Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Екатерина Ребежа: «Север зимой похож на пряник»

Газетный выпуск № 2021_027
12 марта 2021 10:08 Общество

Екатерина Ребежа – не только известная художница и модельер-дизайнер, она ещё и заядлая путешественница. Причём зачастую идеи для своих творческих работ она берёт из поездок.

В 2012 году Екатерину пригласили в Монголию поработать дизайнером на фабрике кашемировых изделий. Итогом этой поездки стала коллекция «Невеста Чингисхана», в основу которой легли наблюдения за местными этническими особенностями.
Своеобразным итогом поездки на озеро Байкал стала коллекция «Омуль в чемодане», а источником вдохновения для создания коллекции «DERZKO-RUSSKO» послужила этнографическая экспедиция на Русский Север. Но одной поездки оказалось мало, и в феврале Катя опять отправилась покорять северные широты.
– Екатерина, почему именно Север?
– Великому путешественнику Ибн Батуте принадлежат мудрые слова: «Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика». Экспедиции для меня прежде всего являются фундаментом для творчества и оказывают принципиальное влияние на формирование искусства авторского стиля, придают манере свободу и решительность.
На Севере в пути разворачивается широкая панорама русской старины – от удивительного своеобразия вековой красоты народного костюма и деревянной архитектуры до великолепия заповедной природы! Иногда удаётся привезти из северных путешествий реликвии народного искусства: прялки, вышивки, расписные деревянные предметы, посуду. И в этот раз я не без «улова»! Отыскала в антикварном магазине станинную корневую прялку с мезенской росписью. Но самое главное – впечатления! Они дарят вдохновение и настоящих друзей.
Север невозможно себе представить без оленей. Ещё одной целью путешествия было знакомство с северными оленями, которые приходят зимовать на мезенские пастбища с полуострова Канин. Катание на оленьих упряжках, общение с оленеводами-кочевниками, чай из талого снега в чуме и настоящая, зимняя, русская, северная быль – все это достояния Севера!
– Это был конкретный маршрут или полная импровизация?
– Маршруты своих экспедиций я формирую самостоятельно. Где начнётся маршрут, я знаю точно, а вот где он закончится – не всегда известно. Надо просто садиться и ехать. Дорога покажет путь. Добраться до большого транспортного узла – это первое, что ожидает путника: поезда Курск – Москва, Москва – Архангельск. А потом начинается самое интересное!
«Житейской опорой» стал уютный отель – ландшафтный парк «Голубино», где мне посчастливилось поселиться на время поисков «культурных глубин». Он расположился на берегу реки Пинега среди густых северных лесов, рядом с которыми образовались уникальные ландшафты. Сюда можно добраться частным транспортом по живописной автодороге Архангельск – Пинега – Мезень, идущей вдоль рек, северных деревень и карстовых гор.
Каждый день – новая точка на карте открытий. Мне таким образом удалось объехать главные достопримечательности и увидеть головокружительные пейзажи. Один из самых красивых видов, что мне доводилось встречать на Русском Севере, – это высотная точка Пинежского района, расположенная в деревне Красная Горка. Отсюда открывается фантастическая панорама окрестностей и долины реки.
Ещё одно удивительное место с неповторимым «деревянным» шармом есть в Мезенском крае. Здесь настоящий заповедник деревень, жемчужиной которого является Кимжа, полностью сохранившая облик северной деревни XIX века. В ней есть всё, что зовётся деревянным зодчеством: церкви, часовни, кресты, мельницы, колодцы, множество изб, амбаров и бань.
Начиналась экспедиция в самом сердце Архангельской области – в заповедном Пинежье, в районе пещер и водопадов. А потом я отправилась к берегам Белого моря, к Соянскому заказнику, где пасутся «олешки, мохнатые носы»…
– С кем встретилась, что узнала нового о Севере?
– О Русском Севере много пишут и снимают документальные фильмы. Один из таких – проект «Русский Север. Дорогами открытий», над которым работает любимый телеведущий Первого канала Валдис Пельш.
По счастливому стечению обстоятельств мы оказались со съёмочной группой и Валдисом в одной «оленьей упряжке», в одном доме и за одним столом. Мне трудно выразить словами искренние эмоции радости от нашей встречи, ведь когда люди двигаются в одном направлении, ты чувствуешь «плечо друга»! Валдис рассказывает в фильме обо всём, чем богат и славен Север, и я нахожу это значительным вкладом в сохранение культурного наследия. Ведь сами северяне стесняются писать о своём, считая это бахвальством…
Самый большой «культурный трейл» был совершён по маршруту этнографической части экспедиции Архангельск – Карпогоры – Сура – Городецк – Ваймуша – Церкова. Здесь меня ждали полное погружение в историю и множество знакомств с прекрасными и увлеченными людьми, которые сохраняют культуру Пинежского края. Это настоящие хранители прошлого, которые заботливо берегут сокровища деревень и нередко в своих домах обустраивают музеи.
Хозяйка одного из таких «храмов седой старины» – Екатерина Михайловна из деревни Городецк Архангельской области подробно рассказала об укладе жизни XIX начала ХХ века. Здесь можно подержать в руках и даже примерить некоторые экспонаты из истории культуры и быта северных крестьян. Исследователям народного костюма будет любопытно тут побывать.
Также довольно богатую коллекцию традиционной и модной городской одежды собрал музей «Истоки» в деревне Ваймуша. А в «Доме пинежской прялки» частного музея Виктора Мёрзлого я обнаружила самое крупное собрание корневых прялок, собранных на Пинежье! Надо сказать, что Виктор Васильевич, хозяин музея, настоящий краелюб, поэтому его музей в Карпогорах, думаю, будет местом паломничества многих экспедиций, интересующихся традиционной культурой.

СПРАВКА «КП»

Екатерина Ребежа – художник-модельер, автор собственного бренда REBEZHA, член Творческого союза художников России, академик Национальной академии индустрии моды, президент Международного фестиваля дизайна, моды и ремесел «Губернский стиль», член Ассоциации русских художников в Париже. Живет и работает в Курске.

– Я знаю, что у тебя было несколько важных встреч с мастерицами – об этом даже писали в местных газетах…
– Да, в селах Сура и Карпогоры. Это была своего рода культурная миссия, обмен опытом и вдохновением. В здании Сурской библиотеки были выставлены мои работы, а мастерицы из Суры и Городецка показали мне свои изделия. Здесь были вышитые картины, образцы ткачества и многое другое.
Мы говорили о творчестве и его сути, о поисках новых источников вдохновения и уникальности Русского Севера. О том, как важно творческому человеку встречаться с единомышленниками, участвовать в различных выставках, делясь своими успехами, обмениваясь опытом, и просто путешествовать.
Я рассказала о культурно-просветительском проекте «Древо жизни», главная задача которого – популяризация промыслов, объяснение русских традиций. Этот некоммерческий проект создали несколько художников росписи по дереву. Толчком к его созданию послужила поездка на Красноборскую землю, родину трёх росписей…
– А нынешняя поездка уже принесла свои творческие плоды?
– По крупицам собираю свои впечатления от этнографического путешествия на Русский Север. Мой «живой» экспедиционный материал уже начал ложиться в основу новых графических произведений. Обращение к национальному эпосу, архитектуре и промыслам очень вдохновляют на глубинный поиск национальных корней и традиций.
Сейчас как раз начинается этап поиска «остросюжетных мотивов» и стилизованного воплощения. Появились наброски графических принтов для одежды с элементами пинежского фольклора.
Первое, на что я бы хотела обратить внимание, это охлупни (деталь крыши на деревянных избах – прим.ред.). Часто это выразительные силуэты фигур коней с величаво склоненными головами. Когда входишь в северную деревню, с некоторых крыш ещё смотрит на тебя такой деревянный конь, и кажется, что это стражи домашнего очага, выражающие «душу» дома.
А так как гостеприимный Север стал для меня почти как дом, то и сюжет для новых рисунков выбран не случайно. Трудно не поддаться обаянию этого сурового впечатляющего искусства. Подойти ближе и рассмотреть скульптуры вековых оберегов удалось в Карпогорах, а также в деревнях Кимжа и Кулой.
– На что похож Русский Север и так ли страшен мороз, как его малюют?
– Север зимой – это не только мир холода, но и фантастической, завораживающей красоты. Ради такого зрелища можно и потерпеть 40-градусные температуры.
Из-за этого воображение мне рисует обледенелые козули – такие архангельские пряники. Главное их отличие от других пряников – в изобильной росписи, часто белым кружевным орнаментом, который напоминает пушистые шапки снега кругом. Нарядно…

Татьяна Ласточкина
Фото из архива Екатерины Ребежа



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также