно, почему императрица Екатерина II, любуясь панорамой Курска, сравнила его с Венецией.

Из альбома К.М. Бородина. Курск в 1809 году. Вид на акрополь из-за Кура

Письменный источник начала XIX века сообщает: «Курск разделяется рекой Тускарью и речкой Куром на четыре части: Городскую, Закурную, слободу Стрелецкую, слободы Пушкарную и Казачью, которые соединяются сделанными на сваях мостами». Ямская не упоминается, поскольку уже в те времена она имела самостоятельный статус.

Начало ХХ века. Мост через Тускарь рядом с Николаевским храмом в Стрелецкой

Самым старым с давних времен и наиболее востребованным считался узкий деревянный мост через Кур на Белогородской дороге – так величали транспортную артерию, которая позже получит название улицы Херсонской, а в новейшей истории – Дзержинского. Располагался мост неподалеку от Покровского (в наши времена Центрального) рынка. Позже (в первой четверти XIX века) его заменили широким сводчатым мостом, сооруженным из камня, и назвали соответственно – Каменный. Мост был снабжен деревянным затвором, который, как правило, поднимали лишь наполовину – для формирования чуть выше по течению небольшого пруда.
К слову, Каменный мост успешно служит городу и сегодня – под землей. Это самый древний «работающий» мост не только в Курске, но и по всему Черноземью.
Кроме Каменного на Куре было еще несколько мостов: Мурановский – на нынешней улице Сонина (позже – Дерюгинский); Богдановский – неподалеку от городского вокзала Курск-2; Покровский – возле храма того же имени; Самаринский – в нижней части улицы Солдатской (Суворовской)…
Много мостов насчитывалось и на Тускари. Самый крупный из них – Арочный, или Тускарный, балочный, деревянный, по системе инженера Лембке, очень распространенной тогда в России, – находился там, где ныне расположен Кировский. Основная функция этого моста – связывать город с Ямской слободой и железнодорожным вокзалом Курск-Ямская. Его начали строить в 1910-м – прежний простоял к тому времени больше сорока лет. Длина Арочного (Тускарного) моста составила 105 метров при ширине в 8,5 метра. Строительство было завершено уже в 1911-м.

Барнышевский мост в 1908 году

Мост через Тускарь в 2011 году

Фрагмент немецкой аэрофотокарты 1943 года. Островок ниже Кировского моста

В 1929 году в «Курсккоммунстрое» был разработан проект железобетонного моста, который предполагалось соорудить рядом с Кировским (несколько выше по течению реки). Старый деревянный было решено оставить для гужевого транспорта, а по новому проложить трамвайные пути. Но этот проект не был осуществлен…
Мост 1911 года был взорван в ноябре 1941 года отступавшими частями Красной армии. Оккупанты мост восстановили, а при своем отступлении в 1943-м подорвали… Но наши саперы очень быстро подняли его из руин.
В 1954 году началась подготовка к строительству нового железобетонного Кировского моста. Он должен был сгладить крутизну улицы Перекальского, сделав ее уклон к мосту более безопасным. Куряне до сих пор помнят трагедию, случившуюся в 1947 году, когда у трамвая отказали тормоза и он помчался с крутой горы, выскочил на деревянный мост, снес легкие перила и упал в воду…
Новый мост строили быстро – в любую погоду, днем и ночью. На сами опоры и проезжую часть парапета потребовалось около пяти тысяч кубометров железобетонных конструкций. Было смонтировано 800 тонн металлоконструкций. В связи с более высоким расположением моста по сравнению с предыдущим менялся и профиль сопрягаемых с мостом улиц – было перемещено около 140 тысяч кубометров грунта…
4 ноября 1955 года мост торжественно открыли – ровно через 8 лет после описанной выше аварии.
В самый раз вспомнить, что на Тускари, чуть ниже Кировского моста, когда-то находился довольно обширный остров, через который горожане перекинули пешеходно-гужевые мостики и активно ими пользовались. Но остров смыли земснарядами к 1955 году в момент строительства нового моста, как того требовали технические нормативы – чтобы не мешал ледоходу.
К слову, строительство моста, параллельного тому, что построили в 1955 году, было предусмотрено и в нескольких послевоенных генпланах Курска. При этом движение из Ямской слободы в центр предусматривалось после моста по дну распадка-оврага, а потом по тоннелю-путепроводу – до площади перед хлебозаводом…
И снова Тускарь… Бурнашевский мост соединял берега этой реки в районе старинной торговой площади, названной, как и сам мост, по имени Степана Бурнашева (одного из первых губернаторов Курска, дипломата, писателя и картографа), чье поместье в начале XIX века располагалось неподалеку. Мост разделял Авраамовскую и

Мост через Тускарь в 1911 году. Вид с Ямской горы (Перекальского). На заднем плане – Ямская слобода

Раздельную улицы (Добролюбова и Малых). Он был взорван в ночь на 2 ноября 1941 года при отступлении Красной армии. Восстановлен немцами (строили советские пленные) – тоже в дереве, но уже в другой конструкции, которая выдерживала даже средние танки. В 1956-м вместо деревянного моста возвели железобетонный.
В XIX веке в связи с прокладкой железной дороги в сторону Киева на Сейме построили крупный металлический мост, прозванный среди горожан Киевским. Когда в 1878 году проложили железнодорожную ветку к городской станции Курск-2, строители возвели сразу три моста – через Тускарь и протоки Кривец и Ровец, а также . Эти мосты существуют и поныне. Рядом с Кривецким мостом в 60-е годы соорудили большой бетонный мост объездной дороги через Стрелецкую слободу…

Железнодорожный мост через Тускарь неподалеку от цирка

В XIX веке в конце улицы Веселой (Кати Зеленко) через Тускарь перекинули Звонский мост – по имени соседствующего Звонского рва. Церковный мост располагался недалеко от нынешнего Первомайского парка, напротив Николаевской церкви в Стрелецкой слободе. В связи со строительством в конце Первышевской улицы (теперь Уфимцева) на берегу Тускари большого пиво-медоваренного завода возник еще один мост – Вильмовский (по фамилии владельца завода Людвига Вильма). Через Тускарь также перебросили несколько легких пешеходных мостков без названий.

Пешеходный мостик неподалеку от Боевки. На заднем плане – вышка для прыжков в воду и открытый плавательный бассейн. Левый берег еще свободен от зарослей. 50-е годы

Немецкие саперы ремонтируют мост в декабре 1941-го

Вид на Барнышевский мост с колокольни Свято-Троицкого храма. 50-е годы

Мосты быват не только над реками. Этот переходной – над железной дорогой

Советские саперы восстанавливают Кировский мост весной 1943 года

Кировский мост в 1944 году. С правой стороны моста видны следы былых подрывов и ремонтов. С левой – можно разглядеть, как строят деревянную эстакаду для трамвайных путей

Мостостроитель Дмитрий Журавский

Открытие нового Кировского моста осенью 1955 года. На заднем плане – вереница новеньких трамваев и толпа курян

Середина 50-х годов. Кур небольшим ручейком уходит под Каменный мост на перекрестке улиц Дзержинского, Верхней Луговой и Добролюбова

Опора Каменного моста изнутри. Из трубы-врезки хлещет вода

До реконструкции Курска по планировке 1782 года на Красной площади (которую тогда величали проще – Торг) стояла Пятницкая церковь, от которой можно было спуститься (по вектору нынешней улицы Марата) к мосту через Тускарь, что стоял на месте более позднего Церковного и назывался тогда Пятницким.
Первый мост через Сейм (в том месте, где ныне начинается проспект Кулакова) был плавучим. Постоянный деревянный мост на этом месте возвели к весне 1902-го – на месте старой паромной переправы. В 1928-м там же начали сооружать большой металлический, который немцы разбомбили в 1943-м. Он был восстановлен лишь в феврале 1947-го.
Надо сказать, что мосты перебрасывались не только через реки и ручьи. Скажем, на юго-западной окраине старого Курска, в одной версте за Херсонскими воротами, через ложбину был переброшен Чертов мост. Теперь только в пору сильного ливня, когда потоки дождевой воды заливают улицу Энгельса у транспортной развязки возле гипермаркета «ГРИНН», можно угадать это место. Курский историк А.А.Танков:»… Вскоре я перешел крошечный, так называемый «Чертов мост», через пересыхающий летом ручей. Замечательно, что свое имя этот мост получил не от «духа мрака и злобы», а от слова «черта»: здесь когда-то пролегала городская черта, которая и дала мосту своеобразное название».
В завершение хочется процитировать высказывание Иво Андрича: «Из всего, что строит человек, нет ничего лучше и ценнее мостов. Они… принадлежат всем и каждому и воздвигаются всегда на месте, где сходится максимальное число человеческих нужд».
Виктор КРЮКОВ
Частично использована информация
из материалов курских краеведов.
Фотографии – из коллекции автора

P.S. Будет уместно вспомнить, что одним из ведущих теоретиков российского мостостроения был Дмитрий Журавский – уроженец слободы Белой Суджанского уезда Курской губернии. Крупный ученый, инженер, создатель теории расчета в мостостроении. Его методиками пользуются и сегодня…


Пишет Вячеслав Жидких | 3 Апр 2020 12:56
Выражаю искреннюю благодарность автору - неутомимому труженику, энтузиасту, историку-краеведу Виктору Крюкову за его подвижничество, талант и прекрасный литературный язык! А еще - шлю мой поклон Редакции "Курской правды" за публикацию интереснейшего материала и замечательных редких фотографий! Прочитал данный материал с большим интересом. Сразу возникли мысли о специалистах - инженерах, геодезистах, строителях, монтажниках, которые в разные времена и эпохи возводили в Курске и наплавные, и стационарные мосты и небольшие пешеходные мостики. Плодами их труда мы пользуемся до сего времени... С уважением, Жидких Вячеслав Степанович. Город Курск, пятница, 03 апреля 2020 года.

Обсуждение ( 1 комментарий )

Читайте также