Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Коронный год

Газетный выпуск № 2021_001
01 января 2021 10:00 Итоги

Краткий обзор главных событий ушедшего 2020 года

Ничто, как говорится, беды не предвещало, хотя, по народным приметам, високосный год всегда бывает трудным. В январе 2020 года отгремели новогодние салюты, куряне отпраздновали Рождество, область потихоньку входила в обычный ритм.
Первым предвестником чего-то необычного стала пресс-конференция курского Роспотребнадзора и медиков по поводу сообщений о новом опасном вирусе. Это было 30 января в Доме журналиста.
Специалисты сказали, что инфекционная больница имени Семашко готова принимать больных и в случае необходимости может увеличить количество коек. Роспотребнадзор продемонстрировал журналистам прибор, с помощью которого будут измерять температуру у приезжающих.
Куряне во время пресс-конференции могли по интернету задавать вопросы. И, что показательно, основным был следующий вопрос: «Хватит про коронавирус, вы лучше скажите, как там с гриппом дела и будет ли в школах карантин?». Слова «дистанционка» и «удаленка» еще не вошли в оборот. А потом началось…
Ушедший 2020 год стал одним из самых сложных в новейшем времени. Причем для всей планеты. Жизнь невероятно усложнилась, но не остановилась. В Курской области, как и везде, боролись с коронавирусом, пытались не допустить серьезного падения экономики, более того – строили, украшали, обсуждали, спорили.

Общество:
граждане online
Запреты, связанные с коронавирусом, удаленная работа и дистанционная учеба, разумеется, вызвали массовую реакцию недовольства. Но все оно выливалось и выплескивалось через социальные сети.
Глава региона не стал ограничивать допуск к своей странице «ВКонтакте», но обещал банить тех, кто хамит, грубит или отрицает наличие коронавируса.
Но отрицание ковида длилось недолго. Больных становилось все больше, информация стала разнообразнее, и все поняли, что пришла беда.
И надо отметить, что куряне не озверели, скорее наоборот, выросло чувство локтя и взаимовыручки. Все в одной лодке.
И хотя на улицах и в лифтах порой отворачивались друг от друга, но в то же время соседи приходили на помощь друг другу, молодежь организовала волонтерское движение по доставке лекарств, студенты медицинского университета пошли в клиники помогать…
Хотя нервы у всех были на пределе. Почему, кстати, были? И есть.
Соцсети служат своего рода подушкой безопасности, гася негатив. Высказался человек и вроде отделался. С другой стороны, они несут массу информации о регионе, его проблемах.
Для того чтобы выделять из всего этого информационного хаоса что-то рациональное и оперативно реагировать, был создан Центр управления регионом.
Подобные организуются по всей стране по решению президента. Цель – наладить коммуникацию между населением и органами власти. Сложная задача. Практически это значит – попробовать управлять хаосом.
Теперь если вы оставите комментарий на официальных страницах сообществ Курской области и отраслевых комитетов (здравоохранения, дорожного, ЖКХ, транспортного) в соцсетях: «ВКонтакте», «Инстаграм», «Одноклассники», – то он непременно попадет в зону внимания ЦУРа.
И чем больше фактов, тем больше вероятность, что отреагируют оперативно. Адреса, пароли, явки. Никогда не дезинфицировали подъезд? Улица, номер дома, управляющая компания. В аптеке нет нужного и простого лекарства? Конкретно в какой? И так далее.
Предстоит ЦУРу реагировать и на обращения медицинской тематики. Никогда, наверное, не будет больше посвящено докторам и медицинским чиновникам возмущения, сколько в этом году.
Здравоохранение:
кто виноват и что делать?
На эти вопросы, как известно, однозначного ответа нет. Выздоровевшие писали и пишут хвалебные письма медикам и благодарят за работу.
Другие, кому приходилось порой днями ожидать прихода вызванного врача или часами сидеть в очереди на КТ (расшифровывать аббревиатуру уже не надо, она стала как родная), писали гневные письма во все инстанции: здравоохранение развалено, люди оставлены один на один с пандемией и т.д. и т. п.
Не все доктора выдерживали, кто-то уходил. Была заметна и кадровая, если уж не чехарда, то чрезмерная активность. Менялись главврачи, заместители губернатора.
И все же, все же, все же… Власть сделала все что могла. Вводились ограничения. Быстро разворачивались новые койки для больных, распределялась финансовая помощь из Центра, старались избежать дефицита лекарств, гасились конфликты внутри коллективов медучреждений, связанные с разными вопросами, в том числе с выплатами «коронавирусных».
Да, не все идеально, да, иногда с опозданием, но вряд ли кто сможет сказать, что власть региона сидела «спустя рукава».
Летом чуть отпустило, даже День города провели с полюбившимися всем полетами на воздушных шарах, но пришла осень, а затем зима, и все началось сначала.
Но нет. Уже полученный опыт позволил действовать более осмысленно. Куряне изучили опыт других регионов по строительству быстровозводимых инфекционных госпиталей и теперь в Курске рядом с областной больницей возведут такой же. Перепрофилированы под ковид-госпитали и некоторые районные больницы.
Информация поступает противоречивая: одни эксперты говорят, что все к весне затихнет, другие, наоборот, предупреждают о новой волне заболеваний. Лучше быть готовым к худшему.
Экономика:
чтобы все было свое
Экономика, ясное дело, в условиях ограничений упала. Торговля, услуги, ресторанный бизнес и ряд других секторов понесли огромные потери.
Но в целом предприятия работали, магазины торговали. А экономические достижения региона за год можно в цифрах и фактах проследить, читая отчеты о визите в Курск министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.
Показательно, что мы очень здорово подросли в производстве лекарств. Нет худа без добра, как ни цинично это звучит сейчас. Например, с начала пандемии производство парацетамола на «Фармстандарте» выросло в 10 раз. Работа идет круглосуточно.
Если до начала пандемии завод выпускал «Арбидола» миллион упаковок в месяц, сейчас – 500 тысяч в сутки. Производство антибиотиков также выросло в разы.
Конечно, во многом мы еще просто «пакуем» сырье, закупаемое за границей, и зависим от его поставок. Надо работать над полным импортозамещением. А то ведь даже пластик для ингаляторов не свой, на что, кстати, министр обратил внимание.
Наши флагманы – Михайловский ГОК и Курская атомная станция – тоже производство не останавливали. Продолжалось строительство станции замещения АЭС-2.
А на МГОКе даже запустили новый дробильно-конвейерный комплекс. Правда, и тут стоит проблема импортозамещения.
Сейчас на предприятии заметный процент отечественного оборудования. Есть планы дальнейшего развития. В 2021 году – 45 процентов, в 2022 – 65 процентов горно-шахтного оборудования и комплектующих должны быть отечественными.
Понятно, почему такой новый всплеск интереса к теме, чтобы «все было свое». Коронавирус разъединил страны, и хотя экономические связи и логистические цепочки еще не утрачены, но надо быть готовым ко всему.
К слову сказать, компания «Металлоинвест», в состав которой входит и МГОК, вносит свой вклад и в борьбу с пандемией. На базе предприятий «Металлоинвеста» организовано производство кислорода. Лицензия уже получена.

Сельское хозяйство: удобрять так удобрять!
На селе и в этом коронавирусном году сработали на пять с плюсом – благо, социальную дистанцию там держать легче.
В этом году урожай зерновых превысил шесть миллионов тонн. Это рекордный урожай за всю историю сельского хозяйства Курской области.
По объемам производства в аграрно-промышленном комплексе наш регион занимает третье место в Центральном федеральном округе и седьмое – в России.
Во многом большой урожай достигнут за счет активного использования удобрений. На гектар посева у нас внесено более 130 кг удобрений. Притом что в среднем по стране этот показатель составляет менее сорока килограммов.
Может, уже стоит и притормозить в этом отношении? Может, как раз это имел в виду губернатор, когда говорил, что наш хлеб есть невозможно?
Политика:
голосовали вволю
Коронавирус не столько помешал политическому процессу, сколько внес в него разнообразие. В июле куряне голосовали за конституционные поправки. Кто на участке, кто на улице. Но с большими предосторожностями.
Опасения, вопреки ожиданиям, вызывала не правка текста основного Закона страны, а возможность заражения коронавирусом.
Почти 74 процента из голосовавших сказали нововведениям «да», явка составила хорошую цифру – без малого 60 процентов. Голосовали несколько дней (голосование становится как свадьба – за один день не наголосуешься), но без особых нарушений.
А 13 сентября состоялись дополнительные выборы депутата Госдумы по Сеймскому одномандатному избирательному округу №110 («разыгрывали» мандат, оставшийся после перехода Виктора Карамышева на работу в мэрию Курска).
Голосовали тоже три дня, явка – более 40 процентов. Многие (11 941 человек) отдали свои голоса дистанционно – при помощи интернет-технологий.
Единоросс Алексей Золотарев, бывший заместитель губернатора по сельскому хозяйству, победил всех, набрав 60,08 процента голосов.
Недавно прошла информация, что Алексей Михайлович заболел коронавирусом. Пожелаем ему скорейшего выздоровления.
Но самым заметным политическим событием стало, конечно, вступление губернатора Романа Старовойта в партию «Единая Россия», более того – избрание его секретарем местного регионального отделения.
В связи с этим «Единой России» на предстоящих осенних выборах (все серьезно – Госдума и Облдума) пророчат победу.
Правда, до сих пор никто не знает – решится ли Роман Владимирович на серьезное обновление и омоложение Курской областной Думы или спустит все на тормозах, которые, как известно, у единороссов крепкие…

Скандалы:
театр, да и только!
Из многочисленных курских скандалов, случившихся в течение года, выделяются три: реконструкция Театральной площади в Курске, уже пресловутая Кукуевка и дело компании «Экотекс».
Злые языки говорят, что вся область скукожилась до Театральной площади. Все внимание отдано именно этому месту – уже года два как его утюжат – благоустраивают, перестраивают.
Но строительство светодиодного фонтана и даже установка необычной формы лавочек не вызывали такого интереса у обывателей, как укладка плитки этим летом.
Вся закавыка была в том, чтобы успеть ко Дню города, то есть к 5 сентября (праздновать решили на этот раз пораньше). Не успевали.
Клали плитку, потом перекладывали, так как комиссия находила огрехи, потом опять перекладывали… И мэр проверял и подгонял, и губернатор.
Подрядчик тоже вроде старался, даже сам руководитель компании в шортах пришел на помощь укладчикам, что и попало на видео, так тут как раз и появились представители полиции (тоже в шортах) – брать объяснения, а используются ли на работах гастарбайтеры.
Весело было на все это смотреть. Но только не властям. Ведь народу было обещано – на День города Театральная площадь предстанет в новом облике. Предстала-таки. Пусть и не совсем как планировали, но все же.
Что касается Кукуевки, жители которой поселились, сами того не ведая, в так называемой буферной зоне Центрально-Черноземного государственного заповедника, почему их строения и не регистрируют, то этим летом кукуевцы креативили вовсю. Высаживали на своих участках огромные надписи: «Путин! Помоги!».
Правда, потом выяснилось, что «телеграфировали» президенту не скромные частники, а владельцы большого количества участков, которые и дальше хотели бы их продавать.
Наверное, ни одна проблема не выпила столько крови у губернатора Романа Старовойта, как эта. Гордиев узел. Как можно узаконить беззаконие?! Ведь участки еще до строительства на них домов незаконно были переведены под землю для жилищного строительства.
Но все же, кажется, компромисс найден. После долгих и непростых переговоров в Москве составлена дорожная карта, следование которой должно привести в итоге к следующему: Центрально-Черноземный заповедник получит в свое ведение два других участка, ну а Кукуевка станет обычным поселком на обычной земле с необычной историей.
А вот дело с «Экотексом», который делает трикотажные ткани и выбрасывает, по мнению курян (да, впрочем, уже и по мнению экспертов), массу вредных веществ в воздух, превратилось в дело уголовное. Правда, уголовщина не совсем экологическая, хотя все и взаимосвязано.
Два чиновника Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора получили от гендиректора «Экотекс» взятку в размере 800 тысяч рублей. И оказались в суде. Недавно адвокаты пытались изменить меру пресечения – домашний арест, но суд не пошел им навстречу. Сидят дома.
Понятно, что взятку они получили не за красивые глаза. Можно предположить за что – чтобы чиновники сказали властям, что на «Экотексе» с природоохраной все тип-топ.
Но это не так, ведь дело дошло до того, что губернатор, как он сам рассказывал, ездил ночами в район этого предприятия и принюхивался – травят местных жителей или нет.

Курская митрополия:
без крестных ходов
Для православных главное, пожалуй, – впервые за 12 лет подлинник Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» не прибыл из Нью-Йорка на родную землю. Не было и традиционного крестного хода. Всю ответственность на себя взяла митрополия, опубликовав на своем сайте решение об отмене мероприятий.
Еще печальное. В этом году ушел из этой жизни епископ Железногорский и Льговский Вениамин (Королев). Причина – коронавирусная инфекция. Но похоронили владыку, к счастью, не на ковидном кладбище, а в родной его обители – Коренной пустыни.
Его место занял епископ Паисий (Юрков), одновременно за ним осталась и Щигровско-Мантуровская епархия. Также владыка Паисий стал ректором Курской духовной семинарии вместо архимандрита Симеона (Томачинского), приехавшего в Курск пять лет назад и оставившего о себе добрую память, особенно у курской интеллигенции.
Между тем усиление влияния владыки Паисия молва все чаще увязывает с возможным переездом в Москву митрополита Германа (Моралина), который в конце августа был назначен и.о. председателя Высшего общецерковного суда РПЦ.
Таким образом, именно владыка Паисий является возможным преемником митрополита Германа. Те, кто сталкивался с епископом Паисием, отмечают его дотошность и внимание даже к мелочам, а семинаристы уже почувствовали на себе и его строгость – бесцельно выйти в город уже не получится.

Криминал:
суд над бандой Волобуева затягивается
Почти в самом начале 2019 года сменился председатель Курского областного суда. Василий Золоторев, 24 года руководивший Курским областным судом, ушел в отставку в возрасте 69 лет.
Он запомнится курянам не только как высококлассный юрист-профессионал, но и как автор поэтических сборников.
Его заменил Олег Кравченко, курянин, с 2016 года работавший заместителем Золоторева. Родился Кравченко в 1975 году. В 1997-м с отличием окончил Курский государственный технический университет по специальности «юриспруденция».
Что касается собственно криминала, то очень громких, громких и не очень громких дел было столько за год, что даже их простое перечисление займет слишком много места.
Например, как за детективным сериалом куряне уже давно следят за рассмотрением дела банды Волобуева.
Но вот пришло сообщение – в Курском областном суде приостановлено рассмотрение уголовного дела в отношении восьми членов криминальной группировки: Николая Волобуева, Дмитрия Волобуева, Евгения Кожейкина, Романа Иванова, Дмитрия Харламова, Георгия Крюкова, Николая Зайцева и Владимира Зайцева.
Они обвиняются в убийствах, вымогательстве, поджоге автомобиля, мошенничестве, уклонении от уплаты налогов.
Причиной же приостановки судебного процесса стала болезнь бывшего замглавы Курска и экс-начальника городского УМВД Николая Зайцева, который в настоящее время находится под наблюдением врачей.
Поэтому приговор по банде Дмитрия Волобуева ожидается только весной (и то не ранней) – еще не допрошен целый ряд свидетелей.
Коронавирус тоже внес свою лепту в разнообразие уголовных преступлений. В частности, в Курске завели уголовное дело после смерти 14 из 38 пациентов ковидария на базе роддома.
Дело возбудили по статье «Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам». Назначены экспертизы, изъята медицинская документация.
* * *
Прошедший 2020 год по восточному календарю был годом Крысы, или Мыши. Поэтому и сочинил народ такую байку. «Как и положено, в год Мыши мы старались не высовываться лишний раз из норки, а если и высовываться, то только для того, чтобы в нее что-нибудь притащить».
Наступивший год – Год Быка. Простоим ли в стойле или выйдем на вольное пастбище, покажет время. Но опыт 2020-го в любом случае поможет нам лучше справляться с проблемами.
Юрий МОРГУНОВ.
Фото из открытых источников



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также