/*?>
75 лет назад курянин Юрий Воскресенский был курсантом Московской артиллерийской школы.
24 июня 1945 года он вместе с товарищами шел к Красной площади, где должен был начаться Парад Победы. Улицы Москвы были заполнены людьми. Везде установили громкоговорители, комментировавшие то, что происходило на главной площади страны. И вот четкий голос диктора возвестил, что из Спасских ворот выехали два всадника… Парадом командовал Константин Рокоссовский, а принимал его Георгий Жуков. Погода 24 июня 1945 года была пасмурной, моросил дождь, парадная форма курсантов промокла, хоть выжимай. Но ребята не чувствовали этого. Продолжая двигаться вперед, они слушали, как товарищ Сталин поздравляет участников парада с Великой Победой…– Девочки в Доме пионеров занимались в БГТО – «Будь готов к труду и обороне», мальчишки – на ЮВС – «Юный ворошиловский стрелок», – вспоминает Юрий Кондратьевич. – При успешной сдаче экзаменов выдавали соответствующие значки. Руководителем у нас был бывший танкист, горевший в танке. Лицо у него было обожжено, но смотрели мы на его ордена. Для нас он был героем. Экзамен все сдали на отлично, и, вручая нам значки с удостоверениями, руководитель выдал каждому по одному боевому патрону. На стрельбище, где готовили призывников, мы сделали по одному выстрелу из настоящей боевой винтовки. В мишень я попал, но неплотно прижал ствол к плечу, и от отдачи рука неделю болела.
Юрий Воскресенский гордился своим значком. Да и все ребята не снимали знаков ворошиловского стрелка. А линия фронта подходила к городку на Волге.
Граждане! Воздушная тревога!– И у взрослых, и у детей был подъем патриотизма: «Все для фронта, все для Победы!» – рассказывает Юрий Кондратьевич. – С занятий мы бежали в госпиталь, лошадей надо было поить, а до реки полтора километра. Верхом мы отправлялись к воде. Навыки общения с лошадьми очень помогли, когда мы летом работали в колхозе. На лошадях и пахали, и боронили… Заработанные трудодни были переведены в фонд обороны. Мы чувствовали себя взрослыми. А кормили нас в колхозе отменно!
– Я получил направление, о котором мечтал каждый мальчишка. Артиллерию называли богом войны! – говорит Юрий Кондратьевич. – Начальником школы был получивший ранение фронтовик, он был больше воспитателем, чем учителем, рассказывал нам о войне. Позже из московской школы нас, десятерых курсантов, перевели в кемеровскую. Там мы стали готовиться к приему воспитанников Ленинградской артиллерийской школы. Встречали мы их на вокзале с носилками. На инструктаже предупредили, чтобы носилки с ленинградскими воспитанниками несли четыре человека. Но они были так истощены, весили меньше 40 килограммов, что нести их и вдвоем было нетяжело. Привезли ребят в эшелоне, были случаи смерти в дороге. К счастью, в юности многие болезни отступают. Ленинградские курсанты восстановили здоровье и продолжили учебу. А нас снова перевели в столичную школу.
Долгожданный Парад Победы– Наше ликование невозможно описать, ведь у каждого на фронте был кто-то из близких, – вспоминает Юрий Кондратьевич. – Недалеко от нашей школы был пункт, в котором проходили перегруппировку девушки-связистки. У нас был свой оркестр, под музыку начались танцы. А потом вместе со всеми москвичами мы устремились на Красную площадь. Везде стихийно возникали танцы, люди пели, а фронтовиков качали. Вечером все ждали салюта. Школа наша располагалась недалеко от Краснопресненского парка. Там установили несколько артиллерийских батарей и ракетниц. Мы, курсанты, охраняли эти установки. Салют сопровождался подсветкой неба. С прожекторами было светло как днем. Это было непередаваемое зрелище и поистине победоносное веселье. А потом был Парад Победы. И пусть я только слышал то, что происходило на Красной площади 24 июня 1945 года, каждое слово как отпечаталось. Маршалы Советского Союза Жуков и Рокоссовский приветствовали фронтовиков. Они верхом объехали колонны. В Параде Победы участвовали только боевые солдаты, все в новых мундирах, которые им сшили специально для этого торжества. Помню, как они кричали «Ура!». А самым волнующим для меня стал момент, когда к мавзолею поднесли опущенные вниз фашистские знамена. Их бросали на специально сделанный деревянный настил, чтобы вражеские флаги не коснулись нашей священной земли.
В июле этого года в Понырях на мемориальном комплексе «Героям Северного фаса Курской дуги» установят памятный знак героям-пограничникам. С такой инициативой выступило пограничное управление ФСБ России по Курской области.