Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

На острие главного удара

Газетный выпуск № 2020_109
10 сентября 2020 13:58 История

17 сентября 2020 года исполнится 120 лет со дня рождения выдающегося русского полководца, дважды Героя Советского Союза, маршала бронетанковых войск Михаила Ефимовича Катукова, командующего 1-й танковой армией, вклад которой в исход сражения на южном фасе Курской дуги до сих пор недооценен.

Как и многие военачальники тех лет, Михаил Ефимович Катуков – выходец из народа, родился он 17 (4 по старому стилю) сентября 1900 в многодетной крестьянской семье. Он хорошо учился в сельской школе, но в старой России выходцу из деревни уготовано было лишь место «мальчика на побегушках» в купеческой лавке в Северной столице.
Революция нашла применение способностям талантливого юноши. Вступив добровольцем в ряды Красной Армии, Михаил Катуков прошел путь от рядового до маршала.
В Курской битве возглавляемая Катуковым 1-я танковая армия находилась на одном из самых опасных направлений удара врага на южном фасе сражения. 638 танков, в том числе 515 «тридцатьчетверок» под командованием Катукова, стояли во втором оборонительном рубеже на направлении главного удара группы армий «Юг» под командованием Манштейна.
Противостоять врагу, использовавшему новейшие тяжелые танки, имеющие толстую броню и мощные 88-мм орудия с хорошим прицелом и большой дальностью прямого выстрела, было непростой задачей. Сдержать натиск немецкого наступления помогла избранная командармом тактика танковых засад.
Кроме того, к лету 1943 года наша промышленность наладила производство 76-мм бронебойных подкалиберных снарядов, которые могли пробить броню немецкого танка в любой проекции на расстоянии до 1000 метров. Имея такое оружие, советские танкисты, оставаясь на замаскированных позициях незамеченными, могли открывать огонь, когда вражеские танки приближались к ним на расстояние эффективного выстрела.
6-го июля 1943 года практикуемая Катуковым тактика танковых засад себя оправдала: все атаки немецких войск на направлении главного удара в районе Яковлево были отбиты.
Не добившись успеха, противник был вынужден в течение дня изменить направление главного удара и перенести ось наступления, обходя левый фланг 1-й танковой армии, вклинившись до конца дня вглубь оборонительных позиций до 11 километров и выйдя в районе Прохоровки к последнему, третьему, менее укрепленному тыловому рубежу обороны советских войск.
И все же именно благодаря правильно выбранной Катуковым тактике и успешной обороне 1-й танковой армии, а также постоянным контратакам по правому флангу ударной немецкой группировки, 2-му танковому корпусу СС не удалось с ходу прорвать тыловой оборонительный рубеж в районе Прохоровки. Враг не смог выйти на оперативный простор и далее развивать наступление на Курск.
Немецкое командование, боясь удара в тыл, не решилось продолжать наступление крупными силами в районе Прохоровки до тех пор, пока не будет разгромлена 1-я танковая армия, поэтому в период с 7-го по 11-го июля 1943 года в полосе обороны армии разгорелись тяжелейшие, кровопролитные, исключительно упорные бои.
В этих боях полностью раскрылся полководческий талант генерала Катукова, который постоянно маневрировал войсками, вовремя наносил контрудары, концентрировал резервы на наиболее угрожаемых участках с целью недопущения полного окружения, своевременно отдавал приказы на отход подразделений на новые позиции, всячески старался сберечь, насколько это было возможно в тех условиях, солдатские жизни. Немецкие войска хоть и добились определенных тактических успехов, но прорвать оборону и разгромить 1-ю танковую армию так и не смогли.
Ставкой ВГК 12 июля 1943 года были запланированы контрудары как в районе Орла, так и под Прохоровкой, куда подошли стратегические резервы: 5-я гвардейская танковая армия генерала Ротмистрова и 5-я гвардейская армия генерала Жадова.
Планировался также вспомогательный удар частей 1-й танковой армии во фланг немецкой ударной группировки в районе Прохоровки. В это же время переходили в наступление войска Западного и Брянского фронтов в рамках операции «Кутузов».
Сыграли свою роль танкисты Катукова и во время грандиозного сражения под Прохоровкой, нанеся вспомогательный контрудар во фланг 2-го танкового корпуса СС, который оказался полностью неожиданным для немецкого командования. В результате 3-я танковая дивизия немцев начала отступать, обнажая пути коммуникаций войск противника в районе Прохоровки. Это, в свою очередь, вынудило немецкое командование для отражения контрудара использовать часть резервов, направляемых на усиление эсэсовских дивизий под Прохоровкой, а также бросить против контратакующих подразделений 1-й танковой армии всю имеющуюся авиацию, что в итоге позволило ценой больших усилий и жертв восстановить оборону 5-й гвардейской танковой армии и 5-й гвардейской армии и в дальнейшем двинуться в атаку.
Кроме того, в результате этого контрудара 1-й танковой армии было сорвано наступление немецких войск в северном направлении в районе Обояни, что сразу обесценило крупный тактический успех немецких войск под Прохоровкой, не дав перерасти ему в оперативное значение.
Таким образом, как утверждает историк Валерий Замулин: «… благодаря таланту М.Е. Катукова в наиболее тяжелый период битвы его армии удалось добиться решительного перелома, понеся при этом сравнительно небольшие потери».

Сдержать натиск немецкого наступления помогла избранная командующим 1-й танковой армии Михаилом Катуковым тактика танковых засад

Помогла войскам, сражающимся на южном фасе, и успешная оборона, а затем наступление на северном фасе около Ольховатки, в районе Тепловских высот. Кстати, организованная в канун окончания Курской битвы – 23 августа – театрализованная реконструкция тех давних событий еще раз напомнила о значении этого сражения.
К сожалению, что касается вклада в сражение на южном фасе Михаила Катукова, то, на мой взгляд, его еще предстоит оценить по достоинству. До конца войны Михаил Ефимович продолжал командовать 1-й танковой армией, которая с апреля 1944 была переименована в 1-ю гвардейскую танковую армию, и дошел с ней до Берлина.
За период службы в Советской Армии Михаил Ефимович Катуков дважды был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, получил четыре ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, два ордена Суворова I степени, орден Кутузова I и II степени, орден Богдана Хмельницкого и другие награды.
После войны Михаил Катуков продолжал служить в рядах Советской армии, занимая различные высокие посты, в том числе в министерстве обороны СССР.
Умер 8 июня 1976 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. В честь Михаила Катукова названы улицы в городах: Москва, Озеры, Волоколамск, Липецк, Мценск, Снежное, Борщев, Орел, Белгород, Воронеж, Черновцы, Казатин, Богодухов.
В Курской области именем Михаила Катутова названа улица в районном центре Обоянь и установлена мемориальная доска на здании, где размещался штаб
1-й танковой армии.
Виктор Куликов



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также