Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Медаль из Монреаля блестит как новая

Газетный выпуск № 2021_090
27 июля 09:26 История

45 лет назад 19 июля 1976 года курский велосипедист Валерий Чаплыгин завоевал золотую медаль на Олимпиаде

Чаплыгин стал первым курским олимпийским чемпионом. Конечно, олимпийская медаль дороже всего, но и в целом Валерия Андреевича считают самым титулованным советским велогонщиком
XX столетия.
Дело было в Монреале в 1976 году на летних Олимпийских играх. Командная гонка 100 километров на шоссе. Чаплыгин – капитан интернациональной команды. Кроме него на трассе – белорус Владимир Каминский из Минска, эстонец Ааво Пиккуус из Тарту и Анатолий Чуканов из украинского Ворошиловграда.
Трасса знакомая – два года назад советские спортсмены завоевали здесь «серебро» первенства мира. Команда работала слаженно. Гонщики поддерживали друг друга.
– Где-то кого-то приходилось подбодрить, посоветовать поднажать, – рассказывал потом Чаплыгин. – Реплики, конечно, сбивали дыхание, но особенного дискомфорта я не ощущал.
Ближайших соперников – поляков наши опередили на 20 секунд. В Курске сотни людей пришли на вокзал встречать чемпиона. А дальше пусть говорит сам Чаплыгин. Мы собрали фрагменты его многочисленных интервью:

– По месту за победу в Монреале дали 500 долларов авансом. В СССР – 4 тысячи рублей премиальных. В городе телевизор цветной подарили. Тогда их почти ни у кого не было. А жильём меня государство обеспечило, но немножко раньше – в 1974 году, когда я стал серебряным призёром чемпионата мира в командной гонке (там же, в Монреале, на той же трассе), дали двухкомнатную квартиру.

… Премию Олимпиады потратил на приобретение нового автомобиля – «копейки». Оливкового цвета. Стоила она 5 600 рублей.
… В Монреале мы были на итальянских велосипедах Colnago. А так спортивные велосипеды Харьковский велозавод выпускал, но они далеки были от итальянских по качеству. Тренировались на итальянских тоже – лёгкие и прочные, долговечные. Впервые в 1972 году опробовали их в Мюнхене, СССР заключил контракт на поставку велосипедов этой фирмы для нашей сборной. Лично я в 1974 году с «чемпиона шоссе» Харьковского велозавода пересел на Colnago. Помню, это была международная гонка в Югославии и я летел как птица на нём. Разницу сразу почувствовал, наши потяжелее, навеска, переключатели, тормоза – всё тяжелей. А тут летишь как пушинка, поэтому и психологически был настрой уже на победу.
… На одном из официальных мероприятий случайно пересеклись с олимпийским чемпионом 2008 года. У меня медаль в кармане была, нёс детишкам показать. Ну тот: «Дай подержать». Крутит в руках, как диковину какую-то: «Ого! С моей уже золото облезло. А твою спустя столько лет от новой не отличишь!».
… Дети из обеспеченных семей редко идут заниматься спортом. Зачем ему трудиться, пахать, потеть – у него и так уже всё есть. Но есть множество ребятишек, у которых ничего нет. Вот они бы пошли в спортивные школы, если бы там хотя бы выдали экипировку. В советское время, когда я пришёл в велосекцию, мне дали спортивный костюм, похожий на костюм нашей сборной, потом другую экипировку. Сбор какой-то: на питание по рублю выделяется. А рубль – это и поесть, и в кино сходить можно, и девушку туда сводить. Вот куда надо деньги вкладывать. Тогда сильные спортсмены обязательно появятся. И чтобы было много разных видов спорта. И масса соревнований.
В Курске в 1980 году накануне открытия XXI летней Олимпиады в Москве Валерий Чаплыгин нёс олимпийский факел. На финише последнего этапа именно он зажёг огонь в чаше главного курского стадиона «Трудовые резервы». На этой Олимпиаде курянин-дзюдоист Николай Солодухин стал победителем. Это был второй олимпийский чемпион в Курской области.
В 2014 году перед Олимпиадой в Сочи во время эстафеты олимпийского огня в Курске первым факел принял опять же именно Валерий Чаплыгин.
Подготовил
Юрий МОРГУНОВ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также