Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Война застала на рассвете после выпускного

Война застала Нину Сергеевну Луценко (Букрееву) в родной деревне Букреевка Курского района.  Ей было всего 15 лет — а так хотелось на выпускной!

Потому вместе со старшеклассниками подростки решили встречать рассвет. А утром началась война. В октябре пришли немцы, выгнали селян из родных домов. Пришлось ютиться по нескольку семей в одной избе, а то и в сараях.

В ужасе оккупации она жила одной надеждой – уйти воевать. И вот настал ее час! 209-й отдельный истребительный противотанковый дивизион, освобождавший ее село, наутро должен был уходить из города. Всю ночь 15-летняя Нина убеждала замполита принять ее в солдаты.

— Я умею перевязывать, оказывать первую помощь, у меня значок ГСО – готов к санитарной обороне! – перечисляла она.

Замполит обратился к командиру дивизии. Тот отказал наотрез: «Здесь не детский сад! Она девчонка совсем. А у нас мужчины не выдерживают».

Под утро Нинина мама взмолилась: возьмите девчонку с собой, иначе она все равно на фронт сбежит. Так, в боях под Курском началась ее солдатская жизнь. Потом было освобождение города. Потом были освобождены курские села – дивизион, где служила Нина, обойдя город, вошел в село Цветово, потом – в тыл к фашистам. Немцы бежали! Другой полк пошел на Мокву. Освободив Льгов, села Благодатное, Большие Угоны, дивизион остановился под Рыльском. Там стали в оборону, образовалась Курская дуга.

Под Рыльском дивизион пополнился комсомольцами, молодыми ребятами, которые за войну повзрослели. Из необстрелянной местной молодежи составили роту автоматчиков. Вместе с ними начала учиться воевать и Нина.

— Училась стрелять из 45-миллимитровой пушки и из другого оружия: автоматов, пистолетов, винтовок, – вспоминала Нина Сергеевна. — А вскоре настал час экзамена. Это была проверка на «танкобоязнь». Задача была такая: во время учебного боя надо было укрепиться в траншее и ждать, когда пойдет танк. Под гусеницу проходящего танка надо было бросить гранату. Если не удалось – залечь в траншею, а после того, как танк переедет через нее, бросить гранату вслед.

…Нина отлично справилась с заданием: вскоре на построении командир объявил ей благодарность за боевую подготовку и сообщил о присвоении звания ефрейтора.

Под Рыльском дивизион отчаянно сражался. Нина была уже в орудийном расчете – подавала гильзы снаряды. В то утро бой завязался на рассвете.

— Был он тяжелым, страшно вспоминать. Три часа длилась артподготовка, из всех орудий мы вели огонь по противнику, – рассказывала Нина Сергеевна. – У пушки докрасна раскалился ствол. Нам удалось смешать все планы немцев, которые так и не смогли перейти в наступление.

30 августа был освобожден Рыльск. По пути в направлении Черемисиновского шоссе машины орудийного расчета, в котором воевала Нина, налетела на мину. Погиб наводчик. Вскоре привезли новую машину и прицел от пушки, а Нина заменила погибшего бойца. Так 16-летняя девушка стала первым номером в орудийном расчете. Теперь именно от нее во многом зависел результат боя.
В 44-м фашистов гнали уже по Украинским степям…

— В тот день солдаты даже не успели отдохнуть. Едва успели перекусить, видим – мчится верховой. «Танки!» – кричит. Почти в туже минуту 12 танков медленно, с ревом пошли по ровной степи, где нашим солдатам негде было укрыться. — Паники не было, – вспоминала Нина Сергеевна. – Мы быстро укрепились, орудие – за домом. Командир на минуту растерялся и дал приказ заряжать осколочный снаряд вместо подкалиберного. Я быстро сориентировалась, и мы все успели исправить. Влепила «Тигру» снаряд прямо в бок! В том бою наши пушки подбили четыре танка.

…После боя к Нине подбежал корреспондент. Все только о ней и говорили. Вскоре в «Армейской правде» появилась статья о ней, девушке, которая подбила танк, потом статья о ней была напечатана в «Курской правде». Этот номер областной газеты мама Нины бережно хранила до ее возвращения с войны. Тогда со всех концов страны посыпались письма, признания в любви, полные восторга ее отвагой.

— Все дело в ответственности, – просто объясняла Нина Сергеевна свой подвиг. – Я знала, что если не подобью танк, он раздавит нас, и все наши погибнут. Я чувствовала, что отвечаю за всех, что они доверяют мне.

Сергеевна после демобилизации возвращалась домой. Путь проходил через Польшу. Нина видела Освенцим. Она видела печи, в которых сжигали людей, – они были еще теплыми. И огромные тюки женских волос, горы детских тапочек. Маленькая девушка Нина шла к Великой Победе для того, чтобы больше никто и никогда не видел этого.

Среди ее наград: ордена «Отечественной войны II степени», «Красной звезды», медали «100 лет со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», за освобождение Киева, Украины, всего 17 медалей, почетная гражданка города Каменец-Подольска Хмельницкой области. В прошлом году Нины Сергеевны не стало.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также


В Курской области установят памятный знак героям-пограничникам
05 февраля 16:08
В Курской области установят памятный знак героям-пограничникам

В июле этого года в Понырях на мемориальном комплексе «Героям Северного фаса Курской дуги»  установят памятный знак героям-пограничникам. С такой инициативой выступило пограничное управление ФСБ России по Курской области.