/*?>
Об этом говорится в интервью генерального директора АО «Российский экспортный центр» Вероники Никишиной, размещенном на портале «Будущее России. Национальные проекты»
Как подчеркивает Вероника Никишина, ограничения на пересечение границы не касаются грузового автотранспорта, а также грузовых поездов. Сохраняются также грузовые и почтовые авиаперевозки, но тарифы и расписание рейсов постоянно меняются. Что касается перевозок морем, то суда ходят без перебоев. Экспортерам советуют ориентироваться на морской и железнодорожный транспорт. Если речь идет о маленьких партиях, то лучше отправлять их по каналам «Почты России» или других экспресс-перевозчиков.
В интервью подчеркивается, что для РЭЦ важно поддерживать всех экспортеров, в частности МСП (малые и средние предприниматели, – прим. ред.). Они самые уязвимые для кризисных явлений. Тут очень кстати, что мы входим в периметр группы ВЭБ, потому что она также активно участвует в борьбе с экономическими последствиями кризиса. 100 млрд рублей решено направить в крупнейшие наши системообразующие банки и входящий в группу МСП Банк для гарантийного покрытия кредитов малым и средним предприятиям. Эти кредиты будут выдаваться сроком на шесть месяцев с нулевой ставкой для выплат зарплаты сотрудникам. Сам ВЭБ предоставляет поручительства по этим кредитам, Минэкономразвития субсидирует ставку, ЦБ рефинансирует. Такая командная работа получается.
Закрывают коммерческие и политические риски
РЭЦ не отказывается от взятых на себя обязательств перед экспортерами и бесперебойно их выполняет. Это касается как нефинансовых, так и финансовых продуктов, а также субсидий. РЭЦ готов активно привлекать и новых клиентов, которые хотят воспользоваться помощью.
Некоторые инструменты экспоцентра набирают силу и популярность в кризис. Например, страховые продукты ЭКСАР («дочка» РЭЦ, – прим. ред.). Они закрывают как коммерческие, так и политические риски в размере до 90% от стоимости экспортного контракта.
Или инструменты по финансированию сделок. Экспортер заключил контракт, но у покупателя нет денег, чтобы рассчитаться в момент поставки. В таком случае Росэксимбанк может профинансировать эти поставки, предоставив прямые кредиты иностранным покупателям или их банкам. Или можно дать зарубежному покупателю отсрочку платежа, застраховав в ЭКСАР риск неоплаты по контракту. В этом случае экспортер также может воспользоваться инструментом факторинга, ускорив тем самым получение денег за товар. Как бы то ни было – ни в том, ни в другом случае экспортеру не надо заключать кредитного соглашения с банком. А значит, обязательств по возврату кредита у экспортера не будет.
Параллельно в регионах действуют местные меры поддержки экспортеров. Их никто не отменял и не приостанавливал. Мы знаем, что в некоторых субъектах идет подготовка планов первоочередных мер для устойчивого развития экономики, несмотря на распространение коронавируса. Они затронут и внешнюю торговлю.
Единая сеть продвижения экспорта работает по всей стране. И входящие в нее центры поддержки экспорта, а также территориальные управления РЭЦ, постоянно мониторят ситуацию и готовы в ручном режиме поддерживать экспортные бизнес-процессы.
Что же касается возникших трудностей из-за ограничений на поездки, то для упрощения и ускорения процесса можно использовать механизмы дистанционного заключения контракта. Но это нужно учесть при составлении текста договора.
Отмечается также, что сами ограничительные меры оказывают не такое большое влияние на внешнюю торговлю, как может показаться. Многие государства, наоборот, открывают свои рынки. Чтобы справиться с дефицитом отдельных товарных групп, страны снижают или вовсе отменяют таможенные пошлины на них.