Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Рождественский привет из Донецка

Газетный выпуск № 2020_155
25 декабря 2020 09:19 Общество

Как жители ДНР встречают Новый год, борются с ковидом и на что надеются

Анатолий Вовк родился в Донецке. Время взросления выпало на страшную военную пору, когда Донецкая народная республика отстаивала свое право на независимость. Отец пропал без вести…
Анатолий решил стать священником и поступил в Курскую духовную семинарию. Проучился не очень долго: проблемы с оформлением гражданства вынудили вернуться на родину, чтобы оформить все документы.
Сейчас он живет с мамой, работает глазировщиком на комбинате мороженого и готовится в феврале, если позволят обстоятельства, вернуться в Курск, в семинарию.
Показательный момент. Анатолий говорит, что по «военкоматским» делам лежал в больнице. На вопрос нашего корреспондента, пойдет ли он в армию, парень ответил: «Пока нет. Мобилизации не ожидается…» Одно слово, а как все меняет – у нас призыв, а у них мобилизация. Разные вещи.
Анатолий согласился ответить на вопросы «Курской правды» и рассказать, как и чем сейчас живет Донецк.
– В Донецке чувствуется праздничное новогоднее настроение? Появились ли в магазинах подарки? Установлены ли елки?
– Как и всегда, город готовится к праздникам. Я на протяжении двух лет накануне Нового года находился в Курске и уже смутно помню, каким раньше был новогодний Донецк.
Но вижу, что, несмотря на сложное время, люди готовятся встретить праздник, рынки заполнены новогодними товарами, торговые центры предлагают свои услуги.
Еще в начале декабря возле многих торговых центров были установлены елки, по силам город украшен к грядущим праздникам. Предстоит открытие главной елки республики, с недавних пор она ежегодно меняет свой наряд, вот и сейчас мы ждем, что приготовили организаторы.
Сложный вопрос про новогоднее настроение… Мы живем в общежитии переселенцев, это другая жизнь, она отличается от общегородской. В первую очередь Новый год – праздник семейный, домашний, но война коснулась каждого.
Как тогда быть? Новый год, подарки, дом, семья… А многие из нас лишены именно этого – дома и семьи.
Знаете, нам не дают упасть духом дети. Те, кто приехал в общежитие с началом войны, выросли, но в то же время здесь и родились многие. Мы делаем все возможное, чтобы у них обязательно был праздник, и тогда сами немного верим в чудо.
– Внешне жизнь Донецка и Курска отличается? Или все, в принципе, так же: суета, торговые центры, шум-гам?..
– Шум, гам – все это есть, ведь жизнь продолжается. Конечно, жизнь другая, сейчас кажется, что она спокойная, но я помню 2014 год и понимаю, что это не так.
Да, работают торговые центры, кафе, рестораны, но это далеко не то, что в Курске. Ведь здесь есть военное положение, комендантский час и понимание того, что значит обстрел.
Центр не окраина, здесь я могу сказать, что жизнь в прежнем русле, но стоит выехать на окраину города, как можно представить 1941 год. Не многие сильно радуются активной работе торговых, развлекательных центров, кафе, ведь мы понимаем, что цена этому – жизнь наших защитников.
– А какие признаки военного положения заметны и бросаются в глаза – много военных, где-то техника стоит?
– Как я и сказал, жизнь Донецка – это две жизни в одном городе. В первые годы войны было много следов военного положения: наспех оборудованные военные части, местами в городе вместо клумб были окопы, хотя где-то и сейчас так.
Мы провожали бойцов на передовую и встречали, вспоминали тех, кто не вернулся, посещали тех, кто был ранен. Смотрели на движение военных колонн и читали сводки о погибших мирных жителях.
Конечно, видны признаки военного времени. Во многих районах города до сих пор остаются разбомбленные дома, снаряды от «Града» можно встретить застрявшими в асфальте. Если посетить Железнодорожный рынок, поселки Октябрьский и Путиловка, Киевский и Петровский районы города, то станет понятно, что мы все на передовой.
– Если на линии соприкосновения случаются обстрелы, то доносятся ли звуки выстрелов до вас?
– Линия боевого соприкосновения – это не абстрактное понятие: во многих местах линия фронта подходит вплотную к границам города, по этой причине, если случается обстрел, взрывные волны чувствует практически весь город. Было время, когда мы не просто слышали звук обстрела, но и могли наблюдать попадание снарядов в центр города.
– Как Донецк переживает коронавирусную пандемию? Много больных, действуют ли запреты? Есть ли лекарства?
– Я вижу, что и многие успешные регионы России тяжело переживают эту ситуацию. Что же говорить о нас.
Заболевших действительно немало, многие отделения больниц по всей республике переоборудованы под коронавирусные корпуса, принимаются все возможные меры для противодействия распространению инфекции.
Действуют общие запреты, как и во многих российских регионах: соблюдение дистанции, масочный режим и другие. Еще до всей этой ситуации была проблема с лекарствами: есть одни, но нет других. Сейчас то же самое, но мы привыкли.
– Чувствуется ли поддержка России? Во всех отношениях. Но главное, конечно, в материальном – поставках продовольствия, других необходимых товаров?
– Помощь, оказываемая нам Россией, существенна во всех отношениях. Но и связь с Украиной так или иначе имеется, хотя, конечно, в большей степени это блокада. Блокада со стороны Украины – это невозможность приобретения необходимых материалов для развития республики, невозможность сбыть свой товар.
Благодаря помощи России производится ремонт жилого фонда, восстанавливаются школы и детские сады,
облагораживается город и республика в целом.
– Анатолий, а какие разговоры среди жителей Донецка ходят по поводу будущего республики? Ну нельзя же вечно жить в таком положении. Есть ли желание и надежды на присоединение к России? Или же наоборот – договориться с Украиной и жить в ее составе, но с особым статусом?
– 11 мая 2014 года мы сделали свой выбор. Никто до последнего не мог поверить в то, что против нас пойдут войной, но это страшная действительность.
Нам не интересна была политика Киева, хотя, конечно, сближение с Россией гарантировало бы Украине стабильность и процветание. Киев-Майдан, Одесса-Хатынь, но даже после этого мы верили…
Но в нашем небе, мирном небе трудового Донбасса, появились истребители, на дорогах – колонны военной техники, которую люди останавливали голыми руками.
Первые обстрелы мирных кварталов городов, первые смерти мирных жителей, среди которых много детей… И мы поняли, что нам с Украиной не по пути. Именно тогда мы поднялись, не преследуя чьи-либо интересы, но лишь в защиту своих родителей и детей.
Россия – слово глубокое и очень теплое. Конечно, хорошо вернуться в Россию, но, видимо, еще не время. Верно, в таком положении жить нельзя, но никто не сказал, что мы будем так жить. Победа обязательно придет, и она будет за нами!..
– Личный вопрос. Почему вы решили стать священником? Это общая обстановка так повлияла или решение было бы принято в любом случае?
– Знаете, жизнь священника довольно трудна. Священник – маяк, указывающий путь, он и скала, за которой можно укрыться… Можно приводить множество замечательных ассоциаций, но, конечно, я ни под одну не подхожу.
Во множестве моих грехов и недостатков есть лишь одно желание – служить Богу и быть полезным людям. Это не столько мое решение, сколько желание Господа видеть меня именно на этом месте, я лишь согласился. Ведь кто я без Него?
– Связи с семинарскими друзьями не порвались? Что ребята пишут? Ректор-то новый и, говорят, строгий – епископ Паисий.
– Дружба не прервалась, вынужденный отъезд показал мне наглядно, чем каждый из них является для меня. Это действительно важно – иметь таких друзей, как они, без них я как нолик без единички, простой нолик. Я благодарен им за каждый момент моей семинарской жизни.
Ребята пишут, что семинарская жизнь, как и прежде, наполнена учением, также семинария задействована во множестве проектов. Это социальная работа, участие в конференциях, круглых столах и просто в поддержании порядка на территории учреждения.
Ректор действительно новый. В мое отсутствие в семинарии не берусь говорить о его строгости, но, где строгость, там и справедливость. Именно благодаря мудрому решению владыки Паисия в столь непростое время семинария взяла курс на социальное служение, этот опыт будет необходим нам в будущем.
– Анатолий, Бог даст, в феврале вы вернетесь, но сейчас вы имеете возможность поздравить курских друзей и знакомых с Новым годом и Рождеством Христовым и передать им свои пожелания.
– В новом году хочется пожелать крепкого здоровья и семейного благополучия! Мирного неба над головой! Храните мир, он очень хрупкий…
Юрий МОРГУНОВ
Фото Анатолия ВОВКА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также