Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Создательница «Рабочего и колхозницы» и гранёного стакана

Газетный выпуск № 2021_025
05 марта 10:13 История

В Международный женский день вспоминаем жизнь и судьбу легендарного советского скульптора Веры Мухиной.

О ком из женщин, связанных с курской историей, вспомнить и рассказать в преддверии праздника 8 Марта?

Не такой уж простой вопрос – имен много, но едва ли не всякий раз они лишь касаются нашего города. Для кого-то Курск – строка из послужного списка мужей.

А случалось, что наш город в женских судьбах становился стартовой площадкой, за которой следовали Москва, Петербург, Париж…

Наиболее яркий пример тому – непростая творческая и личная судьба скульптора и художницы Веры Мухиной. О ней расскажем подробнее хотя бы потому, что она – пример очень сильного характера, способности добиваться поставленной цели. Недаром отец видел в ней не художницу, к чему Вера так стремилась, а продолжательницу большого семейного купеческого дела. Но судьба сложилась иначе.

Вера Игнатьевна Мухина в своей мастерской

Из Риги – в Курск

Вера Игнатьевна Мухина родилась 1 июля 1889 года в Риге в богатой купеческой семье, которой принадлежали заводы, склады, доходные дома… Девочке не было и двух лет, когда от чахотки умерла мать. Отец спешно перевёз дочерей Веру и старшую Марию в Крым, чтобы девочки избежали судьбы матери.

Частные уроки в Феодосии, занятия живописью и музыкой, туры по Европе – Тироль, Берлин, Дрезден – обычная жизнь девочек из обеспеченной культурной семьи начала XX века. Когда Вере исполнилось 14 лет, неожиданно умер отец. Сестёр приютили родные, жившие в Курске.

Вера и Мария переехали в Курск в 1903 году. Их взял на попечение очень богатый курский купец Николай Гладков. Пять лет они жили в его большом двухэтажном доме на улице 1-й Сергиевской (ныне Максима Горького). Красивое здание с лепниной сохранилось до наших дней, сейчас это медицинский колледж. В те же годы в доме Гладковых жила в качестве прислуги Надежда Плевицкая, в будущем знаменитая певица.

Вера Мухина очень прилежно училась в гимназии. Она с детства хорошо рисовала, играла на фортепиано, пела и сочиняла стихи. Свой первый в жизни портрет (горничной Анюты) Вера написала маслом именно в Курске – в доме Гладковых. А ещё она придумывала новаторские модели одежды.

Со временем сестры превратились в хорошеньких барышень, блиставших на губернских балах и благотворительных концертах. О сёстрах Мухиных писали в светской хронике местные газеты. Когда в 1909-м девушки решили перебраться в Москву, репортёр с сожалением восклицал: «Курский свет много потерял с отъездом барышень Мухиных». Надо добавить, что многие «женихи» возлагали надежды и на солидное приданое сестёр.

Испытание болью

Выставка в Париже. Павильон СССР напротив павильона Германии

Беда случилась в конце 1911 года, когда Вера отправилась на Рождество к родне. «В имении под Смоленском собиралось много молодёжи, двоюродных братьев и сестёр, – вспоминала она. – Как-то мы покатились на санях с горы и налетели на дерево, я ударилась в ствол лицом. Глаза залило кровью, показалось, что треснул череп. Нос был оторван, от удара верхнюю губу защемило между зубами… Первое ощущение: жить нельзя, надо бежать от людей. Врач наложил девять швов, месяц не снимали повязку, не давали зеркало».

Милое лицо было обезображено. Однако в начале прошлого века в Европе уже занимались пластической хирургией. Вера едет в Париж, где в одной из престижных клиник за два года ей делают семь операций. Хирурги поработали на славу – рубцов и шрамов не осталось, но изменилось выражение лица – ушла девичья мягкость, черты стали жестче. Ранняя смерть родителей, травма и операции закалили характер Мухиной.
В те же 1912-1914-е годы, проходя лечение во Франции, Вера учится скульптуре в Академии Гранд Шомьер у французского монументалиста Эмиля Антуана Бурделя, ученика самого Огюста Родена. Путешествуя по Италии, она изучает скульптуру и живопись Ренессанса.

Когда летом 1914-го Вера вернулась в Москву, началась Первая мировая война. Мухина пошла на курсы медсестёр, работала в военном госпитале, где встретила врача Алексея Замкова, только закончившего Московский университет. Внук крепостного, как сейчас говорят, «сделал себя сам». Работал грузчиком, участвовал в революционных событиях. В голодном, страшном 1918-м году Мухина и военврач Замков обвенчались.

Дом, в котором в Курске жила Вера Мухина

Путь к триумфу

После революции у Мухиных в Латвии осталась недвижимость, позволявшая безбедно жить в Европе. Сестра Мария эмигрировала из России. Вера с Алексеем остались в холодной квартире на Пречистенке, пытаясь разжиться провизией и дровами. Он вёл частную медицинскую практику, она участвовала в ленинском плане монументальной пропаганды. В 1920 году появился на свет сын Всеволод, роды принимал сам Замков. Он был не только умелым хирургом, но и экспериментатором, упорно пытаясь открыть «эликсир вечной молодости», почти как профессор Преображенский в знаменитом романе Михаила Булгакова «Собачье сердце».

В 1923-м Мухина вместе с авангардисткой Александрой Экстер оформила павильон газеты «Известия» на Всероссийской сельхозвыставке в Москве, это был первый большой успех. Тем временем супруг к 1929 году синтезирует препарат «гравидан». Опыты показывают, что средство высвобождает скрытые резервы организма. Москва гудит о чудо-препарате, от желающих получить «эликсир молодости» нет отбоя. Но в 1930-м под лозунгом «борьбы со знахарством и лженаукой» работы Замкова остановлены, началась травля врача.

После долгих колебаний они с мужем решают уехать за границу. Но супругов арестовали и вернули в Москву. Впрочем, среди пациентов Замкова были высокопоставленные персоны: Горький, Будённый, Орджоникидзе, Молотов… Они не забыли о своём докторе. В августе 1932-го Замков назначен руководителем спецлаборатории со статусом госинститута. В подмосковном совхозе налажено массовое производство препарата, его применяют при самых разных болезнях – от малярии до гипертонии.

Мухина и Замков сами ежедневно делали себе инъекции гравидана, что помогало работать более продуктивно. Тогда же в просторной мастерской недалеко от института мужа Вера Мухина ваяет монумент «Рабочий и колхозница». Эта работа вызвала настоящий фурор в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Скульптура, венчавшая советский павильон, вызвала восторженные отзывы посетителей. Она удостоена Гран-при, эксперты оценили памятник как «эталон социалистического реализма». Пабло Пикассо восхищённо назвал его «величайшим произведением скульптуры ХХ века». Мухину стали считать выдающимся мастером монументализма. Это было апогеем её творчества.

Вера Мухина и Алексей Замков.
Она – выдающийся скульптор, обласканный
советской властью. Он – талантливейший врач, экспериментатор, мечтавший победить старость.
Подлинные герои уникальной эпохи, когда всё
строилось заново: политика, искусство, медицина.
Когда казалось, что нет ничего невозможного

Не только скульптура

Идиллия закончилась в том же 1937-м. Институт мужа ликвидирован, с началом «великих репрессий» заступаться за него стало некому. Замков перенёс инфаркт, каждую ночь они ждали ареста. Мухина трудилась над скульптурами для Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие» и «Хлеб». Последняя стала единственной из масштабных композиций, осуществлённой при жизни Веры Игнатьевны.

Когда началась война, супругов в октябре 1941-го эвакуировали на Урал. Затем Мухину вытребовали в столицу для работы над серией скульптурных портретов героев фронта. В октябре 1942 года Замков умер от второго инфаркта. На его могиле на Новодевичьем кладбище стоит памятник работы Веры Мухиной.

В 1943 году в блокадном Ленинграде Вера Игнатьевна возглавила мастерскую художественного стекла. Осаждённый город не думал о величественных памятниках. Мастер советского монументализма перешла к простым формам. И как считается, именно Мухина разработала дизайн всем известного гранёного стакана, ставшего одним из символов советского быта.

По преданию, первые гранёные стаканы появились ещё при Петре I. Но именно мухинский стакан, у которого 14 граней и ободок якобы символизировали 15 союзных республик, оказался особо удобным и прочным из-за толщины и особенностей изготовления стекла. Он был запущен в массовое производство, завоевав всенародную любовь.

Во время и после войны Вера Мухина продолжала работать в различных жанрах искусства. Она пять раз становится лауреатом Сталинской премии. Однако множество неординарных идей Веры Игнатьевны, которые она сама называла «мечтами на полке», так и остались невоплощёнными. Например, памятник защитникам Севастополя и скульптурная группа «Хлеб» для выставки «Индустрия социализма», фонтан «Национальности» и композиция, посвящённая спасению «челюскинцев»…

К 125-летнему юбилею мастера Третьяковская галерея отыскала в запасниках малоизвестные картины и «неизданные» проекты скульптора Мухиной и выставила их на Крымском валу.

Вера Игнатьевна Мухина ушла из жизни 6 октября 1953 года, похоронена рядом с мужем.

Главный кулинар России
Рассказывая о знаменитых курянках, нельзя не вспомнить Елену Молоховец
(в девичестве Бурман), которая родилась в Архангельске в 1831 году, окончила Смольный институт благородных девиц, а потом вышла замуж за архитектора Франца Молоховца и вместе с ним переехала в незнакомый Курск.

Именно в нашем городе она начала составлять кулинарные книги и достигла в этом деле всероссийской известности. Молоховец писала в предисловии:

«Эту книгу составила я исключительно для молодых хозяек, чтобы доставить им случай без собственной опытности и в короткое время получить понятие о хозяйстве вообще и чтобы тем приохотить их заняться хозяйством».

Только при жизни Елены Ивановны книга выдержала 29 переизданий общим тиражом около 300 тысяч экземпляров. Многие советы самой знаменитой российской домохозяйки актуальны и сейчас…

Писательница и путешественник

Кого-то из курских женщин судьба привязывала к географическим перемещениям родственников, к житейским обстоятельствам, заставляла странствовать по необъятной стране. Здесь стоит обратиться к жизни Екатерины Авдеевой (1789 – 1865). Родная сестра писателя Николая Полевого, родилась в Курске в семье знаменитого купеческого рода. В детстве вместе с родителями переехала в Иркутск, где очень рано, лет пятнадцати, вышла замуж за местного купца Авдеева.

В 1815-м овдовела и в 26 лет осталась «матерью нескольких сыновей и дочерей, воспитанию коих посвятила всю оставшуюся жизнь, переехав в 1820 году из Сибири в Курск, через некоторое время в Москву, а затем с зятем своим (профессором истории и русской словесности, а с 1949 года академиком Михаилом Розбергом) сперва в Одессу, потом в Дерпт».

Николай Полевой пишет, что ещё в детстве Екатерина много читала и обладала необыкновенной памятью, которая позволила ей сделаться «Живою энциклопедией», обширною библиотекою. В этом и заключалось все её образование». Далее Полевой замечает: «Никто не подумал бы, видя её, под её простыми, не светскими формами искать и найти обширное просвещение при уме самобытном».

В 1837 году на прилавках магазинов появилась книга «Записки и замечания о Сибири». Имя автора указано не было. Книга пользовалась успехом не только в России, но и за рубежом. В петербургский период жизни Екатерина Авдеева выпустила в свет иллюстрированное издание «Русские сказки для детей», часто обращалась к этой теме и в дальнейшем. Пишет книги по домоводству и русским традициям.

С большой теплотой написана вошедшая в сборник статья «Воспоминания о Курске»: «Курск можно назвать садом России, откуда везут плоды в Москву, Петербург, Одессу». Писательница отмечает, что в курском крае хорошо развито цветоводство, пчеловодство и народное прикладное искусство.

Литературная деятельность Екатерины Авдеевой началась довольно поздно и продолжалась всего два десятилетия…

 

ОТ АВТОРА

Почему мы привыкли выделять женские судьбы из общего списка только потому, что они отмечены в истории? При рассматривании выпускных фотографий курских женских гимназий, мы видим милые лица, стройные фигурки. Большинство из этих барышень не стали добиваться громкой известности, остались в Курске или посвятили жизнь вполне обычным профессиям – стали учителями, врачами, а то и вовсе простыми хранительницами семейного очага.

В стихотворении Пастернака «Белая ночь» есть строки:
Дочь степной небогатой помещицы,
Ты – на курсах, ты родом из Курска.
…Мелькнула судьба неведомой нам курянки и скрылась в водоворотах времени. А сколько их кануло без следа и без внимания гения. Именно их, не отмеченных в истории, стоит вспомнить перед женским праздником. Именно благодаря их труду и скромной самоотверженности наш город движется к 1000-летию.

По материалам курских краеведов подготовил Виктор КРЮКОВ

 



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также