Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Река, с которой началась русская история

Газетный выпуск № 2020_85
16 июля 2020 20:01 Экология

Географическое положение нашей области на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности обусловило маловодность местных рек. Зато это те истоки, о чистоте которых надо проявлять особую заботу

На главной реке региона работает земснаряд
Председатель Курскоблприроднадзора проверил чистоту русла Сейма Константин Поляков проверил ход очистных работ в русле реки Сейм в Курском районе по нацпроекту «Экология».
Сейчас специалисты занимаются экологической реабилитацией водоема – очисткой воды от вредных примесей и прочего мусора. Для этого используют земснаряд. Кроме того, ведутся работы по укреплению береговых линий. Компанией уже исполнено более 90% обязательств по контракту.
– Длина расчистки составляет 17 километров – от деревни Звягинцево до Толмачево и в границах Курска. Рисков по срыву контракта нет, – прокомментировал председатель комитета экологической безопасности и природопользования Константин Поляков.
Работы планируется завершить к декабрю.

Воду из Сейма пили до 1956 года

Примечательно, что в прошлом веке Сейм был не только более полноводным, но и более чистым Ширина Сейма в те времена на протяжении от Курска до Путивля равнялась в среднем 42,6 м (20 саженям). Длина от Курска до устья – 639 км. Хотелось бы особо отметить и чистоту речной воды, которая повсеместно применялась для питья вплоть до 1956 года. Так, в сборнике «Россия, полное географическое описание нашего отечества» Семенова и Ламанского сказано:
«Город Курск снабжается хорошею водою, доставляемою водопроводом в количестве 115 тыс. ведер ежедневно рекою Семь».

Водный путь к Черному морю
Примечательно, что Сейм (Семь) оказался в числе немногих рек, упомянутых в летописи «Повесть временных лет» – старейшем письменном источнике Древней Руси. Отсюда возникли предположения, что река на заре второго тысячелетия была судоходной. Благодаря интернет-ресурсу «Курск дореволюционный и Курская губерния до 1917 года» сейчас в открытом доступе находится ряд документов о попытках властей восстановить судоходную славу реки.
Так, в 1787 году в селе Козли Льговского уезда подданный князя Трубецкого Борзенцов построил судно длиной 12 м, шириной 4 м и по Сейму сплавил его с грузом в Киев, после чего курские купцы организовали товарищество и открыли порт на реке Тускарь. «30 марта 1788 года, отслужив молебен о здравии государя, при пушечной пальбе и многочисленном собрании граждан, отправились в г. Херсон, сплавив две барки по Тускари в р. Семь. Во Льгове, Рыльске и Путивле присоединились еще по две барки, нагруженные пшеницею, рожью, мукою, овсом, ветчиною, салом, мылом, уксусом, конопляным маслом, черными кожами, бечевкою, воском, медом».
В мае 1787 года курский губернатор А. Зубов доносил императрице Екатерине II об открытии судоходного пути из Курска в Киев, о «новом и никогда не бывалом судоходстве по реки Семи» и далее о возможности проводить суда по Сейму, Десне и Днепру до Херсона.
В начале XIX века к судоходству по реке Сейм было обращено внимание Главного управления путей сообщения. В 1806 году впервые подполковником Матушинским начали собираться сведения о пригодности реки к судоходству. А в 1817 году купцы Сыромятников и Ефанов на трех баржах отправили из Курска груз на 40 тысяч рублей, который через два месяца прибыл в Херсон.
Губернское дворянство отстаивало проект приведения Сейма в судоходное состояние. Предводителем Рыльского уездного дворянства Денисьевым была составлена пояснительная записка «о способе приведения реки Семь в пригодное для судоплавания состояние».
«Все возражения и замечания Главного управления путей сообщения не остановили губернатора Демидова. Он через Министра финансов представил проект Пузанова на утверждение Государя, и 3 августа 1832 года последовал именной Высочайший указ Министра финансов, в котором Государь, выражая удовольствие на постановление дворянства Курской губернии, разрешил работы по приведению р. Семи до впадения ее в реку Десну в судоходное состояние (по проекту надворного советника Пузанова) и позволил наименовать это судоходство именем императрицы Александры Федоровны. Для способствования этому общеполезному предприятию Государь выделил от себя 50 тысяч рублей и столько же от императрицы и выразил уверенность, что участие дворянства облегчит совершение этого благородного дела».
Река постепенно преображалась. Улучшался фарватер, строились мосты и переправы, увеличивалось число камерных шлюзов.
Для извещения о положении дел было опубликовано воззвание к населению: «Комитет, Высочайше утвержденный для приведения реки Семи в судоходное состояние, сим извещает гг. промышленников, а равно и гг. комиссионеров армии, что вследствие указа Его Императорского Величества, последовавшего 5 августа 1832 г. на имя Министра финансов, р. Семь от Путивля и выше его на 30 верст до впадения в р. Десну, на пространстве в 200 верст, приведена ныне Курским дворянством в судоходное состояние».
Судоходство по Александринскому водному пути было открыто на всем протяжении реки 20 июля 1839 года.
В первое время после строительства водный путь эксплуатировался успешно. Но шли годы, менялась жизнь. Появилась железная дорога, которая обратила на себя большое внимание промышленников и торговых людей.
Гидротехнические сооружения на реке Сейм пришли в запустение и постепенно разрушались. Непрерывное движение речных судов по Сейму в 70-е годы XIX столетия прекратилось.

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять