В курских местах лишения свободы отбывают наказание около 3,3 тысячи осужденных. Среди них убийцы, разбойники, насильники, грабители, воры «с опытом». Каждый день количество осужденных меняется: кто-то прибывает в режимное учреждение, а кто-то выходит на свободу. В среднем в неделю освобождается 50 человек. Предшествует этому подготовка к жизни в нормальных условиях.
Танька – «золотая ручка»
Самый большой срок (от 25 лет) у двух мужчин. Один из них признан виновным в изнасиловании и убийстве. Перевоспитание таких граждан – дело очень сложное. Трудно работать и с теми, кто живет по принципу «украл – выпил – в тюрьму». В женской колонии все осужденные – рецидивистки. Здесь отбывают наказание жительницы разных регионов ЦФО. И у каждой из них в биографии уже есть судимость, а то и несколько. Большинство женщин – из неблагополучных семей, где преступные истории повторяются от поколения к поколению.
Татьяне из Калуги 46 лет. Ей было всего шесть, когда мать за преступление отправили в исправительную колонию. Бабушка отдала внучку в интернат, где Таня и пошла в первый класс. «По ночам я плакала и шептала: «Мамочка, приди и забери меня, мне очень плохо…» – вспоминает Татьяна. Семь лет девочка провела в интернате. Она хорошо училась, занималась спортом.
И вот случилось то, о чем она так мечтала: приехала мама, чтобы забрать дочку. Ничего хорошего не получилось. Дома мечтавшая стать врачом Таня школу забросила. Мать опять посадили, а Татьяна начала воровать, и первой ее добычей стали деньги, которые знакомые копили на свадьбу. Дальше, как она сама говорит, деньги потекли рекой, но уже была и первая судимость за кражу. После освобождения Татьяна вышла замуж, супруг ласково называл жену «золотая ручка» и прогуливал большинство украденных ею денег. А еще муж избивал любимую женщину, в последний раз – когда она была беременна. Тогда Татьяна ушла к своей бабушке. Там и родился ее первенец. Молодая мама продолжала воровать, «чтобы у ребенка все было».
Вскоре она опять вышла замуж. Новый муж сам обеспечивал семью. Вот только их достаток складывался за счет торговли наркотиками, чем и занимался второй супруг. Татьяна родила дочь и вскоре осталась одна уже с двумя детьми. Мужа задержали, осудили и на 17 лет отправили в колонию. Татьяна ездила на свидания, и через непродолжительное время у нее появился третий ребенок – сын. Будучи беременной четвертым ребенком, она совершила разбойное нападение. Малыш родился в камере СИЗО, до полутора лет жил с матерью в колонии, потом был отправлен в Дом малютки. Об остальных ее детях тоже позаботилось государство. Старший сын в первый класс пошел в том самом интернате, где когда-то воспитывалась Татьяна. Наверное, первое время дети плакали и мечтали, что мама их заберет. В периоды между колониями Татьяна продолжала совершать преступления, щедрой рукой тратя похищенные деньги, в том числе на подарки детям. В последний раз за разбой ее приговорили к восьми годам лишения свободы. Уже взрослые дети – к счастью, никто из них не пошел по стопам матери – осудили ее еще более жестко. Когда Татьяна опять им напомнила, что воровала, чтобы у них все было, то получила ответ: «Тебе, мама, деньги были дороже, чем мы».
– Я досиживаю срок, скоро на свободу. Как встретят дети? – говорит Татьяна. – Очень страшно и больно, что теперь сыновья и дочь во мне не нуждаются. Но я докажу, что буду им полезной. Есть маленькая внучка, хочу ей дать то, чего не дала детям. В тягость им не буду: пойду работать…
В колонии осужденные получают образование в вечерних школах и специальность в училищах. Татьяна стала специалистом широкого профиля. Она выучилась на оператора ЭВМ, рабочего зеленого хозяйства и повара.
Работа и жилье для осужденного – главные вопросы, которые сотрудники колонии стараются решить на приближающемся к освобождению этапе. Сын готов принять мать, и невестка с этим согласилась. В населенном пункте, где они живут, несколько фермеров. Рабочие руки нужны, а Татьяне нравится выращивать овощи. Сотрудники колонии надеются, что женщина исправилась. Скольких сил стоило восстановить отношения осужденной с детьми… Она и сама боится, что если вернуться на преступную дорогу, то дети скажут окончательно, мол, ты нам не мать, знать тебя не желаем…
История закладчика
Около 750 человек отбывают наказание в колонии за убийство, в их числе 30 женщин. В подавляющем большинстве эти страшные преступления были совершены под воздействием спиртного и наркотиков. Хранение и сбыт наркотиков – наиболее распространенные в местах лишения свободы статьи.
За это изолированы от общества около 1,2 тысячи осужденных, среди них 73 женщины.
24-летний Михаил – наркоман и сбытчик. Осужден он на шесть с половиной лет лишения свободы. Можно сказать, что водворение в режимное учреждение спасло ему жизнь. С юга страны он приехал в Москву на заработки, там стал и закладчиком, и потребителем. Здоровый парень сильно похудел, ослабел и начал плохо соображать. Каким-то образом он потерял паспорт и все документы. Его задержали, когда он делал очередную закладку. С тех пор прошло полтора года. Михаил успешно прошел курс реабилитации для наркозависимых, стал заниматься спортом и планирует сдать нормативы ГТО. Сотрудники колонии восстановили его паспорт и страховой полис. Михаил учится на повара, но хочет еще получить профессию столяра: нравится работа с деревом. У него мечта – увидеть маму, о которой он забыл, когда употреблял наркотики. Теперь Михаил пишет ей письма и звонит по телефону (в каждой колонии есть стационарный телефон для этих целей). От мамы парень скрывает, что находится в колонии: говорит, что просто работает без отпуска. Домой он сможет вернуться через пять лет.
Как бы ни был долог назначенный судом срок лишения свободы, подготовка к освобождению начинается с первых дней в колонии. Воспитатели, психологи и все сотрудники решают общую задачу – не допустить рецидива. За время изоляции нужно научить осужденного жить в нормальном обществе и зарабатывать на хлеб честным трудом. Многие на свободе не удосужились окончить школу, в колониях они занимаются в вечерних и получают специальность в училищах – это те профессии, которые всегда востребованы: штукатуры, каменщики, швеи…
Семь человек дистанционно получают высшее образование. Большая часть осужденных работает на швейном производстве, и продукция отличается высоким качеством. В льговской колонии действует литейный цех. Денег на руки не выдают, они копятся на личном счете. А вот покупать товары осужденные могут: в каждой колонии есть магазины с широким ассортиментом. А многие часть заработка отсылают в семью – детям. И начинают верить, что они прочувствовали свои ошибки и не повторят их вновь. Осужденные занимаются спортом, творчеством, участвуют в соревнованиях, организуют концерты, ставят спектакли. Большую помощь в воспитательном процессе оказывает вера. В каждом режимном учреждении действует храм, а в библиотеках – широкий выбор духовной литературы для представителей всех религиозных конфессий.
В школе освобождения
Самый ответственный период – полгода до освобождения. Каждый осужденный включается в проект «Школа по подготовке к освобождению».
– Во время индивидуальных бесед обсуждаются вопросы о предполагаемом месте жительства, порядке трудоустройства, состоянии рынка труда области, профессиях и специальностях, пользующихся спросом. Организуются встречи с представителями различных служб и учреждений, – говорит заместитель начальника УФСИН по Курской области Сергей Коробко. – С готовящимися к освобождению рассматриваются правовые темы, в том числе поведение в общественных местах. Проводятся занятия по получению информации через электронный портал госуслуг. Мы обсуждаем различные темы, говорим о ценах на основные продукты питания и товары первой необходимости. Особое внимание уделяется здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек: алкоголя, табака.
По сути, это школа жизни в обычном обществе. Сведения о готовящихся к освобождению направляются в администрации городов и районов, где они собираются жить, центры занятости, отделы полиции для проверки места проживания. Перед самым освобождением вручаются единовременное пособие и электронный билет на проезд домой.
Скоро домой
Через пять дней билет на проезд до Тулы получит 35-летний Сергей. В исправительной колонии он в пятый раз за разбой. Срок прошел, и Сергей уверен, что готов начать нормальную жизнь.
Детство у него было тяжелым. Родители пили, голодный подросток воровал еду. Первый раз его посадили, когда украл велосипед. В колонии молодой человек окончил заброшенную школу и получил аттестат зрелости. «Там даже четверки по химии и русскому языку», – гордо говорит он. Еще в училище Сергей получил специальность сварщика. Оказалось, что руки у него, как говорится, золотые. Освободившись, Сергей устроился по специальности: варил кресты и оградки. Платили хорошо, но молодой человек пил. Однажды он украл у работодателя сварочный аппарат. Были и другие истории, заканчивавшиеся одним и тем же: работа, пьянка, преступление – тюрьма.
В последний срок в колонии Сергей успешно прошел курс реабилитации от алкоголизма, получил швейную специальность и научился ремонтировать современное швейное оборудование. Что будет на свободе?
– Меня уже ждут несколько работодателей, – говорит он. – Устроюсь на работу. Может, сначала навещу друзей…
С Сергеем занимались воспитатели и психологи. Выяснилось, что он человек разносторонний. В колонии Сергей записался в литературный кружок и стал сочинять стихи. Что касается друзей… За весь долгий срок наказания никто и пачки чая не прислал. Заботилась о Сергее только сестра, она ждет его дома. Все его друзья – любители выпить за чужой счет. Сварочный аппарат был украден и продан, чтобы угостить приятелей спиртным… До свободы пять дней. За это время воспитатели и психолог надеются помочь Сергею укрепиться в желании начать новую жизнь без пьянок с друзьями, которые приведут его назад – в колонию. «Я за решетку больше не хочу!» – твердо говорит мужчина.
Анна ЖУРАВЛЕВА