Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Тайны Курского кремля

Газетный выпуск № 2020_62
28 мая 2020 12:22 История

Часть 1-я
Для начала зададимся вопросом: почему здание Знаменского собора, завершенное в строительстве к 1826 году, ориентировано не по оси главной улицы города (строго с юга на север), а несколько повернуто фасадом к западу? Это стало особенно заметно после того, как уже в наше время восстановили четыре малые башенки с куполами…
К моменту закладки нового здания собора (1816 год) все планировочно-строительные работы в центре Курска производились строго с оглядкой на проект 1782 года. Мало того, главная улица (Московская) давно была проложена и устроена, как и ряд других.
И тем не менее Знаменский собор как бы выпадает из общей задумки. По какой причине? Можно предположить, что строители просто использовали фундамент старого собора, снесенного в конце XVIII века. Как раз он-то и был ориентирован с некоторым отклонением от главных географических направлений, поскольку в середине XVII века (начало строительства) больше смотрели на точку восхода солнца, а не на стрелку компаса… Дорабатывать тот фундамент, чтобы развернуть оси нового здания, было слишком затратно, да и не совсем уважительно по отношению к старому, намоленному собору.

Из проекта реконструкции здания кинотеатра «Октябрь»
(Знаменского собора) в 1950-1956 гг. Долгое время верхний купол и подкупольный барабан были спрятаны от глаз кинозрителей куполом нижним, подвесным, чтобы ничего не напоминало о прошлом этого здания

К слову, изначально Знаменский собор 1826 года был построен без трапезной (западная, если смотреть со стороны Красной площади, правая сторона нынешнего здания) и колокольных башен на ней. Эту часть здания возвели несколько позже и под нее заложили уже отдельный фундамент.

 

Однако сразу перенесемся в сравнительно недавние времена, наиболее драматичные для судьбы Знаменского собора. Восстанавливать здание, сильно пострадавшее в годы войны, начали в 1950-м – под кинотеатр, который располагался там еще с довоенных времен. Тогда снесли колокольные башни и четыре малые башенки.
Работа в начале 50-х была проделана огромная, в том числе и над проектом, одной из целей которого было стереть из памяти горожан все, что связано со Знаменским собором. Лишь в 1956 году кинотеатр принял первых зрителей, и долгое время он считался одним из лучших в СССР.

Фойе кинотеатра «Октябрь»
в 1957 году. Роскошная люстра как-то ночью рухнула на пол.
Куда она пропала после
реставрации храма – неизвестно

У реконструированного здания была одна особенность: красивый купол, который открывался посетителям снизу из фойе, был ложным – как подвесной потолок. Между ним и настоящим куполом располагалось огромное пространство, в котором мог бы разместиться четырехэтажный дом, об этом пространстве мало кто знал, а как раз с ним связана интересная история – только так удалось сохранить верхний купол и подкупольный барабан от сноса. Когда разрабатывали проект реконструкции, у нескольких курских архитекторов возникла идея устроить в том самом межкупольном пространстве панораму «Курская битва»

 

. Для этого нужно было как минимум сохранить верхний купол и барабан, что и являлось главной целью авторов проекта. Позже с реализацией задумки панорамы возникли сложности: слишком мал для этого диаметр подкупольного барабана – 12 метров. От идеи отказались, но минимизировать таким образом архитектурные потери удалось.

Признаюсь: я не верю в легенды о многочисленных подземных ходах в акрополе Курска и окрест. Обустраивать таковые – слишком затратное дело для провинциального, не очень
богатого города. Если же вести речь о самом легендарном подземном ходе – из Знаменского монастыря в Свято-Троицкий, – то территорию крепости в свое время опоясывал глубокий крепостной ров, «подкопаться» под который было просто невозможно – там уже начинался водоносный слой.
Впрочем, изложенные ниже факты заставляют в моем скепсисе несколько усомниться. Есть всего лишь один исторический документ, где подземный ход из курской крепости упоминается и описывается. Речь идет о так называемой росписи «Каков в Курску острог», датированной 1651 годом. Остановимся лишь на той части этого документа, где речь идет о «тайнике»: «…Тайник подведен под острожную стену к реке Тускари, от острожной стены до колодезя к реке Тускари двадцать четыре сажени (около 50 метров). В нем выкопан колодезь, поставлен сруб двух сажен с локтем. Вода от него идет в реку Тускарь беспрестанно…»

Внимательно вчитаемся в текст описи: «…Вода из него (колодца) идет прямо в реку Тускарь беспрестанно». Значит, эти самые излишки воды нужно было обязательно отводить из подземелья. И обязательно скрытым образом, чтобы не обнаружить для осаждающих местонахождение колодца. То есть по трубам (керамическим, медным или свинцовым) в реку ниже уровня воды… Но со временем, когда военная угроза миновала, отводимую от потаенного колодца воду могли вывести на поверхность и оформить в виде прибрежного колодца-источника. Вспомните святой Серафимовский источник, в котором вода не просто стояла на определенном уровне, но тоже шла «беспрестанно»

Понятие «тайник» в те времена означало как раз спрятанный, потаенный колодец – вспомните Тайницкую башню в Московском кремле. В деревянных крепостях-острогах, подобных курской, ход к потаенному колодцу представлял собой глубокую траншею, выкопанную с поверхности и перекрытую просмоленными дубовыми плахами, которые сверху засыпали землей. Понятно, что такая конструкция была недолговечной. Но к 1651 году на территории крепости уже велось строительство собора в камне и кирпиче. Какова вероятность того, что ход к потаенному колодцу решили тоже выполнить именно в этом технологическом варианте? К 1680-му строительство нового Знаменского монастыря было завершено. Он представлял собой своеобразную каменную крепость (стены, башни) внутри крепости деревянной, которая к тому времени потеряла свое фортификационно-стратегическое значение. Старая крепость-острог превратилась в муниципальную территорию. То есть функции собственно крепости взял на себя монастырь, что в России того времени не было редкостью. Тогда и переустройство в камне подземного хода к потаенному колодцу становится вполне реальным… От курян-старожилов, в правдивости рассказов которых не приходится сомневаться, мне приходилось слышать о том, что, когда в 1945-1946 годах решили обустраивать под асфальт нынешнюю улицу Сонина, обнаружили часть сводчатого подземного хода в кирпиче, он шел от монастырской стены к откосу в сторону Тускари. Ход засыпали строительным мусором и заасфальтировали сверху. Остался лишь смутный ориентир: где-то неподалеку от монастырской башни.
Вам никогда не приходилось бывать внутри этой самой башни? Так вот, пол там (цементная стяжка) провалился и образовал заметную воронку, на стенках которой видны следы от потоков талой воды, уходившей куда-то вниз.

Вход в подапсидную часть подклета с восточной стороны

Фрагмент продольного вертикального разреза Знаменского собора. На разрезе подвала-подклета хорошо заметна несоразмерность фундамента. Он в несколько раз толще стен апсиды

Заметим, что вход в башню сегодня располагается ниже современного уровня грунта (на старых фотографиях он на полтора метра выше уровня земли того времени) и ничто не препятствует проникновению растаявшего снега внутрь. Отсюда предположение: талая вода уходит в тот самый подземный коридор, который когда-то вел к потаенному колодцу. Стало быть, есть что искать?

Теперь в самый раз обратиться к рассказам старожилов. Георгий КАТЫХИН, курянин «с довоенным стажем», проработал на заводе «Электроаппарат» без малого полвека, в том числе в должности главного энергетика:
– До 50-х годов готовую продукцию на склад, располагавшийся в нынешнем Воскресенском храме, возили на скрипучей телеге. Однажды в момент погрузки пегая лошаденка провалилась по колено. Ей удалось помочь, но в земле осталась изрядная дыра. Кинули туда горящий факел: он потух где-то глубоко. Спускаться не стали, а просто положили на это место толстый лист металла, слегка прикопали и забетонировали. Так все до сих пор (начало 2000-х) и сохранилось в нетронутом состоянии… До войны мне, мальчишке, довелось присутствовать при одном событии и сопутствовавших разговорах. Мой отец работал в уголовном розыске, однажды, уже к вечеру, его срочно вызвали в Знаменский монастырь, а я увязался за ним. Случилось следующее: на одной из колокольных башен (на той, где были часы) нашли два скелета, один из которых с длинными волосами – женский. Колоколов тогда уже не было, башенные часы, по слухам, увезли в Москву, а на колокольне хранился давний припас дубовых дров, под которыми эта мрачная находка и обнаружилась…
Сопровождавший отца в соборе немолодой уже человек в монашеской одежде на вопрос, откуда здесь взялась женщина, уверенно ответил:
– Из женского монастыря по подземному ходу.
– А ну покажи, что за ход такой!

Старинная монастырская башня, что выходит на улицу Сонина, изнутри. В центре пола – провал, куда уходит талая вода

И монах повел нас в подвал (подклет) собора. Позже там были подстанция кинотеатра, штаб гражданской обороны, а тогда – большие печи с металлическими заслонками, за одной из которых оказался выдвижной металлический ящик наподобие гроба. Его выкатили по рельсам, оказалось, что он был полон всяких красивых, блестящих предметов, назначение которых мне было непонятно. Дальше шел протяженный ход, разведать который никто из присутствовавших не решился. По словам монаха, именно оттуда монастырь сообщался под землей со многими точками Курска.
К слову, ваш покорный слуга побывал в том самом ходе, что тянулся от места установки одной из печей. Ход привел лишь к вентиляционному колодцу, который находится неподалеку от северного фасада здания. Впрочем, по состоянию кирпичной кладки одной из стен колодца можно предположить, что ее основательно перекладывали сравнительно недавно. Кроме того, этот самый колодец фигурирует в современных рассказах о том, что ход от печи не упирался в него, а проходил насквозь в сторону Первомайского парка…

Часть 2-я
И снова Георгий Катыхин:
– Есть на территории завода еще несколько мест – «отголосков» каких-то старинных подземных сооружений. Скажем, неподалеку от Воскресенской церкви, несколько в сторону Тускари (от автора: в сторону склада ГСМ, который сегодня мы знаем как единственную сохранившуюся башню), вдруг начал погружаться в землю лежавший на ней тяжелый груз. Его осторожно подняли и обнаружили образовавшееся солидных размеров отверстие. Собрали целый консилиум из заводских специалистов, начали разбираться. Внутрь никто не заглядывал: подходить близко было опасно. В конечном итоге сделали ограждение, положили лист металла и, как в предыдущем случае, забетонировали. В последующие годы это место тоже оставалось нетронутым… Недалеко от него, там, где позже поставили металлические ангары (к западу от Воскресенского храма), уже в 70-е годы провалилась автомашина – по самую ось. Ее оттащили – тоже непонятная дыра. Это два хода или один и тот же – судить трудно. Упомянутая выше старинная башня, что выходит сегодня на улицу Сонина, подвалов (вроде бы) не имеет, и там нет никаких проявлений подземных пустот…
Рассказывал Катыхин и о том, что как-то при выкопке траншеи для канализации напротив колонн главного производственного корпуса (тот, что сегодня со шпилем) наткнулись на своеобразный подземный бассейн: обширная кирпичная емкость глубиной выше человеческого роста. Туда, по всей вероятности, когда-то поступала вода, а дальше распределялась по трубам в разных направлениях. К моменту обнаружения сохранились старые задвижки, краны.
В 1961 году, когда под зданием Воскресенской церкви оборудовали ванны горячего травления, открыли кирпичный склеп, вытащили гроб (без металлических гвоздей, на деревянных колышках), внутри которого был прах священнослужителя в полном облачении и икона XV века…
Вспоминал мой собеседник и свою беседу с владыкой Ювеналием: говорили о монастырском кладбище, которое сегодня скрыто под трехметровым слоем земли.
От рассказа ветерана вернемся в наши времена. Года три назад при реставрации Воскресенского храма ниже подклета (подвала) обнаружили обширную подземную галерею, которая в плане имеет форму подковы, одна из ее сторон тянется как раз к башне. Уж не она ли (галерея) виновница тех провалов, о которых вспоминал бывший главный энергетик? Воскресенский храм построили сравнительно недавно, в 1875 году, на месте стоявших там ранее кирпичных сооружений, и под каждым из них когда-то имелись обширные подвалы…

Сентябрь 1945 года. Все готово к строительству электроаппаратного завода

Если уж говорить о загадках Знаменского монастыря, то никак не миновать башенных часов. Монастырская опись 1733 года сообщает: «На отдельной башне на монастырской стене – железные часы с девятью колоколами, один из которых часовой, 1693 года, весом 23 пуда 36 фунтов. При колоколах молотки железные…» (Т. Арцыбашева, «Курский край и монастырская культура»). Судя по этому краткому описанию, можно предположить, что речь идет о курантах, которые не только отбивали время, но и исполняли какую-то мелодию (9 колоколов). Указан год – 1693-й, но эта дата может иметь отношение не к самим часам, а к наиболее крупному в механизме колоколу – 370 кг. Сергей Ларионов в своем «Описании Курского наместничества» пишет о курских курантах еще более сдержанно: «Ныне (1785 год) строений в нем (в Знаменском монастыре) каменного… строения церквей три… Все обнесено стеною с башнями, из коих на одной имеются часы…»
Этот часовой механизм был утрачен в период реконструкции Знаменского монастыря в конце XVIII – начале XIX века, и его дальнейшая судьба неизвестна.
На какой именно башне монастыря были установлены эти часы? Всего было четыре угловых башни и одна проезжая – посредине северной стены. Но в описи 1733 года речь идет об «отдельной башне», надо понимать, выстроенной специально для часов. Однако на абрисе 1722 года (всего 11 лет до указанной выше описи) такой башенки нет. Можно ли предположить, что она появилась (вместе с часами) несколько позднее – в отрезок времени до 1733-го? Сама крепость подлежала сносу как неперспективная, но монастырь в то время активно набирал авторитет и популярность. Может быть, как раз снос деревянных крепостных строений сделал установку часов особенно оправданной – уже ничто не мешало видеть их со стороны городского посада…
Кстати, в 1706 году (что вполне соизмеримо по времени с предположительным периодом появления в Курске первых башенных часов) по приказу Петра I на Спасской башне Кремля были установлены новые часы, изготовленные голландскими мастерами. Они имели 12-часовой циферблат и 33 (!) колокола в приводе, движение которому придавалось с помощью массивных гирь, подвешенных на длинных цепях (по аналогии с ходиками). Как распорядились старыми? Как вариант – передали в Курск. А почему бы и нет?
Судя по всему, курские куранты были устроены так же, как московские: тяжелая гиря на цепи приводила их в движение, циферблат делился на 12 или 17 часов – по продолжительности самого длинного светового периода в летнее время. Обозначалось часовое деление на циферблате не цифрами, а славянскими буквами. Стрелка была одна – часовая. И время в течение одного часа можно было определить лишь примерно. Как раз отсюда наши с вами «половина первого», «без четверти пять» или «четверть десятого»… Да и сам вопрос: «Который час?» – тоже из тех времен.
Понятно, что башенные часы упразднили вместе с оградой монастыря, когда речь пошла о строительстве нового кафедрального собора. Их просто некуда было переустанавливать – здание старого собора уже готовили к сносу. А за несколько десятилетий, что минули с момента их демонтажа до завершения строительства колокольных башен, часовой механизм и вовсе пришел в негодность… Откуда на северной колокольной башне Знаменского собора появились новые часы – неизвестно. Они украшали город до самого их сноса в середине 30-х годов XX века. Дальнейшая судьба этого механизма тоже неизвестна. По воспоминаниям старожилов, их увезли в Москву.

И снова потаенные подземные емкости – куда же без них. Одна из конструктивных особенностей здания Знаменского собора – это фундамент под апсидой. Восточная часть собора (апсида), в которой располагается алтарь, самая легкая из прочих. Тем не менее фундамент под ней самый крупный – до семи метров толщиной. То есть такие размеры здесь совершенно не обоснованы – вполне хватило бы полутора метров.
С учетом того, что наши предки совсем не склонны были попусту транжирить стройматериалы и рабочие ресурсы, возникает предположение: фундамент под апсидой Знаменского собора имеет внутри какие-то обширные пустоты. Крипта, тайник – это не редкость ни в нашей церковной культуре, ни в западной.
К примеру, Печерская лавра в Киеве – это тоже крипта. Но, как правило, крипты размещали именно под алтарем. Они служили для погребения и выставления для почитания мощей, а кроме того, для хранения наиболее ценного церковного имущества… На одном из старых планов подалтарной части подклета Знаменского собора показан вход в глубь фундамента. Мне в свое время довелось найти то место, откуда этот ход начинался, – в полном соответствии с тем самым планом. Вход в крипту (если это она) давно заложили кирпичом, но так, чтобы не потерять во времени – оставили неглубокую нишу.
Вспомнилось несколько смутных рассказов на эту тему, которые довелось услышать задолго до того, как я заинтересовался историей Курска. Скажем, Владимир Ковалев, к тому времени уже полковник, поведал мне, что, когда в 1943 году формировали в Курске воинский призыв, под сборный пункт использовали как раз подклетную часть Знаменского собора. Будущим солдатикам удалось найти потаенное сводчатое помещение и проникнуть туда. Из найденного внутри их больше всего заинтересовали сундуки с книгами. Но бумага для курева совсем не годилась, и кто-то решил отнести пару штук на Барнышевский рынок – обменять на харчи…

P.S. Добавлю лишь, что история Знаменского монастыря и его загадок вовсе не ограничивается вышеизложенными фактами и предположениями. Начиная с момента завершения его строительства в 1680 году монастырь постоянно менялся, и некоторые детали тех реконструкций тоже ставят вопросы. Скажем, на плане 1785 года обозначен «колодезь» и рядом пометка – возобновить. Именно рядом с башней, которая сегодня выходит на улицу Сонина. Скорее всего, речь идет о колодце, спрятанном в подземном ходе. Стало быть, повторюсь: есть что искать…

Виктор КРЮКОВ


Пишет ирина | 21 Ноя 2022 15:36
Очень интересная статья. Но маловато фактов и нет документальных материалов (если конечно их можно публиковать). Интересно, почему в свое время дал трещину жилой дом рядом с собором. Может быть есть какие-то материалы в институте Гражданпроект, именно его специалисты занимались ремонтом жилого здания.

Обсуждение ( 1 комментарий )

Читайте также