Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Протоиерей Олег Чебанов о межконфессиональных конфликтах, любви и терпимости

Газетный выпуск № 2020_36
02 апреля 2020 15:51 Общество

Считается, что есть четыре запретные темы в светской беседе: религия, политика, доходы и болезни. Тем не менее, сегодня поднимем одну из них – мы встретились
с протоиереем Олегом Чебановым и поговорили о конфликтах на межконфессиональной почве, вере и истинном христианстве. Часто в жизни бывают ситуации, когда нам нужен совет, а мы не знаем, к кому обратиться. По мнению Олега Чебанова, необходимо обращаться к Богу.

Об основе человеческих отношений
В Русской православной церкви уделяется огромное внимание работе с детьми. В дошкольном и младшем школьном возрасте начинает формироваться мировоззрение – основа, на которой строятся взаимоотношения человека с природой, с мировой и отечественной историей, с другими людьми, с Богом. От них зависит, каким будет человек в будущем. В этой работе нельзя недооценивать значение родителей – ведь подражая им, ребенок перенимает моральные устои и ценности, учится добру.
Мировоззренческая основа христианства заключается в любви. Господь четко говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Поэтому нужно с самого раннего возраста говорить о своих традициях, культуре, вере и взаимоотношениях с Богом. Именно поэтому мы стараемся проводить как можно больше встреч и мероприятий, активно работать со школьниками.

О терпимости к другим людям и новых западных ценностях
Слово «толерантность» мне не нравится. По-моему, это некая улыбка с фигой в кармане. Церковь призывает нас иметь традиционную семью, а западные ценности говорят об ином: о «свободе от деторождения», о том, что есть не два пола, а три, о возможности выйти замуж за дерево, об однополых браках. Все это противоречит замыслу Бога о человеке, поэтому относиться к этому толерантно и улыбаться я, как христианин, не могу. Слово «терпимость» мне кажется здесь более уместным.
Когда я не поддерживаю позицию другого человека, я не могу говорить «да, это твое мнение, ты имеешь на него право», улыбаться и принимать его взгляды. Дело в том, что, когда человек болен, мы не говорим «твое право не принимать лекарство, твое право быть больным», мы помогаем, даем дельные советы.
Относиться к человеку терпимо – это значит относиться с уважением, любовью и состраданием. Сострадая, мы берем частицу этой боли на себя. В армянском языке есть замечательная фраза «цавттанем», что переводится как «беру твою боль на себя». В этом и заключается смысл терпимости.
Любой человек – это творение Божие, и мы не должны отторгать друг друга из-за разногласий на межконфессиональной почве. Это не значит, что я буду разделять с представителем другой конфессии молитву, но на межличностном, человеческом уровне я могу и должен контактировать с ним. В Царствии Небесном «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос», – говорит апостол Павел в своем послании к колоссянам.

О ярких красках и серой биомассе
Каждый народ относится к своему культурному архетипу. К сожалению, сейчас эти устои пытаются расшатать, говоря: «Не важно, какой у тебя пол, и есть ли он вообще, не важно, откуда твоя семья, не важны традиции, культура, религия, нет мамы и папы, а есть родители под номерами один и два». Все это ведет к тому, что человек превращается в серую безликую биомассу. А ведь посмотрите: каждый народ играет яркими красками, самобытной культурой, верой, традициями, которые складывались тысячелетиями. Так почему же мы, жители ХХI века, должны перечеркнуть все то, что создавалось нашими предками?

О смысле христианства «на пальцах»
Конфликты, к сожалению, неизбежны, но происходят они в основном из-за отсутствия любви. Кто-то пытается утвердить свое превосходство, кто-то говорит, что только он должен занимать все мировоззренческое пространство, кто-то возмущается существующим порядком вещей. Еще Василий Великий (Василий Кесарийский 330-379 гг.) говорил, что если бы все были христианами, то не нужны были бы ни суды, ни тюрьмы. И это правда.
Однажды молодой человек попросил меня объяснить ему смысл христианства «на пальцах». Задача была не из легких: я лекцию на несколько часов прочитать могу, арсенал книг на эту тему порекомендовать могу, но «на пальцах»… – об этом впервые попросили. Все-таки Господь дал мне мысль, и я спрашиваю: «Если тебя кто-то обидит сильно, оскорбит, что ты сделаешь?» – «В глаз дам», – отвечает. Нормальная реакция человека, пораженного грехом, понятная каждому из нас. В том-то и дело: в тот момент, когда твоя пятерня сжимается в кулак, наливается свинцом и идет по траектории «в глаз» – кулак трансформируется в троеперстие, ты осеняешь себя крестным знаменем и говоришь: «Господи, если я не прав – меня накажи, меня (дай наказ, как поступить), а если он виноват – его вразуми, чтобы он понял какую-то свою неправоту». Вот и весь смысл христианства. Одним словом его можно описать – «любовь». Вот и давайте уважать и любить друг друга.
Дарья Толстых
Центр детского творчества



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также