Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Бизнес ушел в онлайн

Газетный выпуск № 2021_007
22 января 2021 11:11 Актуально

В условиях ковидных ограничений интернет стал спасением для небольших фирм

Прошлый год подтолкнул бизнес к переходу в интернет. Чтобы не обанкротиться в условиях ковидных ограничений, предприниматели вынуждены были искать новые форматы продаж. И онлайн-площадки стали настоящим «спасательным кругом» для них. По данным российской Ассоциации компаний интернет-торговли, оборот рынка в этой сфере по итогам 2020 года вырос в полтора раза и составил более 3 трлн рублей.
«Мой бизнес»
в помощь
В Курской области выйти в онлайн представителям малого и среднего бизнеса помогает Центр «Мой бизнес». На его базе действуют Центр поддержки экспорта и Центр поддержки предпринимательства, которые оказывают помощь в регистрации аккаунта и создании собственной веб-страницы.
– В новых реалиях – я имею в виду ситуацию с пандемией коронавируса – онлайн-продвижение товаров через электронные торговые площадки особенно востребовано, – соглашается председатель комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области Михаил Аксенов. – Интернет-торговля безопасна и эффективна, если пользоваться крупными проверенными площадками.
За 2020 год Центр поддержки предпринимательства вывел на российские электронные торговые площадки 14 представителей малого и среднего бизнеса, а Центр поддержки экспорта помог выйти в международные интернет-магазины 17 фирмам и предпринимателям.
Одна из них – компания, которая занимается производством гибкого неона, светильников и светящихся надписей. Теперь ее продукция известна не только в Курской области. Главное, что потребовалось для этого, – наладить коммуникацию с зарубежными партнерами.
– Для продаж на экспорт необходим был хороший сайт интернет-магазина на английском языке, – рассказал заместитель руководителя компании Михаил Рассеко. – Сейчас он у нас активно функционирует. С него и происходит большая часть продаж. И буквально на днях мы закончили настройку нашего личного кабинета на маркетплейсе eBay.
Еще один курский предприниматель, осваивающий зарубежный онлайн-рынок, – Александр Червяков. Он создал предприятие по изготовлению сувениров из дерева и кожи. По его словам, найти торговых партнеров в других странах вполне реально. По крайней мере, его компании это удалось.
– Нам помогли с доступом к сайту All.biz – это крупная бизнес-площадка, – говорит Александр. – Там нас нашли. Мы отправили образцы – настольные визитницы и органайзеры в стиле стимпанк.
Что касается российских онлайн-площадок, в прошлом году они в буквальном смысле обрели второе дыхание. Только на Wildberries число продавцов за год выросло в пять раз и перевалило за 90 тысяч. Из них порядка 80 процентов являются представителями малого и среднего бизнеса. При этом налицо почти трехкратный рост продаж товаров российского производства.
Вместе с количеством продавцов растет и армия покупателей: в частности, переход россиян на удаленку из-за пандемии привел к рекордному росту спроса на ноутбуки. В 2020 году их было продано более 3 млн на общую сумму 140 млрд рублей. Как говорится, был бы ноутбук, а магазин найдется…
Выступая на недавнем Гайдаровском форуме, министр промышленности и торговли Денис Мантуров поделился прогнозом по поводу развития российской электронной коммерции в наступившем году.
– Она, наверное, не будет расти так интенсивно, как в 2020 году, – считает министр. – Но мы и до этого последние 5-6 лет именно в e-commerce получали ежегодный рост в 25-30 процентов минимум. Поэтому я думаю, что проценты двузначного порядка точно будут сохраняться и по мере совершенствования и укрепления компаний на этом рынке.

Соблюдайте интернет-гигиену
Чтобы не стать жертвой интернет-мошенников, специалисты по кибербезопасности советуют во время шопинга соблюдать простые правила, что-то вроде онлайн-гигиены.

— Не заказывайте товар и не заключайте сделку по предоплате – оплачивайте только тогда, когда получили товар и убедились в его исправности.
— Ведите всю переписку только в чате сервиса, не уходите в мессенджеры.
— Доверяйте только официальным сайтам. Прежде чем ввести в какую-либо форму данные своей банковской карты, изучите адрес сайта и проверьте, когда он был создан. Если пару месяцев назад – есть большая вероятность, что он мошеннический.
— Большие скидки или «суперакции» – один из признаков того, что перед вами «лот-приманка», а сам сайт создан мошенниками. Будьте бдительны и не позволяйте себя обмануть!

Доверяй,
но проверяй
Впрочем, далеко не все согласятся с утверждением о том, что онлайн-торговля безопасна.
По словам начальника отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Курской области Ирины Кляцковской, за прошлый год было зафиксировано более 2 тысяч жалоб, касающихся нарушений потребительских прав. Значительная часть из них касается как раз онлайн-торговли. В основном куряне недовольны несоответствием полученных товаров описанию на сайте.
– Потребитель получил вещь не того цвета или размера, который заказывал, – рассказала Ирина Кляцковская. – Или вот конкретный пример: покупал человек норковую шапку, а получил вязаную детскую шапочку. Это уже мошенничество, и такие жалобы мы передаем для разбирательства в полицию.
Не спят и мошенники покрупнее: они создают подложные сайты интернет-магазинов, а также обкатывают фейковые схемы курьерской доставки товаров. Об одной из таких схем на днях в очередной раз предупредили специалисты из компании по кибербезопасности.
Мошенники размещают на сервисах объявлений товары – «приманки» с заниженными ценами, а затем уводят потенциальных покупателей с площадок в сторонние приложения. Там жертвам предлагают оформить доставку, в том числе используя фейковые страницы реальных курьерских служб, и похищают данные банковских карт и деньги пользователей. Пик мошеннической активности пришелся на весну прошлого года в связи с пандемией, переходом на удаленку и увеличением спроса (в среднем на 30-40 процентов) на онлайн-покупки, а соответственно, и на услуги курьерской доставки.
Всего в настоящее время специалисты выделяют около 40 активных преступных групп, использующих подобную мошенническую схему. В целом за 2020 год они заработали более 6,2 млн долларов. В России средний ущерб от одной такой мошеннической операции составляет 10-30 тысяч рублей.
Еще одна опасность, о которой все чаще предупреждают онлайн-покупателей, – заказ товаров на домашний адрес – может обернуться квартирной кражей. Среди курьеров могут оказаться наводчики и даже воры-домушники, поэтому доставка одежды на дом с последующей примеркой иногда заканчивается пропажей ценных вещей.
Отсюда и совет: оформлять заказ лучше на пункт самовывоза, где есть примерочные кабинки, по месту работы или на дом, но без указания квартиры, чтобы самостоятельно встретить курьера возле подъезда.
Отдельный вопрос – фейковые интернет-магазины или же сайты-клоны реально существующих онлайн-площадок. В интернете есть специальный «черный список» (или стоп-лист), куда вносятся подобные «обманки» и «подделки», причем делают это сами пострадавшие. Рассказанные от первого лица истории убеждают лучше любых аналитических выкладок. Кстати, только за III квартал прошлого года Банк России выявил более 2 тысяч мошеннических интернет-ресурсов – с их помощью злоумышленники похитили у граждан во время покупок в интернете почти 1,2 млрд рублей.
Татьяна ЛАСТОЧКИНА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также