/*?>
Компьютерные и мобильные игры прочно вошли в жизнь современной молодёжи. Для кого-то это смена деятельности и способ расслабиться после трудного учебного или рабочего дня, а для кого-то – целая жизнь. Но так ли они плохи для психологического состояния молодого человека или ребёнка? Разбираемся с психологом Егором Мальцевым.
Бегство в виртуальный мир
«Не сиди в телефоне», «Вылези из-за компьютера», «Хватит играть в эти игры, лучше книжку почитай». Согласитесь, что подобные высказывания слышали многие.
– Это вопрос возраста. Одно дело – взрослые люди, другое – дети. Последние, как правило, начинают уходить в компьютерные игры с очень маленького возраста. Например, ребёнку часто покупают планшет, чтобы он играл и не отвлекал взрослых от дел. Ребёнок начинает привыкать к такой форме досуга, – поясняет Егор Мальцев.
Еще один фактор – игровое комьюнити (общество, объединённое схожими интересами. – Прим. ред.), которое предлагает большинство игр. Именно там условный игрок любого возраста находит себе круг общения, ведь там это сделать гораздо проще, чем в жизни.
– Если тебя в одном месте не принимают, то ты ищешь другое. Если мы говорим о детях, то это может произойти из-за школьного буллинга (травли. – Прим.ред.) по поводу внешности или простого неприятия сверстниками, – говорит психолог. – Однако ребёнок контролируется родителями. Если он уходит в игры и родители позволяют ему там быть, то, скорее всего, их это устраивает или они просто не хотят делать по-другому.
Сброс эмоций
– Возьмём условного ребёнка, у которого есть проблемы с коммуникацией, он взрывной, у него деструктивно-агрессивное поведение. Эти качества проявляются у него по разным причинам. В игры он может просто «слить» свою агрессию, из-за чего станет более адаптивным в жизни. Агрессия уходит туда, где ей и место, – говорит Егор Мальцев.
– Для кого-то игры – досуг, для кого-то – спорт, а для кого-то так и остаются простым местом для выброса эмоций.
А возможен ли обратный исход? Психолог утверждает, что агрессия переходит из игры в жизнь крайне редко. Для многих игры – это просто коммуникация и досуг.
– Агрессивный ребёнок виден, если он что-то бьёт, кричит, ломает. С подростками сложнее. Это человек с высокой неопределённостью, непониманием того, что с ним происходит, гормональным бумом, – поясняет Егор Мальцев.
Плюсы киберспорта
В 2016 году киберспорт был включён в реестр официальных видов спорта.
Сейчас этим профессионально занимаются и школьники, и взрослые, участвуют в турнирах. И в этом есть свой жирный плюс.
– Вместо обычной игры киберспортсмены тренируются, участвуют в соревнованиях, улучшают свои навыки коммуникации, стратегического мышления и в десятки раз увеличивают скорость принятия решений, – говорит организатор школьной киберспортивной лиги Егор Костин. – Школьники, которые выбирают компьютерный спорт вместо обычной игры, получают намного больше удовольствия и пользы от того, что делают. Если не получилось добиться успеха в любимой игре, то навыки работы с компьютером остаются, позволяя переквалифицироваться на другую работу, связанную с ним.
Кто авторитет?
Для подростка родители нечасто становятся авторитетом и примером для подражания, так как они находятся в возрасте определённой отдалённости и протеста.
– Если ребёнок перенимает модель поведения игрового персонажа, то это значит, что он для него более авторитетный. Реальность, как правило, не такая красивая, как игра. Чтобы такого не происходило, у ребёнка должна быть система ценностей, которую можно и нужно воспитывать и прививать своим примером с малых лет, – объясняет психолог.
Об авторитетах мы заговорили не случайно. Бытует мнение, что игры-стрелялки напрямую связаны со скулшутингом (вооруженное насилие на территории образовательных учреждений. – Прим.ред.). Чаще всего об этом говорят тогда, когда происходят подобные события. Однако исследований, подтверждающих взаимосвязь игр и насилия, нет.
– Подобным историям (говорится о событиях в Казани и Перми. – Прим.ред.) нужно давать меньшую огласку. После этого формируется определённое комьюнити людей, поддерживающих шутеров, они становятся идолами, на которых можно опереться. Для подростков, для которых мало кто является авторитетом, это ещё и способ заполучить внимание. Чем больше мы даём огласки подобному, тем больше мы получим подражателей, – утверждает психолог Егор Мальцев.
Ирина
Сидоренко