Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Как сапоги солдату жизнь спасли

Газетный выпуск № 2020_82

Продолжаем публикацию материалов, которые присылают в газету дети и внуки ветеранов Великой Отечественной войны

Мои предки – все те, кого я знаю по материнской и отцовской линиям, дедушки, прадедушки – были защитниками Отечества. Мой отец – Капинос Владимир Семенович (1914-1999) – кадровый офицер, прослужил всю войну техником в истребительной авиации, а после окончания войны служил в знаменитом Борисоглебском высшем авиационном военном училище летчиков имени В.П. Чкалова, которое дало стране свыше 300 Героев Советского Союза и несколько дважды Героев. Эта авиационная школа была создана одной из первых в стране еще в 1923 году. В ней учились В.П. Чкалов, В.К. Коккинаки, Н.П. Каманин, А.Б. Юмашев, В.В. Талалихин.
Во время Великой Отечественной войны Борисоглебск являлся прифронтовым городом, базой формирования воинских частей. Здесь находились многочисленные военные госпитали, сюда эвакуировали воронежские областные организации.
Отец рассказывал, как он с летчиками нередко летал на «кукурузнике» У-2 близ Воронежа и бомбил немецкие переправы на Дону, а однажды и большую группу немецких солдат, купавшихся в реке и отдыхавших на берегу. Они забросали их с малой высоты небольшими бомбами и гранатами. Переполох и потери немцев были страшными, а наши самолеты чаще возвращались без потерь, хотя и с большими повреждениями, все изрешеченные, но дотягивая до аэродрома, где отцу и его боевым друзьям-техникам много и подолгу приходилось латать пробоины на этих фанерных, но удивительно живучих самолетах. Обслуживал он и все виды истребителей.
Отец был по характеру замкнут, молчалив и не любил рассказывать подробности о войне, хотя был награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими медалями.
Его брат – капитан Капинос Иван Семенович (1912-1942) – погиб от немецкой мины, когда вел колонну наших машин с боеприпасами. Два двоюродных дяди по матери – Николай и Иван Ясаковы – погибли на фронте уже в самом конце войны, ушли туда добровольцами. Моя тетя – Ясакова (Калинкина) Лариса Петровна – была участницей Сталинградской и Курской битв. Имеет много боевых наград. Участница знаменитого Парада Победы в июне 1945 года на Красной площади в Москве. Она написала воспоминания о войне. Мой родной дядя – Павлов Иван Иванович – закончил МВТУ имени Баумана и в начале войны работал в Москве на радиозаводе главным инженером, затем завод эвакуировали в Куйбышев. Позднее его направили на оборонный завод в Челябинске-40, где он трудился вместе с Курчатовым.

Мой двоюродный дедушка – Логвин Петр Никитович (1898-1967) – родился в селе Махровка Борисоглебского уезда Воронежской области.
Петр Никитович участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года по победный май 1945-го, расписался на Рейхстаге в Берлине. Он был простым солдатом, шофером лихой вездеходной «полуторки», на которой доставлял боеприпасы на передовую, постоянно находясь под бомбежками и обстрелами врага. Не раз его машины разносило в щепки и превращало в груду искореженного металла, а он каким-то чудом оставался жив. Однажды Петра Никитовича взрывной волной выбросило из кабины и полностью завалило землей. Остался торчать только один сапог (незадолго до этого дедушка получил новые сапоги). Так вот, после боя по полю шла наша трофейная команда. Один из солдат заметил торчащий из земли новенький сапог и потянул его с ноги, однако что толку от одного сапога, поэтому стал искать второй. Откопал вторую ногу погребенного заживо солдата. Попытался стащить сапог, но тот не поддавался из-за туго обернутых портянок, стал вытягивать все тело и вдруг услышал стон. Вот так сапоги спасли жизнь моему деду.

Оказалось, что он даже не ранен, а только сильно контужен. Моя бабушка – Логвина Мария Андреевна – рассказывала, что, вернувшись с войны, дедушка часто по ночам выкрикивал военные команды: «Воздух! Ложись!».
К концу войны из боевых товарищей дедушки почти никого не осталось в живых, тем более тех, с кем он начинал служить в 41-м. А он сам за всю войну Отечественную, да и Гражданскую, ни разу не был ранен, хотя нередко находился на волосок от смерти. Бабушка объясняла причину такого везения тем, что в дедовы гимнастерку и брюки она зашила молитву «Живые помощи», хотя ни дед, ни бабушка особой религиозностью не отличались. В церковь ходили только по большим праздникам. Был с дедушкой на фронте и такой случай. Во время недолгого затишья на передовой он находился с товарищами в блиндаже. Вдруг какое-то шестое чувство подтолкнуло Петра Никитовича немедленно покинуть блиндаж и по траншее удалиться как можно дальше от него. Внезапно тяжелый снаряд угодил в блиндаж, который он только что покинул. Все, кто там находился, погибли.
Воевал Петр Никитович и под Москвой, и на Курской дуге, освобождал Белоруссию, прошел и проехал пол-Европы. Как и в Гражданскую войну, вновь воевал на польской земле, обильно политой кровью русских солдат. Освобождал Варшаву, штурмовал Будапешт, с тяжелыми боями прошел всю Венгрию, Австрию и Германию. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Будапешта», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
Петр Никитович был человеком очень скромным и молчаливым. О войне не любил вспоминать, слишком велика была боль утрат. О своем участии в войне тем более не хотел рассказывать, считая личный вклад в победу не столь значительным. О его боевом пути я узнал из рассказов бабушки. Дедушка отличался широтой души, отзывчивостью и внимательностью к окружающим. Крестьянин по происхождению и простой русский солдат, который наряду с миллионами таких же, как он, вынес все тяготы и страшную трагедию войны, героической и судьбоносной как для нашей страны, так и для всех народов мира.
Дедушка и в мирной жизни всегда был на передовой – как большой труженик и гуманный человек, не чуравшийся никакого труда, готовый помочь каждому, кто нуждался в его помощи и заботе. Это, можно сказать, фамильные черты династии Логвиных-Павловых.
Такой же труженицей и очень добрым человеком была и моя бабушка Логвина Мария Андреевна (1898-1981). В годы войны она возглавляла санитарную бригаду по оказанию первой помощи раненым, награждена правительственной почетной грамотой. После гибели на фронте в 1915 году моего родного деда Павлова Ивана Тарасовича и скоропостижной смерти бабушки Павловой (Логвиной) Федоры Никитичны семья Логвиных взяла на воспитание оставшуюся сиротой мою маму – Павлову Раису Ивановну. Помогали они и ее старшему брату Ивану, который учился в Москве. В дальнейшем, по стечению семейных обстоятельств, они воспитывали и меня, а также одного из своих племянников.
Я всегда помню о ратных и трудовых делах славных предков, хорошо осознаю, чем мы, ныне живущие, им обязаны. Об этом я рассказываю своим студентам на лекциях и в беседах. Наши предки своими славными деяниями, самоотверженностью и самопожертвованием, своей богатой духовностью и высокой нравственностью являются образцами служения Отечеству.
Станислав КАПИНОС

 



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также