Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Спорный транспорт: мода на электросамокаты добавила проблем и пешеходам, и самим райдерам

Газетный выпуск № 2020_109

Формально человек на самокате считается пешеходом, но есть нюансы

Москвичи стали чаще ездить на электросамокатах, сообщили в пресс-службе департамента транспорта города. В среднем за день один электросамокат используют семь раз, а за год и самокатный парк, и количество поездок выросли вдвое. В целом по стране спрос на электросамокаты вырос. Впрочем, и проблемы добавились. Так, на жителя Казани составили протокол
с лишением прав за якобы пьяную езду на электросамокате.
Нередки уже и ДТП с электротранспортом: в Петербурге после столкновения райдера с велосипедистом первый скрылся, второму понадобилась помощь медиков. О том, что нужно знать желающему прокатиться на электросамокате и какие грядут перемены –в материале «Известий».

Определения нет, ответственность есть
В августе житель Казани 54-летний Дмитрий Хотухов попал в переплет. Он может лишиться водительских прав за отказ от медосвидетельствования по ст. 12.26 КоАП – сотрудники ГИБДД заподозрили его в езде на электросамокате в нетрезвом виде, но развеять сомнения полицейских Дмитрий не захотел.
Электросамокат по всем правилам погрузили на эвакуатор и увезли – за простой транспорта на штрафстоянке казанцу пришлось заплатить 5600 рублей. Впрочем, несмотря на то, что у электросамокатов пока нет четкого статуса (новые поправки в ПДД, которые бы определили это средство передвижения вместе с сегвеями и им подобным в отдельную категорию, только готовятся), в зависимости от мощности двухколесное чудо все-таки могут приравнять к мопедам.
– В случае если средство индивидуальной мобильности имеет электродвигатель, который по своим техническим признакам соответствует категории транспортного средства, закрепленного в пункте 1.2 ПДД, то лицо, управляющее им, считается водителем транспортного средства и требования предъявляются к нему как к водителю, – объяснил РЕН начальник отделения пропаганды БДД ГУОБДД МВД России Антон Белан. Так, согласно документу, «мопед» – это в том числе и двухколесное механическое транспортное средство, имеющее электродвигатель максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. Казанский «скакун» имел движок мощностью 600 Вт, потому с него и спрос соответствующий.
С точки зрения закона, говорит автоюрист Дмитрий Славнов, сотрудники ГИБДД действительно правы, и предупредить подобные ситуации несложно.
Все просто: надо смотреть документы завода-изготовителя. Если владелец внес изменения в конструкцию сам, то это одно (у нас молодежь любит покупать усиленные аккумуляторы), если же мощный двигатель стоял изначально, то, конечно, водитель должен иметь права категории «М», страховой полис и быть приравнен к участнику дорожного движения, – говорит в беседе с «Известиями» автоюрист Дмитрий Славнов.

Гроза пешеходов и белок
Формально управляющий маломощным электросамокатом (не подпадающим ни под определение «мопеда», ни «мотоцикла», с двигателем до 0,25 кВт) – пешеход. Но проблемный. В Казани, например, водитель электросамоката сбил мальчика на тротуаре – у ребенка двойной перелом. В Санкт-Петербурге при встрече с электросамокатом не повезло велосипедисту – ему понадобилась помощь медиков. В обоих случаях виновники скрылись с места происшествия. В парке культуры и отдыха имени Кирова в Санкт-Петербурге подумывают запретить въезд электросамокатам и велосипедам на территорию парка (пока это правило работает только по выходным) – лихачи на двух колесах сшибают с ног пешеходов и белок.
В случае же, если двухколесный агрегат был мощный, то есть попадает под категорию, например, «мопед», то, по словам автоюриста Льва Воропаева, ответственность будет иной – по ст. 12.24 КоАП РФ («Нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего»).
– Она предусматривает как штраф от 2,5 тыс. до 25 тыс. рублей в зависимости от тяжести вреда здоровью, так и лишение права управления всеми транспортными средствами (на которые у водителя есть права), – от года до двух лет, – говорит «Известиям» эксперт. При худшем развитии событий дело будет рассматриваться в рамках уголовного кодекса.
А как быть с прокатом? Кстати, некоторые прокатчики уже сейчас устанавливают допустимый порог скорости, например, не превышающий 20 км/ч, а на случай происшествий есть страховка.

Пора приструнить
О том, что электросамокаты, сегвеи, скейтборды и прочий экологический транспорт планируют внести в ПДД как «средства индивидуальной мобильности» (СИМ), стало известно год назад. В пояснительной записке к документу отмечалось, что новые устройства в зависимости от модели могут развивать скорость свыше 35-80 км/ч, «что становится серьезным источником опасности как для пешеходов, так и для лиц, управляющих такими устройствами». Поправки, над которыми работает Минтранс совместно с Госавтоинспекцией, предполагают, в частности, что пользователи СИМ будут передвигаться по велосипедным дорожкам или по тротуарам, но не разгоняясь выше 20 км/ч. Если ни того, ни другого нет, то можно выехать на проезжую часть, но держаться как можно правее. Для пользователей СИМ также планируют ввести и специальный дорожный знак – «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено».
Кстати, за границей за эти самые СИМ уже взялись. В Германии не разрешают разгоняться свыше 20 км/ч. В Сингапуре на электросамокате можно перемещаться только по специально отведенной велосипедной дорожке. Во Франции «моторизованным устройствам личного движения» запрещено показываться на тротуаре – можно ездить по велодорожкам, дорогам с ограничением до 50 км/ч и по специальным зонам. А в целом предельная скорость для электросамокатов – 25 км/ч. Превысил? На первый раз штраф в €1,5 тыс., на второй – €3,75 тыс. Минимальный возраст вождения – 12 лет.
Заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский предлагает внести в ПДД также правила управления электросамокатами.
– В ситуации столкновения получается, что столкнулись два пешехода: только один на скорости 3 км/ч, а другой на скорости 20 км/ч. При этом по своим скоростным показателям и массе сегвеи и гироскутеры эксперты относят скорее к велосипеду, а электросамокат – к мопеду. Конечно, управление этими устройствами должно быть четко прописано в ПДД, – отмечал депутат в одном из интервью.
Сейчас проект поправок в ПДД находится на этапе общественных обсуждений.

Курянам самокаты тоже нравятся
С нынешней осени новые, ныне модные способы передвижения появляются и в Курской области. Теперь они уже не только в личной собственности. Появляются пункты проката. Самый известный на сегодня автоматизированный прокат электросамокатов создан на территории Курского детинца. Пункт работает, надо заметить, круглосуточно. В день открытия «сердца Курска» его первые посетители стали и первыми, кто опробовал и оценил новую транспортную услугу.

Елена Мотренко



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также